Контрольная работа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

1. НАЗОВИТЕ ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УТОМЛЕНИЯ
3. НАЗОВИТЕ ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4. НАЗОВИТЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5. НАЗОВИТЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
6. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЕСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО И НАПРЯЖЕННОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА?
7. ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Безопастность жизнедеятельности.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Факультет инновационных технологий обучения

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

группы Э-Т-15-3

 

___________________ Лукина Анастасия 

             подпись             Алексеевна

            


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2015

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЗОВИТЕ ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Выделяются следующие стадии работоспособности:

1) вырабатывания;

2) оптимального выполнения деятельности;

3) утомления;

4) конечного  порыва (при высокой мотивации). 

Фаза мобилизации. Человек непроизвольно или через инструктаж мобилизуется, чтобы начать работу. В «мобилизацию» включаются все системы организма. Особенно это проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Фаза первичной реакции может возникать в начале деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния. Эта фаза является результатом внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера, поступающей информации, и ее непредсказуемости. 

Фаза гиперкомпенсации. Эта фаза возникает также в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности. Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует об окончании стадии врабатывания.

Фаза компенсации (оптимальной работоспособности). Все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются, что достигается сбалансированной активностью установок на экономизацию и мобилизацию усилий. Уровень работы различных систем оптимален, необходимая и достаточная мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена. Наибольшая ее длительность достигается тогда, когда работник имеет 30% времени, непосредственно не занятого выполнением трудовых операций. 

Фаза субкомпенсации возникает как при снижении интенсивности и сложности деятельности, так и при их повышении. На этой фазе постепенно начинает действовать уровень резервной работоспособности.  
Эта фаза наступает и дольше длится у высококвалифицированных специалистов и лиц с сильной нервной системой. 

Фаза конечного порыва возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности.

Фаза декомпенсации. На этой фазе уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности. Снижаются не только второстепенные, но и основные показатели деятельности.

Фаза срыва характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности. Возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды. Наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение работы вегетативных функций и внутренних органов может привести к обморочному состоянию и срыву адаптационных механизмов. Организм человека приходит в состояние переутомления и требует длительного отдыха или даже лечения. [1, c. 104-109]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УТОМЛЕНИЯ

 

Мероприятия по профилактике утомления:

физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;

равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;

соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы;

освобождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. [7, c. 1]

Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и технологии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на работы, выполняемые в положении сидя или стоя.

Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфораторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответствующей нормативно-технической документации. Основой профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими, является оптимизация условий труда рабочих и устранение неблагоприятных производственных факторов. Основные факторы трудового процесса, характерные для работ, связанных с физическими (мышечными) нагрузками, а также факторы производственной среды (вибрация, микроклимат и др.), усугубляющие состояние функционального перенапряжения опорно-двигательного аппарата, должны находиться в пределах оптимальных, реже — допустимых величин, установленных в соответствии с нормативными документами.

Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня. Большое значение в комплексной профилактике имеют занятия, проводимые  вне рабочего времени в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности», где занятия проводятся под контролем врача. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя. [8, с.1-3]

 

 

 

 

 

 

 

 

3.НАЗОВИТЕ ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Эффективность трудоохранных мероприятий многогранна: научная, техническая, экологическая, социальная и экономическая.

Научная эффективность выражается в приросте научной информации (выявление новых законов, открытии новых явлений и т. п.), предназначенной как для трудоохранного применения, так и для потребления ее в других областях знаний.

Техническая эффективность проявляется в практической сфере деятельности в виде разработок безопасного оборудования, рациональных процессов, средств индивидуальной или коллективной защиты и т. д.

Экологическая эффективность трудоохранных мероприятий заключается в снижении загрязнения воздушной среды, воды, почвы, а также в сохранении здоровья самого человека, являющегося главным объектом экологии – науки об отношениях растительных и животных организмов, населяющих нашу планету, между собой и с окружающей средой.

Социальная эффективность связана с экономической. Концепция взаимосвязи социальной и экономической эффективности в нашей стране заключается в приоритете социальной эффективности, когда экономическая эффективность улучшения условий труда подчинена социальным целям, служит средством их осуществления.

Экономическая эффективность определяет экономику трудоохранного менеджмента. Экономика всегда связана с денежными измерениями. К показателям экономической эффективности и, таким образом, трудоохранного менеджмента относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счёт уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда и т. п.

Из всех показателей экономической эффективности наиболее существенны потери, связанные с травматизмом, заболеваемостью, авариями и пожарами.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приносит определённый экономический эффект. [9, с. 1-2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. НАЗОВИТЕ ОБЪЕКТ  И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ «БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)— наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания науки БЖД является человек (группа, коллектив

людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков веществ, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека и коллектива людей.

Цель БЖД— получение знаний о нормативно допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Задачи БЖД:

теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;

оптимизация условий деятельности и отдыха человека;  

разработка принципов и методов защиты от опасностей;  

разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла;

непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;  

моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;

обучение населения основам защиты от опасностей;  

разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

разработка мер по обеспечению национальной и международной    безопасности.

БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

БЖД — неотъемлемая составная часть и обязательная образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности.

Этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества и государства. [2, c.3-4]

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания. [10, с. 3]

5. НАЗОВИТЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И  ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

 

В производственных помещениях используется три вида освещения:

естественное (источником его является солнце);  

искусственное (когда используются искусственные источники света);  

совмещенное или смешанное (характеризуется одновременным сочетанием естественного и искусственного освещения).

Естественное освещение создается природными источниками света —прямыми солнечными лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей, рассеянных атмосферой). Естественное освещение является биологически наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"