Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:59, реферат
Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования».
Культура безопасности личности…………………….….……...стр.5
Личность безопасного типа…………………………………...….стр.8
Качества личности…………………………………………стр.10
Факторы влияющие на безопасность личности…………стр.12
Базовые составляющие культуры безопасности…………….…стр.14
Формирование личности безопасного типа и культуры безопасности личности…………………………………………………………...стр.16
Характер - ответственность, уверенность, оптимизм, дальновидность, смелость, осторожность, готовность к разумному риску, доброта, коллективизм, трудолюбие, скромность, милосердие, отзывчивость, честность.
Таким образом, содержание культуры безопасности включает приоритетные направления базовой культуры личности, которые включают мировоззренческую, нравственную, психологическую, и др. культуру. Направления базовой культуры личности содержат компоненты, элементы, реализуют функции, способствующие или препятствующие безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности личности - интегральное качество личности, определяющее: ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности знаний обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды, взаимосвязи человека и природы; умения и навыки безопасного поведения; знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также совокупность экологических и природоохранных представлений, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации индивидуальной и социальной деятельности, руководствуясь ценностным отношением к природе.
2.2.Факторы, влияющие на безопасность личности
Для целенаправленной деятельности по улучшению условий жизни и деятельности человека в различных сферах необходимо знать факторы влияющие на безопасность личности.
Факторы, влияющие на безопасность личности объединены в три группы:
1.социально-экономические
2.технико-организационные
3.природные
Первая группа факторов - это нормативно-правовые факторы (законы о труде, природоохранное законодательство, правила, нормы, стандарты, практика государственного и общественного контроля за их соблюдением) социально-психические факторы, характеризующие отношение рабочего к труду, психологический климат в коллективе, семьи й, мотивы труда; общественно-политические факторы (общественные формы направлены на создание благоприятных условий труда, изобретательство) экономические факторы - адекватная плата за труд, система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование за вредные условия труда.
Вторая группа факторов - непосредственно влияет на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Это средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха, которые составляют основу научной организации труда.
Третья группа факторов - характеризует воздействие на работников климатических, химических и физико-химических, биологических факторов, особенностей местности, где находится человек. В процессе жизнедеятельности весь этот сложный комплекс факторов, объединенный различными взаимными связями, которые могут формироваться под воздействием опасных и вредных факторов, влияет на человека, его здоровье, безопасности.
Говоря о воспитании культуры безопасности, считаем, что человек должен мыслить образами и категориями безопасности. К сожалению, в настоящее время процесс криминализации нашего общества оказывает значительное влияние на язык. Поэтому считаем, что необходимо затронуть вопрос об употреблении в нашей повседневной речи слов и оборотов речи из блатного жаргона уголовников. Широко употребляемые такие слова как «наезд», «зачистка», «разборка» и тому подобные – это прямые заимствования из словаря представителей преступного мира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния. В чем разница между произнесением слов «милиционер» и «мент»? В изменении отношения к сотруднику правоохранительных органов того человека, кто произносит это слово (при сохранившемся смысле слова). Это отношение – негативное, и оно имеет одни корни – криминальные.
3.Базовые составляющие культуры личной безопасности
Культура любого человека базируется на его воспитании и образовании и проявляется в его поведении.
Культура личной безопасности в этом плане является частью общечеловеческой культуры и также проявляется в поведении человека, когда на сцене жизни появляется опасность.
Общеобразовательный уровень позволяет человеку объективно оценивать обстановку, анализировать события и факты, принимать различные решения и делать правильные выводы. В этом плане уместно привести высказывание классика: «Сочинить такой рецепт или такое общее правило, ...которое бы годилось на все случаи жизни, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться».
Физическое состояние (хорошее!
Психологическая готовность — это воля к жизни, умение преодолеть страх, одиночество, боль; это такие качества личности, как наблюдательность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность и т. д., а также такие психические свойства, как внимание и восприятие.
Специальная подготовка по вопросам личной безопасности — это тот минимум конкретных знаний и умений, которые позволяют человеку чувствовать себя уверенно в повседневной жизни и в экстремальных условиях.
Базовые составляющие культуры личной безопасности :
1. Умение правильно оценивать
обстановку, выделяя помогающие
факторы («друзья») и противодействующие
силы, несущие опасность («враги»).
Из этой оценки делаются
2. Представление о работе
силовых и деятельности
3. Подчинение принятым в обществе нормам безопасности (на работе, в быту, на транспорте, в общественных местах, в местах проживания и отдыха и т. д.).
