Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 10:51, курс лекций
В центре внимания курса БЖД - человек - как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как "Охрана труда" интересуется человеком в условиях производства, а "Гражданская оборона" - в чрезвычайных ситуациях. Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия.
Средства обеспечения безопасности делятся на две группы:
Например, палатка - это средство коллективной защиты, а накомарник - средство индивидуальной защиты.
В свою очередь средства коллективной и индивидуальной защиты делятся по разным признакам:
В настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды и др.
Анализ показывает, что отказы в техносфере обычно внезапны, случайны и независимы между собой. Это позволяет применять при изучении отказов математический аппарат. Кроме внезапных отказов есть и постепенные отказы. Они проявляются в результате усталости и старения материалов, коррозии и т.п.
Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности - научный замысел, научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), создание проекта, реализация проекта, испытания, производство, эксплуатация, модернизация, консервация, ликвидация и захоронение.
При управлении безопасностью жизнедеятельности можно выделить такие стадии:
При управлении безопасностью жизнедеятельности необходимо учитывать следующие аспекты:
Соответственно указанным аспектам существуют различные средства управления БЖД, а именно:
- воспитание культуры
- обучение населения;
- применение технических и
- применение индивидуальных
- использование системы льгот и компенсаций и др.
14. Квантификация риска и опасностей.
Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.
Однако, на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставиться так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?»
По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.
Необходимо отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. можно выделить 4 метода оценки риска:
Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.
15.Методические подходы определения риска
Процедура определения риска приблизительна
(4 методических подхода):
Чаще всего все 4 подхода применяются вместе.
16.Риск, расчет риска.
Риск — количественная оценка опасности — отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени.
Вид риска |
Объект риска |
Источник риска |
Нежелательное событие |
Индивидуальный риск |
Человек |
Условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда |
Заболевания, травмы, инвалидность, смерть |
Технический риск |
Технические системы и объекты |
Нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов, техническое несовершенство |
Взрыв, пожар, катастрофа |
Экологический риск |
Экологические системы |
Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС |
Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия |
Социальный риск |
Социальные группы |
Снижение качества жизни |
Гибель людей, заболевание, рост смертности |
Экономический риск |
Материальные ресурсы |
Повышенная опасность производства |
Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостатка защищённости |
Приемлемый риск — сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.
Теоретический риск (расчет)
Статистический риск часто сводится к вероятности некоторого нежелательного события. Обычно вероятность такого события и некоторая оценка его ожидаемого вреда объединяется в один правдоподобный результат, который комбинирует набор вероятностей риска, сожаления и вознаграждения в ожидаемое значение для данного результата. (См. также Ожидаемая полезность).
Таким образом, в статистической теории принятия решений, функция риска оценки δ(x) для параметра θ, вычисленная при некоторых наблюдаемых x; определяется как математическое ожидание функции потерь L,
где: δ(x) = оценка, θ = параметр оценки.
17.Индивидуальный риск. Формулировка риска В. Маршала
Различают индивидуальный и социальный риск. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Индивидуальный риск- объект риска: человек – источник риска: условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда- последствия : заболевания, травмы, инвалидность, смерть.
В. Маршалл дает следующее определение: риск – частота реализации опасностей.
18.Социальный риск – объект риска: социальные группы- источник риска: снижение качества жизни- последствия: гибель людей, заболевания, рост смертей.
19. Концепция приемлемого (допустимого риска)
Опыт свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлимого риска. Концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Безопасность - это цель, а БЖД - средства, пути, методы ее достижения.
БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:
1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;
2. 3ащита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
3. Ликвидация возможных (исходя
из концепции остаточного
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
21.Прямой и косвенный риск
Различают также прямой и косвенный риск. Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя окружающую среду отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.
Использование риска в качестве универсального показателя при оценке действия различных негативных факторов на человека в настоящее время начинает применяться для сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, обоснования социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц (рентгенологических обследованиях).
22 .Психология и безопасность
В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего (копинг) поведения.
Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.
Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации.
Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.
Психологическую защиту также определяют как одну из форм психических регулятивных механизмов, имеющих место в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира.
Выделяются две группы методов психологической защиты:
симптоматические техники – употребление алкоголя, транквилизаторов и т.д.
«интрапсихические техники когнитивной защиты» – идентификация, перемещение, отрицание, подавление, реактивное образование, проекция и интеллектуализация.
Психологические защиты являются неизбежным, типичным и нормальным механизмом, регулирующим психическую активность субъекта и обеспечивающим тем самым гибкость и пластичность его взаимодействия с экстремальной ситуацией. По вкладу в процесс самообеспечения безопасности среди механизмов психологической защиты выделяются три группы: 1) тормозящие поспешную активность субъекта (отрицание); 2) маскирующие осознание опасности при одновременной «проработке» деструктивной ситуации (замещение); 3) реализующие некоторые шаги по нейтрализации опасности (компенсация).
Под механизмами совладания (копинга) понимаются как поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т.е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы.
В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Если новые требования непосильны для личности, тогда копинг-процесс может принимать, форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психотравму за счет исключения действительности.
Механизм совладания имеет сложную структуру, что позволяет достичь более полного соответствия не только с субъектом, но и с ситуацией. Этому способствует развернутость во времени по нескольким этапам процесса реализация действия механизмов совладания: когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления > разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, «когнитивная репетиция» > осуществление собственно процесса совладения. Среди основных стратегий совладания рассматриваются следующие: преобразующие стратегии совладания; приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации; вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий; образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий; влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания.
Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"