Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:21, контрольная работа
Термин «лесной пожар» часто используется для обозначения неконтролируемого сильного огня, который возникает в лесистой местности из-за множества факторов – от природных до антропогенных. Лесные пожары возникают по всему миру, и обычно возникают равномерными циклами. Слабые лесные пожары часто воспринимаются положительно, так как стимулируют рост некоторых растений.
1.антропогенные факторы возникновения лесных пожаров
Основные причины пожаров: природа, человек, климат
Категория: Новости лесной отрасли » Лес и климат | Дата: 6 сентября 2010 | Просмотров: 2427 | Комментариев: 0
Термин «лесной пожар» часто используется для обозначения неконтролируемого сильного огня, который возникает в лесистой местности из-за множества факторов – от природных до антропогенных. Лесные пожары возникают по всему миру, и обычно возникают равномерными циклами. Слабые лесные пожары часто воспринимаются положительно, так как стимулируют рост некоторых растений. Многие виды растений зависят от пожаров в плане размножения, так как возникновение дыма стимулирует прорастание семян. Однако крупный лесной пожар (верховой пожар) может нанести серьезный вред окружающей среде. |
Из-за огромного размера
и высокой скорости лесные пожары
могут легко распространиться на
большие территории. Кроме того,
пожары могут менять направление
и преодолевать такие препятствия
как дороги, реки и противопожарные
полосы в лесу. Лесные пожары могут
также возникать на пастбищах, торфе,
в редколесьях и кустарниках.
Некоторыми из серьезных причин пожаров
являются молнии и извержения вулканов.
Кроме того, искры от камнепадов также
могут вызывать пожары в сухом лесу.
Кроме природных факторов, вызывающих
лесные пожары, очень часто лес начинает
гореть из-за деятельности человека. Подсчитано,
что 90% лесных пожаров происходит по вине
человека. Одним из таких видов деятельности
является выжигание леса для освобождения
земли под пашни и пастбища. Иногда огонь
выходит из-под контроля и переходит в
лесные пожары. Пожар также может возникнуть
из-за непотушенного костра, брошенного
окурка в лесу и т.д. Очень часто при помощи
огня выжигают сухую траву, чтобы ускорить рост новой,
что также может привести к возникновению
лесного пожара. Кроме всего прочего, одной
из причин пожара в последнее время стали
называть глобальное потепление.
Кроме нанесения вреда ценным деревьям,
лесные пожары могут серьезно сказаться
на климате и погоде. Они могут увеличить
концентрацию парниковых газов (испарение воды, углекислый
газ, метан, закись азота, озон, хлорфторуглероды),
и тем самым увеличивают загрязнение и
ускоряют процесс глобального потепления.
2.авиационная охрана лесов.
Авиалесоохрана, охрана лесов от пожаров, действующая на основе использования авиационных средств. Зарождение авиационной охраны лесов в России относится к 1922 г., когда были проведены первые опыты по использованию самолетов для аэрофотосъемки, учета усыхания лесов, обследования и выявления лесосырьевых баз и путей транспортировки древесины. Крупнейшие лесные пожары в европейской части России 1920 и 1921 г. показали, что своевременное их обнаружение и тушение не может быть обеспечено традиционными наземными методами. 25 марта 1931 г. на заседании лесоавиационной секции отдела лесоэксплуатации Ленинградского научно-исследовательского лесопромышленного института (ЛенНИЛИ), по инициативе Управления рационализации «Союзлеспрома», был рассмотрен вопрос о технической возможности и экономической целесообразности организации специальной авиаслужбы по охране лесов от пожаров. По докладу руководителя лесоавиационной секции Г. Г. Самойловича было принято решение организовать особую экспедицию с местом проведения работ в районе станции Урень Нижегородской обл. Первый экспериментальный полет с целью обнаружения лесного пожара продолжительностью 1,5 ч, в условиях облачности и ограниченной видимости, был выполнен 7 июля 1931 г. на самолете У-2 (ПО-2). Эту дату принято считать началом авиационной охраны лесов. За время работы экспедиции общий налёт по охране лесной территории площадью 1,5 млн га составил 40 ч. Было обнаружено 14 лесных пожаров, причем ошибки в определении координат оказались минимальными. Следующая экспедиция проводила опытные полеты в южной части Карелии и Ленинградской обл. в 1932 г. В охраняемом лесном массиве площадью 4,5 млн га за 144 ч лётного времени было обнаружено 92 пожара общей площадью 814 га. Работы велись по договорам с трестами «Ленлес» и «Кареллес». Использовались 3 самолета У-2. В феврале 1936 г. был образован Всесоюзный государственный трест лесной авиации «Лесавиа» (ВГТЛА), который, наряду с др. видами авиационного обслуживания, выполнял работы по охране лесов от пожаров. В составе ВГТЛА были организованы авиаотряды и отдельные лесоавиационные экспедиции. Работы по охране лесов выполняли с использованием собственных самолетов типа У-2 (ПО-2) и лишь незначительное их количество арендовали в авиаотрядах гражданского воздушного флота (ГВФ) и др. ведомств. В 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР «Лесавиа» был расформирован, его отряды и авиация переданы образованному 27.03.1947 г. Минлесхозу СССР, а в 1949 г. постановлением СМ СССР собственная авиация Минлесхоза СССР с лётными, инженерно-техническими кадрами, административно-управленческим персоналом, самолетно-моторным парком, зданиями и оборудованием была передана в ведение вновь образованного Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). В том же году СМ СССР разрешил Минлесхозу СССР для обеспечения борьбы с лесными пожарами и авиационного обслуживания лесного хозяйства самолетами, находящимися