Контрольная работа по Основы безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Треть своей жизни человек проводит на работе, вот почему обстановке на рабочем месте должно уделяться максимум внимания. Ведь безопасность труда значит намного больше, чем представляют себе многие работники.

Содержание работы

Введение
1. Законодательная база безопасных условий труда. 4
1.1. Задачи 4
1.2. Законодательство РФ о труде и об охране труда 4-5
1.3. Подзаконные, иные нормативные правовые акты по охране труда 6-7
1.4. Государственное управление охраной труда 7-10
1.5. Органы, осуществляющие управление охраной труда 10-12
1.6. Инструктаж работников по охране труда 12-15
1.7. Работы с повышенной опасностью 15
1.8. Обучение охране труда и проверка знаний требований охраны труда ………………………………………………………………………...15-20
1.9. Международное законодательство об охране труда 20
2. Воздушная среда производственных помещений. Влияние различных примесей в воздухе на физиологические функции организма 21-23
2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях 23-26
2.2. Влияние различных примесей в воздухе на физиологические функции организма 26
2.3. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений ………………………………………………………………………26-30
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Основы безопасности труда.docx

— 137.24 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по Основы безопасности труда

План

     Введение

1. Законодательная база безопасных условий труда. 4

1.1. Задачи 4

1.2. Законодательство РФ о труде и об охране труда 4-5

1.3. Подзаконные, иные нормативные правовые акты по охране труда 6-7

1.4. Государственное управление охраной труда 7-10

1.5. Органы, осуществляющие управление охраной труда 10-12

1.6. Инструктаж работников по охране труда 12-15

1.7. Работы с повышенной опасностью 15

1.8. Обучение охране труда и проверка знаний требований охраны труда ………………………………………………………………………...15-20

1.9. Международное законодательство об охране труда 20

2. Воздушная среда производственных помещений. Влияние различных примесей в воздухе на физиологические функции организма 21-23

2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях 23-26

2.2. Влияние различных примесей в воздухе на физиологические функции организма 26

2.3. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений ………………………………………………………………………26-30

Заключение

 Список использованной  литературы

 

Введение

Основной целью управления безопасностью труда является организация  работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению  условий труда на основе комплекса  задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Треть своей жизни человек проводит на работе, вот почему обстановке на рабочем месте должно уделяться максимум внимания. Ведь безопасность труда значит намного больше, чем представляют себе многие работники.

На каждом предприятии обязательно наличие с соответствующей должностью работника, специализирующегося на охране труда. Не нужно забывать, что целью охраны труда, включающей в себя множество экономических, социальных, юридических, организационных, технических мероприятий, является обеспечение надежной, безопасной рабочей обстановки и предупреждение несчастных случаев на работе, а также заболеваний, связанных с профессией.

 

1.Законодательная база безопасных условий труда.

 

Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

  1. Задачи

  • создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области охраны труда;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативно правовых актов;
  • оценка и анализ условий и безопасности труда, которые выявляет аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учет несчастных случаев на производстве;
  • обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности;
  • разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.
  1. Законодательство РФ о труде и об охране труда

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового  законодательства устанавливают необходимый  минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и  договорах этот минимум конкретизируется.

Законодательство о труде  и об ОТ имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношение работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

Законодательство об ОТ устанавливает  правовые основы регулирования отношений  в области ОТ между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными  организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области  ОТ и направлено на создание условий  труда, соответствующих требованиям  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ о  труде и об ОТ основывается на Конституции  РФ и состоит из федеральных законов (ФЗ) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и  иных нормативных правовых актов  субъектов РФ. В перечень основных законодательных актов РФ входят:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
  • 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • 52-ФЗ « О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55;
  • 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  • 2490-1-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • 14-ФЗ от 26.01.1996 г. «Гражданский Кодекс РФ»;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Уголовный Кодекс РФ.

В субъектах РФ законодательство о труде и об ОТ составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об ОТ, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

    1.   Подзаконные, иные нормативные правовые акты по охране труда

В соответствии с государственными нормативными требованиями ОТ, содержащимися  в ФЗ и иных нормативных актах  РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об ОТ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим трудовые отношения, включая условия и ОТ, относятся подзаконные акты. К ним относятся указы и распоряжения Президента РФ.

