Курс лекций по "Гражданской обороне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Гражданской обороне".

Файлы: 1 файл

Shpory_GZ.docx

— 503.84 Кб (Скачать файл)

Одесская прибрежная зона расположена в регионе, отличающемся активными геологическими процессами, сложной тектоникой, повышенной сейсмической опасностью, значительными подтоплениями, резким ухудшением состояния катакомб, возрастающим воздействием Черного моря и т.д. Здесь размещены крупные предприятия, промышленно-транспортные узлы, терминалы, продуктопроводы, опасные склады и другие объекты, не только оказывающие интенсивную нагрузку на природную среду, но и способные вызвать значительные экологические беды.

Рост интенсивности  судоходства увеличивает напряженность ситуации, поэтому в этом регионе особенно необходима оценка промышленно-опасных объектов и зон, в первую очередь в районах, прилегающих к нефтегавани, в которых вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций.

Система должна удовлетворять  требованию актуальности информации. Это осуществляется благодаря регулярному получению данных от соответствующих служб и в соответствии с установленным регламентом (гидрометеостанции, санэпидстанция, Управления земельными ресурсами и т.п.), а также использованию данных дистанционного зондирования.

Мониторингом  окр. ср. Одес. Обл. предусмотрены след. виды мониторинга: мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг водных ресурсов; мониторинг земельных ресурсов; кризисный мониторинг окр. ср.

  Мониторинг атмосферного воздуха. Во время проведения мониторинга атмосферного воздуха определяются фоновые концентрации загрязняющих веществ, наличие в атмосферном воздухе общераспространенных загрязняющих веществ, концентрации загрязняющих веществ в атмосферных осадках, а также, с учетом экологической ситуации, дополнительно концентрацию других специфических загрязняющих веществ.

В случае возникновения  ЧС информация об этом немедленно передается субъектами мониторинга атмосферного воздуха органам исполнительной власти или органам местного самоуправления вместе с предложениями относительно необходимых мер для ликвидации последствий аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Мониторинг  водных ресурсов осуществляется с целью:

  • информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов;
  • своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных экосистем;
  • разработки и реализации мероприятий для предотвращения вредных последствий этих процессов;
  • оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Мониторинг  земельных ресурсов: объект мониторинга являются земли с/х назначения и земли несельскохозяйственного использования. Отдельно объектом мониторинга выделены экзогенные процессы, гидрологические и геологические аномалии, грунтово-геохимические процессы в ландшафтах, стихийные бедствия и ЧС, что могут негативно влиять на состояние земельных ресурсов, характер их использования, свойства почв и биологическое разнообразие.

Особое внимание при мониторинге  земельных ресурсов обращается на степень  антропогенного давления на ландшафты, процессы обезлесения территории области, степени распашки, деградации и загрязнении  почв.

Кризисный мониторинг окружающей среды осуществляется путем систематических, более частых и дополнительных наблюдений за количественными и качественными параметрами окружающей среды, устанавливается во время возникновения несанкционированных или аварийных загрязнений и стихийного бедствия, в зонах повышенного риска, в зонах влияния аварий и чрезвычайных ситуаций с целью оповещения, обеспечение оперативного реагирования на кризисные ситуации, принятие решений относительно ликвидации их последствий и защиты населения, экосистем, собственности.

Субъектам кризисного мониторинга Одесс.обл.: 1)организации, учреждения, предприятия, которые осуществляют наблюдение за состоянием составляющих окружающей среды Одесской области, проводят контроль природоохранной деятельности природопользователей; 2) предприятия, учреждения, организации, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды; 3) местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Объекты кризис. монит. Одесс.обл. -все составляющие окружающей среды: метеорологические условия, атмосферный воздух, водные, земельные, биологические ресурсы, рекреационные зоны, территории с особым статусом, наземные и водные экосистемы, антропогенные факторы.

В случае возникновения ЧС информация немедленно передается субъектами мониторинга окружающей среды в управление по вопросам ЧС и гражданской защиты населения облгосадминистрации, органов местной власти, Госуправление экологии и природных ресурсов Одесс.обл., Одес. областной санитарно-эпидемиологической станции вместе с предложениями о принятии необходимых мер для ликвидации последствий аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Субъектами  системы мониторинга окр. ср. Одес.обл. проводится классификация ЧС - разрабатываются конкретные классификационные признаки, проводится оценка экономических убытков и анализ причин возникновения ЧС, разрабатываются мероприятия и мобилизационные программы по ликвидации ЧС, виновным через прокуратуру выставляются санкции. В соответствии с уровнем ЧС (общегосударственный, региональный, местный, объектовый) принимаются решения относительно соответствующих руководящих и мобилизационных структур для ее устранения последствий.

 

35. Правительственная  информационно-аналитическая система  (пиас).

 

Внедрение современных геоинформационных  технологий решительным образом  перестроило информационное обеспечение  системы принятия решений. ПИАС предназначена, прежде всего, для межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения аналитической поддержки процессов подготовки, принятия и контроля управленческих решений на основе использования современных методов пространственного анализа и моделирования процессов развития и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций.

С помощью ПИАС ЧС решаются следующие  задачи:

  • информирование и мониторинг
  • анализ и прогнозирование
  • планирование мероприятий и подготовка решений
  • контроль выполнения решений и мероприятий.

В настоящее время система  действует круглосуточно в режиме on-line во всех территориальных органах управления МЧС Украины.

Система обеспечивает сбор полного спектра информации о ЧС из территориальных подразделений МЧС, централизованный контроль над процессом сбора этой информации и обеспечивает сохранность информации в единой централизованной базе данных. Оперативно-дежурные подразделения центрального аппарата МЧС Украины с помощью системы ежедневно осуществляют мониторинг состояния ЧС на территории страны и формируют справки и оперативные отчеты для руководства органов исполнительной власти.

