Контрольная работа по "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности занимается наука БЖД - безопасность жизнедеятельности.
Дисциплина “БЖД” интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО).
Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д.

Содержание работы

Введение
Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Перспективы развития науки безопасности жизнедеятельности.
Опасности и их источники.
Заключение

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Техногенные аварии и  катастрофы, стихийные бедствия требуют  как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей  в мире опасностей и способах защиты от них -- необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления РСЧС.

Нередко условия труда  работающих не отвечают санитарно-гигиеническим  нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные  и опасные факторы осуществимо  ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния  как России, так и других промышленно  развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной  сфере, а техногенные и природные  катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и  угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз  на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

безопасность жизнедеятельность  чрезвычайный дисциплина

Наука БЖД исследует  мир опасностей, действующих в  среде обитания человека, разрабатывает  системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании  наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД  позволяет получить, расширить и  углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опасности и их источники

 

Негативные воздействия  в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное  причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Источником опасности  может быть все живое и неживое, а под-вергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все».

Опасности не обладают избирательным  свойством, при своем возникновении  они негативно воздействуют на всю  окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, при-родная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Опасность - центральное  понятие в безопасности жизнедеятель-ности.

Различают опасности  естественного и антропогенного происхож-дения. Естественные опасности  обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. п.

Негативное воздействие  на человека и среду обитания, к  сожале-нию, не ограничивается естественными  опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности. Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными.

Чем выше преобразующая  деятельность человека, тем выше уровень  и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих фак-торов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В настоящее время  перечень реально действующих антропогенных  негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (тем-пературы, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый фи-зический труд, токсичные вещества и др.; травмирующие факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, элек-трический ток, транспортные средства и подвижные части машин, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, лазерное излу-чение, острое ионизирующее облучение и др.

Даже в быту нас  сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природ-ного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранс-порта и мусоросжигающих  устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; виб-рации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Многочисленность и  многообразие опасностей, высокая вероят-ность  их воздействия на каждого из нас позволяет сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!»

Аксиома предопределяет, что все действия человека и компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

Справедливость аксиомы  можно проследить на всех этапах разви-тия  системы «человек - среда обитания». Так, на ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естествен-ного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, атмосферных осадков, контактов с дикими животными, стихийных явлений и т. п.

В условиях современного мира к естественным прибавились  мно-гочисленные факторы техногенного происхождения. Наиболее значи-мыми негативными  воздействиями техногенного происхождения  в современной жизни являются:

- вредные воздействия производственных и бытовых отходов, неизбежно сопровождающих любой технологический процесс, эксплу-атацию технических систем и процесс жизнедеятельности человека. В среднем на одного городского жителя приходится более 300 кг твердых бытовых отходов в год. Токсичные выбросы промышленных объектов России в атмосферный воздух достигают 16,6, а автотранспорта - 11 млн. т в год;

- травмоопасность, возникающая  при эксплуатации технических  систем. Достаточно сказать, что  в России на производстве ежегодно  гибнут около 5000 человек;

- разрушительное воздействие  аварий техногенного происхожде-ния  (аварии на промышленных объектах, на транспорте, на магист-ральных  трубопроводах, в системах жизнеобеспечения  и т. п.). В России в 1996 г.  произошло 160,5 тыс. дорожно-транспортных аварий, в которых погибли 29,5 тыс. чел., а Чернобыльская катастрофа привела к загрязнению радиоактивными веществами 80 % земель Белоруссии и 30 % --Украины. В 1989 г. разрыв газопровода под г. Уфа привел к взрыву в месте следования двух поездов. Погибли 1128 чел.

Значительную роль в  возникновении техногенных негативных воз-действий играет также человек  в результате своих ошибочных  или несанкционированных действий. Из общего числа дорожно-транспортных аварий в 1996 г. на долю водителей автотранспорта приходится 75 % аварий.

Определенная роль в  создании обстановки потенциальной  опасно-сти в жизни человека принадлежит  и стихийным бедствиям. Землетря-сения, извержения вулканов, бури, ураганы, обвалы, лавины и др. часто сопровождаются травмированием и гибелью людей. В России в 1996 г. силы стихии привели к возникновению 315 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 46 чел.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздей-ствия  с причинением ущерба людским, природным  или материальным ресурсам.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровожда-ющееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопро-вождающееся  гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со сти-хийными явлениями  на Земле и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наука БЖД исследует  мир опасностей, действующих в  среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет  получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических  свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций


Информация о работе Контрольная работа по "Безопасность жизнедеятельности"