4. Представление о своих юридических правах (особенно связанных с крайней необходимостью и необходимой обороной).
5. Ношение документа,
6. Приспособленность к
особенностям своей местности,
климата, кухни, медицинской
7. Знание вредной флоры и фауны местности проживания.
8. Знание факторов риска (подробнее в дальнейшем).
9. Уважение обычаев, связанных
с приоритетной религией
10. Владение правилами по преодолению непредвиденных обстоятельств.
11. Знание факторов выживания.
12. Знание методов
4.Формирование личности безопасного типа и культуры безопасности личности.
Определенно процесс формирования личности безопасного типа происходит не прерывно, сложность процесса формирования объясняется многофакторностью влияния на человека социально-информационного пространства. Формирование культуры безопасности личности в процессе образования - многоступенчатый педагогический процесс, реализуясь, происходит достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие.
Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков, играет важную роль в формировании личности безопасного типа и культуры безопасности личности, особенностью процесса формирования в обучении можно выделить следующее:
1 этап необходимость создание языка у человека – объекта формирования, на котором будем доноситься информация до объекта формирования – формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности. При помощи языка появляется возможность реализовать вторую ступень процесса формирования.
2 этап теорий и общих данных о окружающей среде, этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль этого человека в картине мир. На данном этапе формирования человек должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков донного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют те процессы, опасности, и угрозы которые окружают человека.
3 этап макро практика человека – объект формирования личности безопасного типа используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций ученик, студент, учащийся воспроизводи определенные заданные ситуации и пытаясь решить задачи, с позиции безопасности и минимизации последствий.
4 этап формирование картины «ближайшего будущего» заключающий этап, задача которого, показать какая ответственность за состояние личной безопасности так и общей. Формирование картины будущего необходима для формирования чувства ответственности, за свои будущие поступки.
Заключение
Культура безопасности личности
рассматривается как
Человек, обладающий культурой безопасности личности, проявляет ее:
Сегодня культура безопасности личности, формируемая соответствующей воспитательно-образовательной дисциплиной, представляет собой более совершенную образовательную область, радикально развивающую и интегрирующую курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» поскольку, предусматривает методически новый подход к проблеме защиты человека от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера в современных сложных социально-политических условиях.
Воспитание культуры безопасности личности, личности безопасного типа - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие личности, формирование морального облика привитием необходимых правил поведения.
Источники информации:
1.http://www.isras.ru/files/
2.http://www.psj.ru/ - Медиапортал о безопасности
3.http://www.moitezis.ru/blog/
4.http://www.pandia.ru/-
Приложение 1
Система предупредительной защиты.
1.1.Метод предупредительного информирования: кто-то из ваших близких или сотрудников обязательно должен знать ответы на 5 вопросов — куда, на какое время, с кем, на чем и зачем вы отправились из дома или с работы.
1.2.Метод превентивного сбора информации об объекте или человеке, с которым вам предстоит иметь дело. Он заключается в сборе (получении) сведений путем опроса (открытого проявления интереса или методом скрытного выведывания), а также с использованием печатной или электронной информации. При этом в числе прочих, возможно, интересующих вас данных, вы должны получить ответ на вопрос: исходят ли от объекта или контактного лица угрозы вашей личной безопасности и надо ли предпринимать соответствующие меры.
1.3Метод оперативного информирования — всегда иметь под рукой «помогающие» телефоны.
Это не только номера 01, 02, 03, 04, которые трудно забыть, но и телефоны местного отделения милиции, участкового, местной поликлиники, пожарного отделения, бюро несчастных случаев, телефон доверия и т. д. Как показывает практика, помощь от местных органов приходит значительно быстрее.
1.4Метод познавательного самоинформирования
• внимательное ознакомление с памятками по безопасности в местах, где вы работаете или бываете (пожарная безопасность, поведение в местах отдыха, эвакуационные рекомендации, памятки по спасению на транспорте и т. д.);
• проявление интереса к материалам по вопросам личной безопасности в средствах массовой информации.
• ознакомление со сведениями
исторического характера о
2.1.Предупредительные методы:
• поддержание хорошей физической формы;
• привлечение при необходимости
знакомых, родственников, друзей на случай
посещения или прохождения
• организация личной охраны при появлении угрозы личной безопасности;
• знание элементарных приемов физического противодействия.
2.2.Методы предупредительного воздействия:
• организация слежки и ее обнаружение;
• звуковой и зрительный контроль обстановки;
• выявление повышенного интереса к вашей деятельности и личной жизни;
• использование специальных меток;
• маскировка действий, например при отвлечении внимания нападающего;