Культура безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования».

Содержание работы

Культура безопасности личности…………………….….……...стр.5
Личность безопасного типа…………………………………...….стр.8
Качества личности…………………………………………стр.10
Факторы влияющие на безопасность личности…………стр.12
Базовые составляющие культуры безопасности…………….…стр.14
Формирование личности безопасного типа и культуры безопасности личности…………………………………………………………...стр.16

Файлы: 1 файл

Культура БЛ.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

Характер - ответственность, уверенность, оптимизм, дальновидность, смелость, осторожность, готовность к разумному риску, доброта, коллективизм, трудолюбие, скромность, милосердие, отзывчивость, честность.

Таким образом, содержание культуры безопасности включает приоритетные направления базовой культуры личности, которые включают мировоззренческую, нравственную, психологическую, и др. культуру. Направления базовой культуры личности содержат компоненты, элементы, реализуют функции, способствующие или препятствующие безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности  личности - интегральное качество личности, определяющее: ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности знаний обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды, взаимосвязи человека и природы; умения и навыки безопасного поведения; знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также совокупность экологических и природоохранных представлений, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации индивидуальной и социальной деятельности, руководствуясь ценностным отношением к природе.

 

 

 

 

2.2.Факторы, влияющие на безопасность личности

Для целенаправленной деятельности по улучшению условий жизни и  деятельности человека в различных  сферах необходимо знать факторы влияющие на безопасность личности.

Факторы, влияющие на безопасность личности объединены в три группы:

1.социально-экономические

2.технико-организационные

3.природные

Первая группа факторов - это нормативно-правовые факторы (законы о труде, природоохранное законодательство, правила, нормы, стандарты, практика государственного и общественного контроля за их соблюдением) социально-психические факторы, характеризующие отношение рабочего к труду, психологический климат в коллективе, семьи й, мотивы труда; общественно-политические факторы (общественные формы направлены на создание благоприятных условий труда, изобретательство) экономические факторы - адекватная плата за труд, система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование за вредные условия труда.

Вторая группа факторов - непосредственно влияет на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Это средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха, которые составляют основу научной организации труда.

Третья группа факторов - характеризует воздействие на работников климатических, химических и физико-химических, биологических факторов, особенностей местности, где находится человек. В процессе жизнедеятельности весь этот сложный комплекс факторов, объединенный различными взаимными связями, которые могут формироваться под воздействием опасных и вредных факторов, влияет на человека, его здоровье, безопасности.

Говоря о воспитании культуры безопасности, считаем, что человек  должен мыслить образами и категориями  безопасности. К сожалению, в настоящее  время процесс криминализации нашего общества оказывает значительное влияние  на язык. Поэтому считаем, что необходимо затронуть вопрос об употреблении в  нашей повседневной речи слов и оборотов речи из блатного жаргона уголовников. Широко употребляемые такие слова  как «наезд», «зачистка», «разборка» и тому подобные – это прямые заимствования из словаря представителей преступного мира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния. В чем разница между произнесением слов «милиционер» и «мент»? В изменении отношения к сотруднику правоохранительных органов того человека, кто произносит это слово (при сохранившемся смысле слова). Это отношение – негативное, и оно имеет одни корни – криминальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Базовые составляющие культуры личной безопасности

Культура любого человека базируется на его воспитании и образовании  и проявляется в его поведении.

Культура личной безопасности в этом плане является частью общечеловеческой культуры и также проявляется  в поведении человека, когда на сцене жизни появляется опасность.  

Общеобразовательный уровень позволяет человеку объективно оценивать обстановку, анализировать события и факты, принимать различные решения и делать правильные выводы. В этом плане уместно привести высказывание классика: «Сочинить такой рецепт или такое общее правило, ...которое бы годилось на все случаи жизни, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться».

Физическое состояние (хорошее!) дает человеку быструю реакцию, способность противостоять переутомлению и быть достаточно эффективным в вопросах физического противодействия. Находясь в хорошей физической форме, мы можем принести максимум пользы самому себе.

Психологическая готовность — это воля к жизни, умение преодолеть страх, одиночество, боль; это такие качества личности, как наблюдательность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность и т. д., а также такие психические свойства, как внимание и восприятие.

Специальная подготовка по вопросам личной безопасности — это тот минимум конкретных знаний и умений, которые позволяют человеку чувствовать себя уверенно в повседневной жизни и в экстремальных условиях. 

 

Базовые составляющие культуры личной безопасности :

1. Умение правильно оценивать  обстановку, выделяя помогающие  факторы («друзья») и противодействующие  силы, несущие опасность («враги»). Из этой оценки делаются соответствующие  выводы, по которым корректируется  последующее поведение и действия  человека.

2. Представление о работе  силовых и деятельности криминальных  структур, знание методов, которые  используются, а также возможностей  современной специальной техники (подслушивание, подглядывание, тайное проникновение в помещения, сигнализация и т. д.).

3. Подчинение принятым  в обществе нормам безопасности (на работе, в быту, на транспорте, в общественных местах, в местах  проживания и отдыха и т.  д.).

4. Представление о своих  юридических правах (особенно связанных  с крайней необходимостью и  необходимой обороной).

5. Ношение документа, идентифицирующего  -личность.

