Контрольная работа по "Охрана труда в организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.
Вопрос 2. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на тяжесть поражения электрическим током, и назовите условия поражения электрическим током.

Файлы: 1 файл

Охрана труда 2.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

Согласно ст. 465 Трудового  кодекса Республики Беларусь юридические  и физические лица, виновные в  нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Как следует из приведенной нормы закона, ответственность несут как наниматель, т.е. предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную ответственность. Другие виды ответственности – дисциплинарную, административную, уголовную – могут нести только физические лица – должностные лица нанимателя. Они же несут и материальную ответственность за причинение ущерба нанимателю.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя – это руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместитель), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК). Должностные лица, нарушившие законодательство при решении вопросов об увольнении, переводе, изменении существенных условий труда, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности, могут быть привлечены к ответственности в зависимости от степени, характера и мотивов нарушения трудового законодательства.

Дисциплинарную  ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном законодательством. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия.

Должностные лица нанимателя по общему правилу несут дисциплинарную ответственность на общих основаниях, если они не относятся к категориям работников с особым характером работ и на них не распространяется действие уставов или положений о дисциплине (работники транспорта, таможенной службы, государственной службы и др.). В соответствии с Трудовым кодексом и правилами внутреннего трудового распорядка за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. Кроме того, руководители организаций и их заместители (в т.ч. обособленного подразделения), а также главные бухгалтеры и их заместители могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по п. 1 ст. 47 ТК. Поскольку в данном случае руководитель или другие должностные лица нанимателя являются работниками по отношению к собственнику имущества или уполномоченному должностному лицу, то при применении к ним дисциплинарных взысканий руководствуются общим порядком, установленным ст. 197–204 ТК.

Для привлечения  должностного лица к дисциплинарной ответственности необходимо наличие следующих условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, противоправность действий должностного лица, вина в совершении противоправного действия. Применительно к должностному лицу лицу нанимателя дисциплинарный проступок – это противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей или неосуществление либо превышение правомочий, обеспечивающих процесс труда, лицом, состоящим в трудовых правоотношениях с конкретной организацией. Несоблюдение руководителем или должностным лицом лицом нанимателя законодательства о труде может выражаться в нарушении законодательства в части приема на работу, заключения трудового договора или контракта, перевода, увольнения, выплаты заработной платы, в частности, нарушении сроков ее выплаты, и др.

Перечень дисциплинарных взысканий, указанных в Трудовом кодексе и правилах внутреннего  трудового распорядка, является исчерпывающим. Право выбора меры дисциплинарного  взыскания принадлежит нанимателю. При этом должны учитываться тяжесть  дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение руководителя. Так, к обстоятельствам, отягчающим нарушениям руководителя, на практике относят: неоднократность совершения проступка, наступление тяжелых последствий для организации, умышленные действия нарушителя, попытку скрыть факт нарушения и др.

Независимо от примененной  меры дисциплинарного взыскания  к руководителю или должностному лицу нанимателя могут быть применены лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры.

В отношении руководителя и других должностных лиц нанимателя  должен быть соблюден установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания: затребование письменного объяснения, соблюдение сроков применения дисциплинарного взыскания с момента обнаружения проступка и с момента его совершения, ознакомление с приказом (распоряжением), постановлением об объявлении дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание  имеет силу в течение одного года, если на протяжении этого времени должностное лицо не будет подвергнуто новому дисциплинарному взысканию. После истечения этого срока оно автоматически погашается без издания приказа (распоряжения), постановления. Орган, руководитель, применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа, а также по просьбе самого лица, подвергнутого дисциплинарной ответственности. При этом досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением.

Административная  ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и иными законодательными актами при нарушении специальных норм и правил техники безопасности. Административная ответственность – это один из видов  юридической ответственности, которая заключается в применении к виновным мер административного взыскания. Виды административных правонарушений и санкций определяются КоАП и другими законодательными актами. Нарушение должностными лицами закондательства о труде в силу ст. 41 КоАП влечет наложение штрафа в размере до десяти минимальных заработных плат.

Объектом правонарушения является право на труд, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица нанимателя, а также лица, на которых в силу их служебного положения возложена обязанность по охране труда. Объективная сторона административного правонарушения состоит в невыполнении или нарушении действующего законодательства о труде руководителем организации или иными должностными лицами, указанными в соответствующих нормативных актах. Административная ответственность наступает за совершение руководителем организации административного правонарушения в сфере труда. Примером административных правонарушений в этой области можно назвать нарушение санитарных, противопожарных правил, правил техники безопасности и охраны труда. К административной ответственности могут быть привлечены руководители любых организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если в их действиях (бездействии) имеется состав административного правонарушения.

Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное должностное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание. Правом привлечения к административной ответственности обладают органы Министерства труда и социальной защиты (департамент по инспекции труда), органы Госпроматомнадзора, органы, осуществляющие санитарный надзор, органы государственного пожарного надзора. Порядок наложения административного взыскания регламентируется КоАП. О каждом нарушении трудового законодательства составляется протокол. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня обнаружения (ст. 37 КоАП). Пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями установлена административная ответственность должностных лиц  нанимателя за незаконное привлечение работника к  дисциплинарной или материальной ответственности.

В дополнение к общему правилу, установленному ст. 41 КоАП, рядом законодательных  актов предусмотрена административная ответственность предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей за невыполнение законодательства о занятости населения. Так, ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливает, что предприятия, учреждения, организации, предприниматели несут ответственность:

  • за каждый необоснованный отказ в приеме на работу лиц, направленных в счет брони, за несоздание каждого рабочего места, за отказ в приеме на работу выпускника учебного заведения, направленного в соответствии с заявкой или договором на подготовку, – выплачивается штраф в размере пятидесяти базовых величин;
  • за несоздание рабочего места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, – выплачивается штраф в размере ста двадцати среднемесячных заработных плат данного работника;
  • за несвоевременное либо не в полном объеме письменное уведомление государственной службы занятости о каждом предстоящем высвобождаемом работнике в связи с ликвидацией предприятия, учреждения или сокращением численности (штатов) либо о наличии каждого свободного рабочего места (вакансии) – выплачивается штраф в размере десяти базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушения законодательтва о труде и правил охраны труда установлена ст. 190, 194, 199, 301–308, 318, 336, 338 и др. Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Так, ст. 190 УК устанавливает, что умышленное прямое или косвенное нарушение либо ограничение прав и свобод, либо установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившие существенный вред правам, свободам и законным интересам гражданина, наказываются штрафом или исправительными работами на  срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Так, отказ руководителя организации в приеме на работу по мотиву принадлежности лица к общественным объединениям (например, к профсоюзной организации) причиняет вред правам и интересам гражданина, что может служить основанием для привлечения руководителя к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс выделяет в качестве самостоятельного преступления необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина (ст. 199 УК). Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшем причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона. Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла. За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК, виновное лицо наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 204 УК предусматривает  ответственность за незаконный отказ должностной морды в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина. Данные правонарушения наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 306 УК предусматривает  уголовную  ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение. В понятие «правила охраны труда» включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (например, правила охраны труда отдельных категорий работников – инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т.д.), а также правила охраны труда в отдельных отраслях производства. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда, нарушения правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ, за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.

Материальная  ответственность должностных лиц наступает, когда в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб. Действующее законодательство предусматривает материальную ответственность руководителя за следующие виновные действия:

Информация о работе Контрольная работа по "Охрана труда в организации"