Аналитические подразделения центрального аппарата МЧС Украины с помощью системы решают задачи анализа и прогнозирования развития и возникновения ЧС, они могут не только увидеть текущие ЧС, минуты назад введенные операторами в регионах, но и самостоятельно провести анализ ситуации. Кроме того, каждый пользователь имеет доступ к самым актуальным данным о местности, обновляемым по данным ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) централизовано. Так сегодня по данным космических снимков обновлена информация об изменениях геометрии водных объектов и дорожной сети 5 наиболее подверженных ЧС областей Украины.

Основными узлами системы являются:

    1. блок сбора данных; 2. аналитический блок; 3. блок поддержки управленческих решений.

 

36. ПИАС ЧС и ее основные задачи и блоки.

 

Внедрение современных геоинформационных  технологий решительным образом  перестроило информационное обеспечение  системы принятия решений. ПИАС предназначена, прежде всего, для межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения аналитической поддержки процессов подготовки, принятия и контроля управленческих решений на основе использования современных методов пространственного анализа и моделирования процессов развития и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций.

 

С помощью ПИАС ЧС решаются следующие  задачи:

  • информирование и мониторинг
  • анализ и прогнозирование
  • планирование мероприятий и подготовка решений
  • контроль выполнения решений и мероприятий.

В настоящее время система  действует круглосуточно в режиме on-line во всех территориальных органах управления МЧС Украины.

Система обеспечивает сбор полного спектра информации о ЧС из территориальных подразделений МЧС, централизованный контроль над процессом сбора этой информации и обеспечивает сохранность информации в единой централизованной базе данных. Оперативно-дежурные подразделения центрального аппарата МЧС Украины с помощью системы ежедневно осуществляют мониторинг состояния ЧС на территории страны и формируют справки и оперативные отчеты для руководства органов исполнительной власти.

Аналитические подразделения центрального аппарата МЧС Украины с помощью системы решают задачи анализа и прогнозирования развития и возникновения ЧС, они могут не только увидеть текущие ЧС, минуты назад введенные операторами в регионах, но и самостоятельно провести анализ ситуации. Кроме того, каждый пользователь имеет доступ к самым актуальным данным о местности, обновляемым по данным ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) централизовано. Так сегодня по данным космических снимков обновлена информация об изменениях геометрии водных объектов и дорожной сети 5 наиболее подверженных ЧС областей Украины.

Основными узлами системы являются:

1. блок сбора данных; 2. аналитический блок; 3. блок поддержки  управленческих решений.

1. Блок сбора данных

Задача этого  блока – оперативное получение и систематизация данных с целью их необходимой организации для последующего анализа.

В первую очередь с помощью  геоинформационных технологий. выполняются операции, по организации базовых электронных карт местности и цифровых моделей рельефа (ЦМР). Затем - создание тематических карт, характеризующих состояние окружающей среды; схем распределения сил и средств реагирования на ЧС и т.д.

Необходимо учитывать  также, что блок сбора данных ПИАС ЧС получает и обрабатывает информацию таких информационных структур различного ведомственного подчинения, как МЧС (база данных сообщений о чрезвычайных ситуациях); Украинский Гидрометцентр (БД гидрометеорологической информации); Межведомственный центр электронной  картографии (МЦЭК) г. Харьков (Фонд электронных  тематических карт территории Украины) и т.д. Таким образом, одна из основных задач ГИС – интеграция данных внешних и внутренних структур ПИАС ЧС на пространственной основе.

Важнейшим фактором, определяющим общий технологический уровень  системы, является уровень технологического обеспечения основных поставщиков  информации.

2. Аналитический блок

Основной задачей аналитического блока является получение качественно новой прогнозной и аналитической информации в процессе обработки исходных данных на основе соответствующих методик и алгоритмов.

Блок аналитических  средств ПИАС ЧС, наряду со стандартными средствами статистического анализа числовой информации, сегодня включает следующие составляющие, действующие на платформе ГИС:

  1. Прогнозно-моделирующие комплексы (ПМК), установленные на локальных рабочих местах аналитиков как в Центральной, так и в ряде территориальных подсистем. В их составе сегодня средства прогнозирования и пространственного анализа возможных последствий таких ЧС, как экстремальные паводки, сели, выбросы в атмосферу отравляющих веществ, опасные геологические явления и т.д.
  2. Подсистема оценки рисков жизнедеятельности и хозяйствования, а также блок статистической оценки распределения ЧС по территории Украины.
  3. Инструменты пространственного анализа территориальных подсистем, позволяющие определить местоположение ситуации по адресу и проложить оптимальный маршрут к ней от места локализации сил и средств реагирования.

В случае отсутствия данных моделирования можно построить  приблизительную зону поражения  средствами буферного анализа и  получить список объектов заданного  типа, таких как населенные пункты, дороги и потенциально-опасные объекты, попавших в нее.

3. Блок поддержки управленческих  решений

Механизмы и методы автоматизированной поддержки управленческих решений являются сегодня наиболее важным звеном в системах рассматриваемого типа. На этом этапе важную роль имеет выбор оптимального решения из нескольких конкурирующих вариантов, подготовленных и визуализированных в блоке обработки данных.

Для эффективной работы ПИАС, обеспечения интеграции, анализа  и подготовки данных для принятия решений создан Центр управления в ЧС, который решает следующие задачи:

  1. Оперативное информационно-аналитическое обеспечение при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и отображение информации на средствах коллективного пользования.
  2. Постоянный прием информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуации и своевременное доведение руководст<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-siz

Информация о работе Курс лекций по "Гражданской обороне"