Курс лекций по "Гражданской обороне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Гражданской обороне".

Файлы: 1 файл

Shpory_GZ.docx

— 503.84 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Идентификация и паспортизация потенциально опасных объектов (ПОО).

 

Любое промышленное предприятие  является экологически опасным. Существует как реальная опасность ,заключающаяся  в образовании газообразных, жидких и твердых отходов производства и выбросов энергии в окружающую среду, так и потенциальная (скрытая) угроза, которая путем небольшого, но постоянного воздействия опасных веществ может проявиться в будущем.

Определение общего количества и степени опасности каждого  из потенциально опасных объектов (ПОО), которые могут стать источником ЧС, является обязательным. Поэтому  в связи с этим в рамках развития Правительственной информационно-аналитической  системы по вопросам ЧС был создан Государственный реестр потенциально опасных объектов – автоматизированная информационно-справочная система учета и обработки информации относительно ПОО.(постановление КМУ от 29.08.2002 № 1288).

Потенциально опасный  объект – объект, на котором могут  использоваться или изготавливаться, перерабатываться, храниться или  транспортироваться опасные вещества, биологические препараты, а также  другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать  реальную угрозу возникновения аварии.

Идентификация ПОО - процедура  выявления на объектах хозяйственной  деятельности источников и факторов опасности, на основании которых  объект признается потенциально опасным. В процессе идентификации рассматриваются  и учитываются внутренние и внешние  факторы опасности. Внутренние факторы опасности характеризируют опасность зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов объекта хозяйственной деятельности и веществ, которые изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются на его территории. Внешние факторы опасности непосредственно не связанны с функционированием объекта хозяйственной деятельности, но могут инициировать возникновение ЧС на нем и негативно влиять на ее развитие (природные явления и аварии на объектах, которые размещены рядом).

По результатам идентификации  составляется уведомление о признании  или непризнании данного объекта  потенциально опасным, которое должно быть согласовано с местными органами Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной  безопасности.

Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные  и отраслевые перечни ПОО, которые  ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями техногенно-экологической безопасности (ТЭБ) и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 и регистрации в реестре ПОО.

Паспорт ПОО – документ определенной формы, который содержит структурные данные о отдельном ПОО. Ответственное лицо ПОО в тридцатидневный срок после получения акта относительно проведения паспортизации ПОО подает местному органу госнадзора в сфере ГЗ оформленный паспорт ПОО. Форма паспорта ПОО должна соответствовать виду хозяйственной деятельности объекта (1НС – предприятие, 2НС – угольная шахта, 3НС – гидротехнический объект, 4НС – карьер, 5НС – автозаправочная станция,   8НС – железнодорожная станция, 9НС – магистральный трубопровод).

Руководители ПОО согласно действующего законодательства Украины несут ответственность за несвоевременную подачу паспорта ПОО, изменений к нему, неполный объем информации и подачу недостоверной информации.

 

  1. Мониторинг потенциально опасных объектов.

 

Мониторинг – система  наблюдения и контроля, которая включает процедуру измерения параметров технологического процесса, сбор, обработку, хранение и анализ информации в отношении  текущего состояния производства, риска  выброса вредных веществ, состояния  окружающей среды на территориях, которые  прилегают к потенциально опасным  объектам, для предотвращения возникновения  ЧС и ликвидации их последствий.

Мониторинг ПОО предусматривает  наблюдение за качественными и количественными  параметрами состояния ПОО, сбор, обработку, передачу и хранение информации о состоянии ПОО.

Состояние ПОО определяется качественными и количественными  параметрами, которые характеризируют  техногенные (опасные продукты и  вещества,  повышенные давление и  температура, которые резко отличаются от давления и температуры окружающей среды  и др.) и природные (оползни, обвалы, проседание грунта и т.д)  факторы потенциальной опасности.

Система централизованного  мониторинга – это комплекс технических средств, предназначенный для приема, обработки, и выдачи в заданном виде сообщений о состоянии систем обнаружения угрозы ЧС, регистрации этих сообщений и передачи в автоматическом режиме на пульт централизованного наблюдения сигналов о ЧС.

Выполнение заданий мониторинга  ПОО организационно обеспечивают:

- на государственном уровне  – МЧС Украины, Департамент  страхового фонду документации (СФД), министерства и другие центральные  органы исполнительной власти, которые  имеют в своем подчинении ПОО;

- на региональном уровне  – уполномоченные органы по  вопросам ЧС и ГЗН;

- на объектовом уровне  – ответственные лица ПОО.

Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО  и представляют соответствующим  уполномоченным органам по вопросам ЧС и ГЗН информацию о состоянии  ПОО.

 

  1. Система раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС и система обнаружения ЧС.

Система раннего обнаружения  угрозы возникновения ЧС и система  обнаружения ЧС состоит из разных технологических датчиков, сигнализаторов и т. д., которые контролируют опасные  параметры оборудования и окружающей среды, и приемно-контрольных приборов.

Это могут быть автоматические датчики:

- системы контроля предельно-допустимых  концентраций химически взрывоопасных  смесей (газоонализаторы);

- системы контроля предельно-допустимых  концентраций химическиопасных газоподобных веществ (хлор, аммиак и т.д.);

- системы контроля предельно-допустимых  уровней легковоспламеняющихся  жидкостей в резервуарах, аппаратах  и т.д.;

- системы контроля предельно-допустимого  давления жидкости и газоподобных смесей в трубопроводах, аппаратах и т.д.;

- системы контроля предельно-допустимых  температур жидкости, веществ и  газоподобных смесей в аппаратах, посудах и т.д.;

- системы контроля предельно-допустимых  уровней радиации.

