Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Гражданской обороне".
Любое промышленное предприятие является экологически опасным. Существует как реальная опасность ,заключающаяся в образовании газообразных, жидких и твердых отходов производства и выбросов энергии в окружающую среду, так и потенциальная (скрытая) угроза, которая путем небольшого, но постоянного воздействия опасных веществ может проявиться в будущем.
Определение общего количества
и степени опасности каждого
из потенциально опасных объектов (ПОО),
которые могут стать источником
ЧС, является обязательным. Поэтому
в связи с этим в рамках развития
Правительственной
Потенциально опасный объект – объект, на котором могут использоваться или изготавливаться, перерабатываться, храниться или транспортироваться опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии.
Идентификация ПОО - процедура выявления на объектах хозяйственной деятельности источников и факторов опасности, на основании которых объект признается потенциально опасным. В процессе идентификации рассматриваются и учитываются внутренние и внешние факторы опасности. Внутренние факторы опасности характеризируют опасность зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов объекта хозяйственной деятельности и веществ, которые изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются на его территории. Внешние факторы опасности непосредственно не связанны с функционированием объекта хозяйственной деятельности, но могут инициировать возникновение ЧС на нем и негативно влиять на ее развитие (природные явления и аварии на объектах, которые размещены рядом).
По результатам идентификации
составляется уведомление о признании
или непризнании данного
Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями техногенно-экологической безопасности (ТЭБ) и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 и регистрации в реестре ПОО.
Паспорт ПОО – документ определенной формы, который содержит структурные данные о отдельном ПОО. Ответственное лицо ПОО в тридцатидневный срок после получения акта относительно проведения паспортизации ПОО подает местному органу госнадзора в сфере ГЗ оформленный паспорт ПОО. Форма паспорта ПОО должна соответствовать виду хозяйственной деятельности объекта (1НС – предприятие, 2НС – угольная шахта, 3НС – гидротехнический объект, 4НС – карьер, 5НС – автозаправочная станция, 8НС – железнодорожная станция, 9НС – магистральный трубопровод).
Руководители ПОО согласно действующего законодательства Украины несут ответственность за несвоевременную подачу паспорта ПОО, изменений к нему, неполный объем информации и подачу недостоверной информации.
Мониторинг – система наблюдения и контроля, которая включает процедуру измерения параметров технологического процесса, сбор, обработку, хранение и анализ информации в отношении текущего состояния производства, риска выброса вредных веществ, состояния окружающей среды на территориях, которые прилегают к потенциально опасным объектам, для предотвращения возникновения ЧС и ликвидации их последствий.
Мониторинг ПОО
Состояние ПОО определяется
качественными и
Система централизованного мониторинга – это комплекс технических средств, предназначенный для приема, обработки, и выдачи в заданном виде сообщений о состоянии систем обнаружения угрозы ЧС, регистрации этих сообщений и передачи в автоматическом режиме на пульт централизованного наблюдения сигналов о ЧС.
Выполнение заданий
- на государственном уровне
– МЧС Украины, Департамент
страхового фонду документации (СФД),
министерства и другие
- на региональном уровне – уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН;
- на объектовом уровне – ответственные лица ПОО.
Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО и представляют соответствующим уполномоченным органам по вопросам ЧС и ГЗН информацию о состоянии ПОО.
Система раннего обнаружения
угрозы возникновения ЧС и система
обнаружения ЧС состоит из разных
технологических датчиков, сигнализаторов
и т. д., которые контролируют опасные
параметры оборудования и окружающей
среды, и приемно-контрольных
Это могут быть автоматические датчики:
- системы контроля предельно-
- системы контроля предельно-
- системы контроля предельно-
- системы контроля предельно-
- системы контроля предельно-
- системы контроля предельно-
Выбор типа датчика зависит от конкретных условий на объекте. Иногда используются комбинации датчиков разных принципов действия.
В местах где необходимо контролировать наличие людей в опасных зонах, устанавливаются видеокамеры, соединенные с системой видеонаблюдения.
Технологические датчики
и сигнализаторы указанных
Приемно-контрольные приборы
и сигнализаторы исполняют
32. Порядок ведения мониторинга.
Выполнение заданий
Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО и представляют соответствующим уполномоченным органам по вопросам ЧС и ГЗН информацию о состоянии ПОО.
Внесение в соответствующую базу данных подсистемы мониторинга ПОО и обработку информации осуществляют специалисты уполномоченного органа по вопросам ЧС и ГЗН.
Уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН проводят контроль в отношении вероятности полученных от ответственных лиц ПОО информационных данных и предварительную оценку изменений в состоянии ПОО. В случае, когда изменения в состоянии ПОО могут привести к ЧС регионального или государственного уровня, информация о них немедленно подается в МЧС Украины.
33. Система
наблюдения и лабораторного
Система наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) предназначена для проведения наблюдений и лабораторного контроля за состоянием зараженности окружающей природной среды, разведки населенных пунктов и территорий, которые подверглись заражению, отбора проб и проведения лабораторных исследований зараженности объектов радиоактивными и химическими веществами и бактериальными средствами.
Организатором деятельности этой системы является МЧС Украины, а основными исполнителями Госкомгидромет, МОЗ, Минагропром и др. центральные органы государственной исполнительной власти.
Специальные подразделения указанных центральных органов государственной исполнительной власти ежесуточно информируют МЧС Украины о существующем состоянии окружающей природной среды и в установленный срок представляют ведомости о прогнозе на ближайшее время. Об угрожающих явлениях МЧС Украины извещаются немедленно.
В случае возникновения ЧС система наблюдения и контроля усиливается за счет привлечения соответствующих подразделений из состава сил ГЗ.
В состав сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) входят:
Гидрометеостанции, санитарно-эпидемические станции, ветеринарные лаборатории, агрохимические лаборатории, станции защиты растений. Также в сеть СНЛК привлекаются отраслевые и отдельные лаборатории субъектов хозяйственной деятельности (химически опасных предприятий, объектов мясомолочной и пищевой промышленности, коммунальные хозяйства и др.).
Все учреждения сети наблюдения в зависимости от их предназначения и характера возложенных на них задач, оснащаются приборами разведки, средствами связи, перевозки, техническими средствами фоторазведки, лабораторным оборудованием, реактивами, средствами индивидуальной защиты и другим имуществом.
Наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК осуществляется постоянно. В соответствии с этим на СНЛК возложены следующие задачи:
1. При нормальной деятельности в повседневных условиях:
2. При угрозе возникновения ЧС:
3. При возникновении ЧС:
34. Территориальный мониторинг окружающей среды Одесской области.
Региональная (областная) система мониторинга окружающей среды – это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды в Одесской области, прогнозирования его изменения и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предотвращении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности.
Среди существующих современных методов мониторинга состояния окружающей среды наиболее перспективными являются методы дистанционного зондирования и геонформационные системы (ГИС). Эти передовые информационные технологии позволяют вести мониторинг в режиме реального времени, благодаря чему можно моделировать сложные природные и техногенные процессы.