Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 11:20, контрольная работа
1. НАЗОВИТЕ ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УТОМЛЕНИЯ
3. НАЗОВИТЕ ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4. НАЗОВИТЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5. НАЗОВИТЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
6. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЕСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО И НАПРЯЖЕННОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА?
7. ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет инновационных технологий обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнил студент группы Э-Т-15-3 |
___________________ Лукина Анастасия подпись Алексеевна
|
Иркутск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Выделяются следующие стадии работоспособности:
1) вырабатывания;
2) оптимального выполнения деятельности;
3) утомления;
4) конечного порыва (при высокой мотивации).
Фаза мобилизации. Человек непроизвольно или через инструктаж мобилизуется, чтобы начать работу. В «мобилизацию» включаются все системы организма. Особенно это проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.
Фаза первичной реакции может возникать в начале деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния. Эта фаза является результатом внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера, поступающей информации, и ее непредсказуемости.
Фаза гиперкомпенсации. Эта фаза возникает также в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности. Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует об окончании стадии врабатывания.
Фаза компенсации (оптимальной работоспособности). Все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются, что достигается сбалансированной активностью установок на экономизацию и мобилизацию усилий. Уровень работы различных систем оптимален, необходимая и достаточная мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена. Наибольшая ее длительность достигается тогда, когда работник имеет 30% времени, непосредственно не занятого выполнением трудовых операций.
Фаза субкомпенсации
возникает как при снижении интенсивности
и сложности деятельности, так и при их
повышении. На этой фазе постепенно начинает
действовать уровень резервной работоспособности.
Эта фаза наступает и дольше длится у высококвалифицированных
специалистов и лиц с сильной нервной
системой.
Фаза конечного порыва возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности.
Фаза декомпенсации. На этой фазе уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности. Снижаются не только второстепенные, но и основные показатели деятельности.
Фаза срыва характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности. Возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды. Наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение работы вегетативных функций и внутренних органов может привести к обморочному состоянию и срыву адаптационных механизмов. Организм человека приходит в состояние переутомления и требует длительного отдыха или даже лечения. [1, c. 104-109]
2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УТОМЛЕНИЯ
Мероприятия по профилактике утомления:
физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;
равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;
соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы;
освобождение от излишних подсобных операций и т. п.
Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. [7, c. 1]
Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).
Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и технологии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на работы, выполняемые в положении сидя или стоя.
Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфораторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответствующей нормативно-технической документации. Основой профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими, является оптимизация условий труда рабочих и устранение неблагоприятных производственных факторов. Основные факторы трудового процесса, характерные для работ, связанных с физическими (мышечными) нагрузками, а также факторы производственной среды (вибрация, микроклимат и др.), усугубляющие состояние функционального перенапряжения опорно-двигательного аппарата, должны находиться в пределах оптимальных, реже — допустимых величин, установленных в соответствии с нормативными документами.
Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня. Большое значение в комплексной профилактике имеют занятия, проводимые вне рабочего времени в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности», где занятия проводятся под контролем врача. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя. [8, с.1-3]
Эффективность трудоохранных мероприятий многогранна: научная, техническая, экологическая, социальная и экономическая.
Научная эффективность выражается в приросте научной информации (выявление новых законов, открытии новых явлений и т. п.), предназначенной как для трудоохранного применения, так и для потребления ее в других областях знаний.
Техническая эффективность проявляется в практической сфере деятельности в виде разработок безопасного оборудования, рациональных процессов, средств индивидуальной или коллективной защиты и т. д.
Экологическая эффективность трудоохранных мероприятий заключается в снижении загрязнения воздушной среды, воды, почвы, а также в сохранении здоровья самого человека, являющегося главным объектом экологии – науки об отношениях растительных и животных организмов, населяющих нашу планету, между собой и с окружающей средой.
Социальная эффективность связана с экономической. Концепция взаимосвязи социальной и экономической эффективности в нашей стране заключается в приоритете социальной эффективности, когда экономическая эффективность улучшения условий труда подчинена социальным целям, служит средством их осуществления.
Экономическая эффективность определяет экономику трудоохранного менеджмента. Экономика всегда связана с денежными измерениями. К показателям экономической эффективности и, таким образом, трудоохранного менеджмента относят:
· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;
· снижение потерь за счёт уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;
· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;
· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда и т. п.
Из всех показателей экономической эффективности наиболее существенны потери, связанные с травматизмом, заболеваемостью, авариями и пожарами.
Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приносит определённый экономический эффект. [9, с. 1-2]
Безопасность жизнедеятельности (БЖД)— наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Объектом познания науки БЖД является человек (группа, коллектив
людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков веществ, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека и коллектива людей.
Цель БЖД— получение знаний о нормативно допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Задачи БЖД:
теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;
оптимизация условий деятельности и отдыха человека;
разработка принципов и методов защиты от опасностей;
разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла;
непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
обучение населения основам защиты от опасностей;
разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.
БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.
БЖД — неотъемлемая составная часть и обязательная образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности.
Этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества и государства. [2, c.3-4]
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания. [10, с. 3]
В производственных помещениях используется три вида освещения:
естественное (источником его является солнце);
искусственное (когда используются искусственные источники света);
совмещенное или смешанное (характеризуется одновременным сочетанием естественного и искусственного освещения).
Естественное освещение создается природными источниками света —прямыми солнечными лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей, рассеянных атмосферой). Естественное освещение является биологически наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"