Другую подгруппу подзаконных  актов, регулирующих вопросы ОТ, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области ОТ реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Следующую группу подзаконных  нормативных правовых актов РФ, устанавливающих  нормы в области условий и  ОТ, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития. К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и ОТ, положения, правила, инструкции.

Каждый из нормативных  правовых актов направлен на регулирование  конкретных аспектов создания надлежащих условий и ОТ. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и ОТ, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и ОТ субъектов РФ.

Особое место в регулировании  условий и ОТ занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по Охране Труда (ИОТ), коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка.

Требования ОТ обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства, труда.

Постановлением Правительства  РФ № 399 от 23.05.2000 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования ОТ» установлено, что в РФ действует система  нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, которая состоит из межотраслевых  и отраслевых правил и типовых  инструкций по ОТ, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и  безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Перечень видов нормативных  правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда:

1. Межотраслевые правила  по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые  типовые инструкции по охране  труда (ТИ РМ) — утверждает  Минтруд России;

2. Отраслевые правила  по охране труда (ПОТ РО), типовые  инструкции по охране труда  (ТИ РО) — утверждаются Федеральными  органами исполнительной власти;

3. Правила безопасности (ПБ), правила безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждаются Ростехнадзором России;

4. Государственные стандарты  и системы стандартов безопасности  труда (ГОСТ Р ССБТ)- утверждаются Госстандартом России, Госстроем России;

5. Строительные нормы  и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) — утверждаются Госстроем России;

6. Санитарные правила  (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы  (СанПиН), санитарные нормы (СН) — утверждаются Минздравсоцразвитием (ранее Минздравом) России.

    1.  Государственное управление охраной труда

В соответствии с ТК РФ «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации  непосредственно или по его поручению  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда, а также другими  федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий».

Система государственного управления ОТ и принципы её функционирования основываются на Конституции РФ, ТК РФ, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ.

Государственная политика в области ОТ в России основана на следующих принципах:

  • Направленность деятельности всей системы управления ОТ на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • Обеспечение гарантий прав работников на ОТ;
  • Научная обоснованность требований, предъявляемых к ОТ, содержащихся в законодательстве РФ, межотраслевых и отраслевых правилах по ОТ, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по ОТ;
  • Планирование мероприятий по ОТ и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;
  • Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
  • Основные цели государственной системы управления ОТ:
  • Реализация и совершенствование государственной политики в области ОТ;
  • Создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности;
  • Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
  • Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов ОТ — работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов; Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ОТ распределяет Правительство РФ, устанавливая их в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).

К числу федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление ОТ, относится, прежде всего, Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ, в структуре которого образован Департамент условий и ОТ.

В соответствии с указанным  Положением одной из основных задач  Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики, в том числе по улучшению условий и ОТ.

В соответствии с изложенными  задачами Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ выполняет следующие основные функции в области условий и ОТ:

  • Осуществляет государственное управление ОТ, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • Разрабатывает федеральные программы улучшения условий и ОТ;
  • Представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и ОТ и мерах по их улучшению;
  • Разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по ОТ;
  • Разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • Осуществляет организационно-методическое руководство государственной экспертизой условий труда РФ, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и ОТ;
  • Организует и проводит мероприятие «Аттестация рабочих мест», а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по ОТ в организациях;
  • Разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • Проводит работу по совершенствованию системы предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • Представляет по согласованию с Минздравсоцразвития РФ предложения в Правительство РФ о перечне тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • Организует обучение по ОТ работников организаций и проверку знаний ими требований ОТ. Устанавливает совместно и Минобразования РФ и другими заинтересованными федеральными исполнительными органами власти порядок обучения и проверки знаний требований ОТ работниками организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования РФ порядок направления на обучение по ОТ отдельных категорий работников за счёт средств Фонда;
  • Разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и ОТ, государственному рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.

Информация о работе Контрольная работа по Основы безопасности труда