Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 10:51, курс лекций

Описание работы

В центре внимания курса БЖД - человек - как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как "Охрана труда" интересуется человеком в условиях производства, а "Гражданская оборона" - в чрезвычайных ситуациях. Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 129.97 Кб (Скачать файл)

Средства обеспечения безопасности делятся на две группы:

  1. средства коллективной защиты;
  2. средства индивидуальной защиты.

Например, палатка - это средство коллективной защиты, а накомарник - средство индивидуальной защиты.

В свою очередь средства коллективной и индивидуальной защиты делятся по разным признакам:

  1. по характеру опасностей;
  2. конструкции;
  3. области применения и др.

В настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды и др.

Анализ показывает, что отказы в техносфере обычно внезапны, случайны и независимы между собой. Это позволяет применять при изучении отказов математический аппарат. Кроме внезапных отказов есть и постепенные отказы. Они проявляются в результате усталости и старения материалов, коррозии и т.п.

Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности - научный замысел, научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), создание проекта, реализация проекта, испытания, производство, эксплуатация, модернизация, консервация, ликвидация и захоронение.

 

При управлении безопасностью жизнедеятельности можно выделить такие стадии:

  1. анализ и оценка состояния объекта;
  2. прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления БЖД;
  3. формирование управляемой и управляющей систем;
  4. контроль за ходом управления безопасностью;
  5. определение эффекта от запланированных мероприятий;
  6. стимулирование участников управления творчески решать проблемы управления.

При управлении безопасностью жизнедеятельности необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. мировоззренческий;
  2. физиологический;
  3. социальный;
  4. психологический;
  5. воспитательный;
  6. организационно-оперативный;
  7. экономический;
  8. юридический и др.

Соответственно указанным аспектам существуют различные средства управления БЖД, а именно:

- воспитание культуры безопасного  поведения;

- обучение населения;

- применение технических и организационных  средств коллективной защиты;

- применение индивидуальных средств  защиты;

- использование системы льгот  и компенсаций и др.

14. Квантификация риска  и опасностей.

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

 

Однако, на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставиться так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?»

 

По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

 

Необходимо отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. можно выделить 4 метода оценки риска:

  1. Инженерный – опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
  2. Модельный – основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальной группы, профессиональной группы и т.д.
  3. Экспертный – когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.
  4. Социологический – основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.

15.Методические подходы определения риска

 
Процедура определения риска приблизительна (4 методических подхода):

  •  
    Инженерный, опирающийся на статистический расчёт частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасностей и причин.
  •  
    Модельный, основанный на построении моделей воздействия опасных 
    факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.д.
  •  
    Экспертный - вероятность различных событий определятся на основе 
    опроса опытных специалистов - экспертов.
  •  
    Социологический - базирующийся на опросе населения.

 
Чаще всего все 4 подхода применяются вместе.

16.Риск, расчет риска.

Риск — количественная оценка опасности — отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени.

Вид риска

Объект риска

Источник риска

Нежелательное событие

Индивидуальный риск

Человек

Условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда

Заболевания, травмы, инвалидность, смерть

Технический риск

Технические системы и объекты

Нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов, техническое несовершенство

Взрыв, пожар, катастрофа

Экологический риск

Экологические системы

Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС

Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия

Социальный риск

Социальные группы

Снижение качества жизни

Гибель людей, заболевание, рост смертности

Экономический риск

Материальные ресурсы

Повышенная опасность производства

Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостатка защищённости


Приемлемый риск — сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.

 

Теоретический риск (расчет)

Статистический риск часто сводится к вероятности некоторого нежелательного события. Обычно вероятность такого события и некоторая оценка его ожидаемого вреда объединяется в один правдоподобный результат, который комбинирует набор вероятностей риска, сожаления и вознаграждения в ожидаемое значение для данного результата. (См. также Ожидаемая полезность).

Таким образом, в статистической теории принятия решений, функция риска оценки δ(x) для параметра θ, вычисленная при некоторых наблюдаемых x; определяется как математическое ожидание функции потерь L,

где: δ(x) = оценка, θ = параметр оценки.

17.Индивидуальный риск. Формулировка риска В. Маршала 

Различают индивидуальный и социальный риск. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК характеризует опасность определенного вида для  отдельного индивидуума. Индивидуальный риск- объект риска: человек – источник риска: условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда- последствия : заболевания, травмы, инвалидность, смерть.   

В. Маршалл дает следующее определение: риск – частота реализации опасностей.

18.Социальный риск – объект риска: социальные группы- источник риска: снижение качества жизни- последствия: гибель людей, заболевания, рост смертей.

19. Концепция приемлемого (допустимого риска)

Опыт свидетельствует, что ни в одном виде    деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлимого риска. Концепция основана на понимании недостижимости   абсолютной безопасности. Безопасность - это цель, а БЖД - средства, пути, методы ее достижения.

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;

2. 3ащита от опасностей на  основе сопоставления затрат  и выгод;

3. Ликвидация возможных (исходя  из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей'

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

21.Прямой и косвенный  риск

Различают также прямой и косвенный риск. Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя окружающую среду отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

Использование риска в качестве универсального показателя при оценке действия различных негативных факторов на человека в настоящее время начинает применяться для сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, обоснования социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц (рентгенологических обследованиях).

22 .Психология и безопасность

В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего (копинг) поведения.

Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.

Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации.

Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.

Психологическую защиту также определяют как одну из форм психических регулятивных механизмов, имеющих место в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира.

Выделяются две группы методов психологической защиты:

симптоматические техники – употребление алкоголя, транквилизаторов и т.д.

«интрапсихические техники когнитивной защиты» – идентификация, перемещение, отрицание, подавление, реактивное образование, проекция и интеллектуализация.

Психологические защиты являются неизбежным, типичным и нормальным механизмом, регулирующим психическую активность субъекта и обеспечивающим тем самым гибкость и пластичность его взаимодействия с экстремальной ситуацией. По вкладу в процесс самообеспечения безопасности среди механизмов психологической защиты выделяются три группы: 1) тормозящие поспешную активность субъекта (отрицание); 2) маскирующие осознание опасности при одновременной «проработке» деструктивной ситуации (замещение); 3) реализующие некоторые шаги по нейтрализации опасности (компенсация).

Под механизмами совладания (копинга) понимаются как поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т.е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы.

В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Если новые требования непосильны для личности, тогда копинг-процесс может принимать, форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психотравму за счет исключения действительности.

Механизм совладания имеет сложную структуру, что позволяет достичь более полного соответствия не только с субъектом, но и с ситуацией. Этому способствует развернутость во времени по нескольким этапам процесса реализация действия механизмов совладания: когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления > разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, «когнитивная репетиция» > осуществление собственно процесса совладения. Среди основных стратегий совладания рассматриваются следующие: преобразующие стратегии совладания; приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации; вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий; образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий; влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания.

Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"