Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 10:51, курс лекций

Описание работы

В центре внимания курса БЖД - человек - как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как "Охрана труда" интересуется человеком в условиях производства, а "Гражданская оборона" - в чрезвычайных ситуациях. Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 129.97 Кб (Скачать файл)

1. Цели и задачи курса  БЖД.

В центре внимания курса БЖД - человек - как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как "Охрана труда"  интересуется   человеком   в   условиях производства, а "Гражданская оборона" - в чрезвычайных ситуациях. Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия. БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов' до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА - изложение  достижений   безопасности   деятельности, т.е. вооружить будущих специалистов теорет. и практич. навыками, необходимыми для:

1.создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2-проектирование новой технологии  и технологических процессов  в соответствии с современными  требованиями по экологии  и    безопасности их эксплуатации  и с  учетом устойчивости функционировании  объектов народного хозяйства  и технических систем;

3.прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях ЧП по защите населения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В этой связи необходимо стремиться к широкой постановке проблем безопасности,   лишенной ведомственной   и   профессиональной ограниченности. Такие возможности и открывает дисциплина "БЖД", рассматривая основополагающие закономерности, принципы и методы. БЖД - это теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Уже говорилось, что БЖД - качественно новая дисциплина. Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей     среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

В структурном отношении весь курс состоит из 4-х разделов:                                        

1. Теоретические основы БЖД;

2. Природные аспекты БЖД;

3. БЖД в условиях производства;

4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций;

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1)      идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);

2)      защита от опасностей  или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3)      ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4)      создание комфортного состояния среды обитания.

Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.

2. Назначение дисциплины  БЖД.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.

Под безопасностью понимается такое состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений.

В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.

Критерием безопасности техносферы являются введение ограничений на концентрации веществ и потоков энергии в жизненном пространстве (среде).

Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).

На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.

4. Условия достижения безопасности.

 
- общественное осознание абсолютного  приоритета жизни человека; 
- юридическое закрепление прав человека в области безопасности; 
- наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

5. Теоретические основы  БЖД (основные понятия)

Активность человека, как показывает опыт проявляется, через его деятельность.

Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.

Труд - высшая форма деятельности.

Формы деятельности и труда многообразны. Они охватывают практически интеллектуальные и духовные процессы протекающие в быту, производстве, общественной, научной и духовной сферах жизни.

Модель процесса деятельности в общем виде можно представить состоящей их двух элементов.

Человек - среда - модель деятельности (является двухцелевой).

1 Цель: достижение определенного  эффекта или цели деятельности.

2 Цель: в исключении нежелательных  последствий в исключении 1 цели.

Процессы явления и различные воздействия на организм человека вызывающие нежелательные последствия называются опасностями.

Опасности - хранят все системы имеющие энергию химически и биологически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками не соответствующими безопасности жизнедеятельности человека.

Любая деятельность потенциально опасна, в тоже время признается, что уровнем опасности можно управлять.

Это утверждение привело к появлению концепции приемлемого риска, которая основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

Таким образом, безопасность - это состояние деятельности при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Различают опасности:

- реальные;

- потенциальные

Реальная опасность дает повод принятия решения с задачей как эту опасность избежать.

Чтобы потенциальная опасность могла реализоваться необходимы соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины - это совокупность обстоятельств, при которых опасность проявляется и вызывает нежелательные последствия.

Опасность причины последствия является основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар, авария и т.д.

Триада - "опасность причины последствия" - это логический процесс развития потенциальной опасности в реальной последствия.

Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности.

6. Идентификация и номенклатура  опасных и вредных факторов.

Под идентификацией опасностей понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.      

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность  их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и  др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.      

Методы  обнаружения опасностей делятся на:      

- инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.      

- экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.      

- социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.     

- регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.     

- органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.

Номенклатура опасностей – это перечень названий, терминов, систематизированный по определенному признаку. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.д.). Всемирная организация здравоохранения представляет в алфавитном порядке общую номенклатуру всех видов опасностей. 

7. Таксономия. Классификация  опасностей. 
Поскольку опасность понятие сложное, имеющее много признаков, опас-ости классифицируются и систематизируются. 
Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией. 
Таксономия (классификация) опасностей. 
1. Опасности бывают: 
- реальные; 
- потенциальные. 
2. По происхождению: 
- естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.; 
- технические (движущиеся части машин); 
- антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой); 
- экологические (загрязнения биосферы);  
- смешанные. 
3. По локализации (месту существования): в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере. 
4. По виду источника: 
- физические (различные излучения);  
- химические (химические вещества);  
- биологические (бактерии, микробы); 
- психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность); 
5. По времени проявления последствий: 
- мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные); 
- кумулятивные (действующие с запаздыванием); 
6. По вызываемым последствиям: утомление, травмы, заболевания, стресс, летальные исходы. 
7. По виду ущерба: 
- технический; 
- экономический; 
- экологический; 
- социальный. 
8. Сферы проявления: 
- бытовая; 
- производственная; 
- дорожно–транспортная; 
- спортивная и т.д. 
9. По структуре (строению): простые, сложные, порождаемые взаимодействием простых. 
10. По характеру воздействия: 
- активные (воздействуют сами) 
- пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы;

8.Последовательность  изучения опасностей.

Изучение опасностей в 3 стадии. 
 
Стадия 1 - предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа. 
 
а) выявление источников опасностей (утечки, коррозия) 
 
б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти 
опасности (ёмкости, трубопроводы) 
 
в) введение ограничения на анализ (исключаем землетрясения). 
 
Стадия 2 - выявления последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей.

Стадия 3 - анализ последствий аварии (отравление людей). В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатываются и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

9. Построение дерева  причин и опасностей (логические  операции)

Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам.

Реальных опасностей без причин не существует, поэтому предотвращение опасностей или защита от них возможны только при выявлении причин.

Между реализовавшимися опасностями и причинами   существует причинно-следственная связь:

опасность есть следствие некоторой причины, которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д.

Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей представляет собой ветвящееся дерево.

В зарубежной литературе, анализирующей безопасность объектов, используют такие термины как "дерево причин", "дерево отказов", "дерево опасностей", "дерево событий" и др.

В строящихся деревьях имеются ветви причин и ветви опасностей, что    позволяет    отразить диалектический    характер причинно-следственных связей.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно, поэтому полученные при анализе графические изображения называют "деревьями причин и опасностей".

Построение "деревьев" является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм и т.п.). Многоэтапный процесс ветвления "деревьев" требует   введения ограничений  для  определения  его   пределов.   Границы  ветвления определяется логической целесообразностью получения новых ветвей.

10. Методы анализа безопасности

Анализ эксплутационной безопасности системы осуществляется АПРИОРНО или АПОСТЕРИОРНО т.е. до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть ПРЯМЫМ или ОБРАТНЫМ.

ПРЯМОЙ метод анализа состоит в изучении  причин,   чтобы предвидеть последствия. При ОБРАТНОМ методе анализируются последствия, чтобы определить причины.

АПРИОРНЫЙ анализ - исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для для данной системы, и пытается составить набор    различных ситуаций, приводящих к их появлению.

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"