6. Приспособленность к  особенностям своей местности,  климата, кухни, медицинской обстановке.

7. Знание вредной флоры  и фауны местности проживания.

8. Знание факторов риска  (подробнее в дальнейшем).

9. Уважение обычаев, связанных  с приоритетной религией данной  местности, а также понимание  национальной психологии, если вы  находитесь в окружении представителей  не вашей национальности.

10. Владение правилами  по преодолению непредвиденных  обстоятельств.

11. Знание факторов выживания.

12. Знание методов предупредительной  защиты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Формирование личности безопасного типа и культуры безопасности личности.

Определенно процесс формирования личности безопасного типа происходит не прерывно, сложность процесса формирования объясняется многофакторностью  влияния на человека социально-информационного  пространства. Формирование культуры безопасности личности в процессе образования - многоступенчатый педагогический процесс, реализуясь, происходит достижение триединой  цели: обучение, воспитание, развитие.

Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков,  играет важную роль в формировании личности безопасного типа и культуры безопасности личности, особенностью процесса формирования в обучении можно выделить следующее:

1 этап необходимость создание языка у человека – объекта формирования, на котором будем доноситься информация до объекта формирования – формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности. При помощи языка появляется возможность реализовать вторую ступень процесса формирования.

2 этап теорий и общих данных о окружающей среде, этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль этого человека в картине мир. На данном этапе формирования человек должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков донного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют те процессы, опасности, и угрозы которые окружают человека.

3 этап макро практика человека – объект формирования личности безопасного типа используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций ученик, студент, учащийся воспроизводи определенные заданные ситуации и пытаясь решить задачи, с позиции безопасности и минимизации последствий.

4 этап формирование картины «ближайшего будущего» заключающий этап, задача которого, показать какая ответственность за состояние личной безопасности так и общей. Формирование картины будущего необходима для формирования чувства ответственности, за свои будущие поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Культура безопасности личности рассматривается как методологически  новая школа воспитания, образования  и подготовки к безопасной общественной и личной деятельности человека, общества и населения в целом.  

Человек, обладающий культурой  безопасности личности, проявляет ее:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии в социуме;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Сегодня культура безопасности личности, формируемая соответствующей  воспитательно-образовательной дисциплиной, представляет собой более совершенную образовательную область, радикально развивающую и интегрирующую курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» поскольку, предусматривает методически новый подход к проблеме защиты человека от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера в современных сложных социально-политических условиях.

 Воспитание культуры безопасности личности, личности безопасного типа - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие личности, формирование  морального облика привитием необходимых правил поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации:

 

1.http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-12/Durnev.pdf -КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕФИНИЦИЯ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ. Дурнев Роман Александрович, начальник направления Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.

2.http://www.psj.ru/ - Медиапортал о безопасности

3.http://www.moitezis.ru/blog/view/336 – Салахов. К.→ Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) через формирование личности безопасного типа (ЛБТ) в образовательном процессе

4.http://www.pandia.ru/-Энциклопедия знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Система предупредительной  защиты.

  1. Информационное обеспечение

1.1.Метод предупредительного информирования: кто-то из ваших близких или сотрудников обязательно должен знать ответы на 5 вопросов — куда, на какое время, с кем, на чем и зачем вы отправились из дома или с работы.

1.2.Метод превентивного сбора информации об объекте или человеке, с которым вам предстоит иметь дело. Он заключается в сборе (получении) сведений путем опроса (открытого проявления интереса или методом скрытного выведывания), а также с использованием печатной или электронной информации. При этом в числе прочих, возможно, интересующих вас данных, вы должны получить ответ на вопрос: исходят ли от объекта или контактного лица угрозы вашей личной безопасности и надо ли предпринимать соответствующие меры.

1.3Метод оперативного информирования — всегда иметь под рукой «помогающие» телефоны.

Это не только номера 01, 02, 03, 04, которые трудно забыть, но и телефоны местного отделения милиции, участкового, местной поликлиники, пожарного  отделения, бюро несчастных случаев, телефон доверия и т. д. Как показывает практика, помощь от местных органов приходит значительно быстрее.

1.4Метод познавательного самоинформирования предполагает:

• внимательное ознакомление с памятками по безопасности в  местах, где вы работаете или бываете (пожарная безопасность, поведение  в местах отдыха, эвакуационные рекомендации, памятки по спасению на транспорте и т. д.);

• проявление интереса к  материалам по вопросам личной безопасности в средствах массовой информации.

• ознакомление со сведениями исторического характера о стихийных  бедствиях, техногенных катастрофах  и прочих «врагах» личной безопасности.  

 

 

 

  1. Физическое обеспечение

2.1.Предупредительные методы:

• поддержание хорошей  физической формы;

• привлечение при необходимости  знакомых, родственников, друзей на случай посещения или прохождения настораживающих  мест, особенно в темное время суток;

• организация личной охраны при появлении угрозы личной безопасности;

• знание элементарных приемов  физического противодействия.

 

2.2.Методы предупредительного воздействия:

• организация слежки и  ее обнаружение;

• звуковой и зрительный контроль обстановки;

• выявление повышенного  интереса к вашей деятельности и  личной жизни;

• использование специальных  меток;

• маскировка действий, например при отвлечении внимания нападающего;

Информация о работе Культура безопасности жизнедеятельности