Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:59, реферат
Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования».
Культура безопасности личности…………………….….……...стр.5
Личность безопасного типа…………………………………...….стр.8
Качества личности…………………………………………стр.10
Факторы влияющие на безопасность личности…………стр.12
Базовые составляющие культуры безопасности…………….…стр.14
Формирование личности безопасного типа и культуры безопасности личности…………………………………………………………...стр.16
Содержание
1. План……………………………………………………………
2. Введение…………………………………………………
3. Основная часть……………………………………………………….
4. Заключение……………………………………………
5. Источники информации……………………………………………..
6. Приложения………………………………….………
План
Введение
Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования».
Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества.
Культура человека
является сложной структурой, состоящей
из многих элементов, каждый
из которых относится к
Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.
Общие
результаты жизнедеятельности привели
человечество к глобальному кризису.
Для благополучного выхода из кризиса
в устойчивое развитие необходимо изменить
степень развитости личности и общества
в области обеспечения
Миропонимание,
адекватное новой эпохе ноосферы,
должно изменить систему ценностей
и целей жизнедеятельности
Становление новой культуры безопасности,
опирающееся на повышение степени развитости
личности и общества, возможно в результате
преобразования сознания всех слоёв общества.
Образование
при этом должно носить опережающий
характер, позволяющий обществу (профессиональному
коллективу, нации, мировому сообществу)
перейти от приоритета защиты в сложившихся
ситуациях к приоритету предотвращения
этих ситуаций, к устранению причин
угроз, к обеспечению безопасности
своей жизнедеятельности.
1.Культура безопасности личности
По выражению культуролога Гарри Триандиса (Harry C. Triandies) «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится» . Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения.
Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей. Немалую роль в этом процессе играют качества человека. Под ними понимают индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. составляющие, входящие в структуру личности человека.
Рассматривая структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека следует отметить, что она включает в себя: компоненты деятельности, свойства личности и приоритетные направления базовой культуры личности. С учетом структуры деятельности содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает в себя: мотивацию; знания, представления, образы; умения, навыки, практический опыт; творчество; самоконтроль.
Считаю необходимым более полно раскрыть данные понятия.
1.Под мотивацией мы понимаем стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. А также стремление человека к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.
2.Знания, представления, образы в структуре культуры безопасности представляется нам как система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов.
К этому же направлению будут относиться:
3.Умения, навыки, практический опыт в данной структуре будет включать в себя: умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение и навык правильных действовий в опасных и экстремальных ситуациях; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Вместе с этим опыт подразумевает применение знаний о: философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях.
4.Творчество рассматривается как опыт самостоятельного анализа противоречивости опасных ситуаций, комбинирования новых средств безопасности из известных с учетом конкретных условий, разработки принципиально новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения. Творческие способности человека могут быть показателем готовности к нестандартному решению познавательных и практических проблем безопасности непосредственно в опасных и экстремальных ситуациях и при взаимодействии с контркультурой деструктивности.
5.Самоконтроль как одна из наиболее важных составляющих в системе безопасности включает: адекватный пошаговый и прогностический самоконтроль при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, умение учиться на своих ошибках, извлекать уроки из опыта поведения в опасных ситуациях.
2.Личность безопасного типа.
Человек и культура два абсолютно неразделимых и взаимосвязанных между собой понятия: культура — совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений. А носителем культуры является человек (личность). Усложнение жизненных процессов большей части общества, науки и техники увеличили количество опасностей и угроз, повлияв на развитие специфичной области знаний – «безопасность», предопределив появления категории «Культура безопасности».
Личность безопасного типа (поведения) – это идеализированное понятие. Личность, которая ориентированная на рациональные отношения с окружающей средой (со всеми ее компонентами), сохранение природной составляющей окружающей среды, со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, жизнедеятельность которого безопасны как для себя, так и для других. Личность безосного типа – это не только набор поведенческих клише, это мировоззрение будущего, это своеобразная идеология гармоничного сосуществования человека и природы, по большому счету это первый шаг в сторону не катастрофического развития всего человечества.
Идеальная модель личности безопасного типа состоит из двух аспектов: биологического и социального.
Биологическая часть человека
– личности безопасного типа (носителя
культуры безопасности личности) - это
предопределенные наследственность врожденные
черты, вся совокупность физических
потребностей, физиологическая и
физиолого-психологическая
Социальный аспект человека – личности безопасного типа (носителя культуры безопасности человека) – это приобретенные в процессе деятельности, в процессе социализации и интериоризации, черты личности, черты характера, знания, умения, навыки, приобретенные в социальных институтах семьи, образования, в различных иных социальных институтах. Социальная составляющая личности безопасного типа – это та совокупность приобретенных черт, качеств, знаний которые создают ядро личности, предопределяя мысли, поступки, привычки, образ жизни.
Необходимо отметить часть
из множества проблем физиологии
– врожденные биологические особенности,
которые можно скорректировать
при помощи квалифицированной работы
педагога. Социальная часть личности
при правильном формировании может
сбалансировать биологические особенности
человека. На пример темперамент холерика
– вспыльчивость можно
Человек, личность, носитель
культуры безопасности – личность
безопасного типа формируется через
окружающую его среду. Наиболее подходящая,
специально созданная, управляемая
среда – среда
2.1.Качества личности.
В процессе любой деятельности, на основе присвоения различных элементов культуры безопасности, протекает процесс совершенствования готовности личности к безопасной жизнедеятельности. Различные формы опредмечивания культуры безопасности, прежде всего в личности воспитателя, трансформируются в личностные качества воспитанников. Культура безопасности обретает личностную форму воплощения. Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности, включает ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения, личностные качества.
Содержание культуры безопасности человека по параметру «качества личности» можно раскрыть через следующие характеристики личности:
Выявим содержание обозначенных понятий:
Ценностные ориентации – осознание приоритетов обеспечения личной безопасности, безопасности других людей, общества, природы. Идеал совершенного человека, подготовленного к безопасной жизнедеятельности. Приоритет жизни и здоровья человека над другими ценностями (экономическими, политическими и т.д.).
Личные смыслы - осмысление того, что человек самостоятелен, независим, свободен по своей природной сущности. Смысл жизни в самореализации, включающей развитие готовности к безопасной жизнедеятельности, к повышению безопасности общества и природы.
Способности - способность к целеполаганию в сфере безопасности, самосовершенствованию готовности к вредным и опасным факторам жизнедеятельности, к самоконтролю в опасных и экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивость, способность сохранять и восстанавливать силы и работоспособность в опасных и экстремальных ситуациях .
Взгляды и убеждения - представляются
как элемент мировоззрения, придающий личности или социаль