Выбор типа датчика зависит  от конкретных условий на объекте. Иногда используются комбинации датчиков разных принципов действия.

В местах где необходимо контролировать наличие людей в опасных зонах, устанавливаются видеокамеры, соединенные с системой видеонаблюдения.

Технологические датчики  и сигнализаторы указанных систем устанавливаются и используются обособлено от аналогичных датчиков промышленной автоматики.

Приемно-контрольные приборы  и сигнализаторы исполняют функции  приемо-передачи информации от датчиков и извещателей, включения световых и звуковых сигналов, определения места нахождения датчика, от которого пришел сигнал тревоги.

 

32. Порядок ведения мониторинга.

 

Выполнение заданий мониторинга  ПОО организационно обеспечивают:

  1. на государственном уровне – МЧС Украины, Департамент страхового фонду документации (СФД), министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении ПОО;
  2. на региональном уровне – уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН;
  3. на объектовом уровне – ответственные лица ПОО.

Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО  и представляют соответствующим  уполномоченным органам по вопросам ЧС и ГЗН информацию о состоянии  ПОО.

Внесение в соответствующую  базу данных подсистемы мониторинга  ПОО и обработку информации осуществляют специалисты уполномоченного органа по вопросам ЧС и ГЗН.

Уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН проводят контроль в отношении вероятности полученных от ответственных лиц ПОО информационных данных и предварительную оценку изменений в состоянии ПОО. В случае, когда изменения в состоянии ПОО могут привести к ЧС регионального или государственного уровня, информация о них немедленно подается в МЧС Украины.

 

 

33. Система  наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Украины.

 

Система наблюдения и лабораторного  контроля (СНЛК) предназначена для проведения наблюдений и лабораторного контроля за состоянием зараженности окружающей природной среды, разведки населенных пунктов и территорий, которые подверглись заражению, отбора проб и проведения лабораторных исследований зараженности объектов радиоактивными и химическими веществами и бактериальными средствами.

Организатором деятельности этой системы является МЧС Украины, а основными исполнителями Госкомгидромет, МОЗ, Минагропром и др. центральные органы государственной исполнительной власти.

Специальные подразделения указанных центральных органов государственной исполнительной власти ежесуточно информируют МЧС Украины о существующем состоянии окружающей природной среды и в установленный срок представляют ведомости о прогнозе на ближайшее время. Об угрожающих явлениях МЧС Украины извещаются немедленно.

В случае возникновения  ЧС система наблюдения и контроля усиливается за счет привлечения соответствующих подразделений из состава сил ГЗ.

В состав сети наблюдения и лабораторного  контроля (СНЛК) входят:

Гидрометеостанции, санитарно-эпидемические  станции, ветеринарные лаборатории, агрохимические лаборатории, станции защиты растений. Также в сеть СНЛК привлекаются отраслевые и отдельные лаборатории субъектов хозяйственной деятельности (химически опасных предприятий, объектов мясомолочной и пищевой промышленности, коммунальные хозяйства и др.).

Все учреждения сети наблюдения в зависимости от их предназначения и характера возложенных на них задач, оснащаются приборами разведки, средствами связи, перевозки, техническими средствами фоторазведки, лабораторным оборудованием, реактивами, средствами индивидуальной защиты и другим имуществом.

Наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК осуществляется постоянно. В соответствии с этим на СНЛК возложены следующие задачи:

1. При нормальной деятельности  в повседневных условиях:

  • систематическое наблюдение и лабораторный контроль заражения объектов окружающей природной среды;
  • обнаружение загрязнения (заражения) объектов окружающей среды и ее опасность для населения, с/х растений и животных;
  • обнаружение и контроль источников опасного повышения заражения (загрязнения);
  • обнаружение признаков появления угрозы стихийного бедствия;
  • проведение экспертизы продуктов питания, сырья, фуража и воды с выдачей заключения о возможности их использования;

2. При угрозе возникновения ЧС:

  • усиленное наблюдение и лабораторный контроль над заражением (загрязнением) объектов окружающей среды;
  • контроль за санитарно-эпидемической обстановкой в районах разворачивания сил ГЗ и расселения эвакуированного населения.

3. При возникновении ЧС:

  • обнаружение радиоактивного, химического и бактериологического (бактериального) заражения в районах ЧС, размещения сил ГЗ и эвакуированного населения;
  • оценка опасности для населения и объектов окружающей среды с целью использования режимов защиты населения и животных;
  • проведение экспертизы продуктов питания, сырья, фуража и воды с выдачей заключения о возможности их использования;
  • обеспечение необходимыми сведениями органов управления ГЗ.

 

34. Территориальный  мониторинг окружающей среды  Одесской области. 

 

Региональная (областная) система мониторинга окружающей среды – это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды в Одесской области, прогнозирования его изменения и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предотвращении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности.

Среди существующих современных  методов мониторинга состояния  окружающей среды наиболее перспективными являются методы дистанционного зондирования и геонформационные системы (ГИС). Эти передовые информационные технологии позволяют вести мониторинг в режиме реального времени, благодаря чему можно моделировать сложные природные и техногенные процессы.

Информация о работе Курс лекций по "Гражданской обороне"