в ведении ГУ ГВФ, организовать базы авиационной охраны лесов, которые функционируют по настоящее время. Авиационная охрана лесов - составная часть общего комплекса мероприятий по охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней. Как специализированная служба способна самостоятельно проводить необходимые мероприятия по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения, локализации и ликвидации лесных пожаров в районах, недоступных для наземных сил. Методическое и организационно-техническое управление работами по авиационной охране лесов с 1958 г. осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов, в настоящее время - Центральная база авиационной охраны лесов. «Авиалесоохрана» федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства России. «Авиалесоохрана» обеспечивает охрану лесов через свои филиалы - региональные авиабазы и их авиазвенья, авиаотделения, авиагруппы и авиаточки, которые выполняют весь комплекс работ на переданной им под охрану площади лесного фонда. Авиабазы выполняют работы по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством, др. ведомствами и несут ответственность за надлежащее выполнение принятых договорных обязательств. Территорию лесного фонда разделяют на зоны авиационной и наземной охраны. Отнесение территорий к зоне авиационной охраны лесов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства России. Кроме того, территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяют на районы авиационной охраны и наземной охраны. К районам авиационной охраны относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не могут быть обеспечены наземными силами и средствами пожаротушения. В районах наземной охраны авиабазы могут обеспечивать обнаружение лесных пожаров, оповещение наземной лесной охраны об их возникновении, распространении и необходимых мерах борьбы. Служба авиационной охраны лесов России ежегодно обеспечивает охрану лесов от пожаров на площади около 720-740 млн. га, в т. ч. 690-710 млн. га в лесах, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. На обслуживаемой авиацией территории среднегодовое количество лесных пожаров за последнее десятилетие составило около 20 тыс. в год. Для обеспечения охраны лесов используется около 350 воздушных судов, в т. ч. около 70 единиц из отрядов лесной авиации. С применением самолетов и вертолетов обнаруживают в среднем около 50 % возникших лесных пожаров, из которых силами и средствами авиационной охраны лесов тушат около 35 %, остальные - с участием наземных сил и средств пожаротушения.
Авиационное патрулирование лесов
Авиационное патрулирование входит в комплекс работ по авиационной охране лесов, осуществляемых базами авиационной охраны лесов в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов.
В целях обеспечения более эффективной работы и повышения ответственности подразделений авиационной и наземной охраны лесов по обнаружению и тушению пожаров территорию лесного фонда в обслуживаемых авиацией лесхозах разделяют на районы, в которых тушение пожаров должно производиться авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров должно производиться наземными силами и средствами (районы наземной охраны).
Отнесение территорий к районам авиационной или наземной охраны проводится лесхозами в соответствии с планами противопожарного устройства лесов.
Порядок отнесения территорий
к районам авиационной и
Авиационное патрулирование
лесов заключается в
Авиапатрулирование
При I классе пожарной опасности
авиапатрулирование, как правило, не
проводится. Могут назначаться
С наступлением пожарной опасности
в лесу по условиям погоды и по мере
ее усиления интенсивность
при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1-2 дня;
основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней .пожарной опасности (III класс) или наличия пожаров в дни со II классом;
основанием, для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;
основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.
В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды, для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.
Режим патрулирования устанавливается в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов.
Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры типа "Тайга", устанавливаемые на патрульных самолетах.
3.регулирование состава древостоев
Регулирование состава древостоев.
Примесь лиственных пород во всех классах
возраста и по всем ярусам хвойных древостоев
способствует снижению опасности появления
и распространения наиболее разрушительных
верховых пожаров, которые, как правило,
охватывают большие площади.
Для этого необходимо:
- проводить регулирование состава хвойных
древостоев (особенно в молодняках и средневозрастных
насаждениях) в порядке рубок ухода за
лесом, сохраняя, где это целесообразно,
равномерную примесь лиственных пород
по всем ярусам в количестве 2-3 единиц
в составе;
- вводить в культуры хвойных пород, где
это возможно по лесорастительным условиям,
примесь деревьев хозяйственно ценных
лиственных пород: березу, серую ольху.
Кроме того, необходимо регулировать интенсивность
промежуточного пользования лесом, имея
в виду, что в результате сильного изреживания
хвойных древостоев под их пологом может
развиться опасная в пожарном отношении
растительность (вереск, злаки и другое).
перечень древесных пород, образующих древостой, с указанием доли участия каждой из них в общем запасе древостоя. Если древостой представлен одной породой, то его состав определяет название этой породы. Для обозначения состав древостоя в лесной таксации установлены условные формулы состава древостоя. В них древесные породы обозначаются первыми буквами своего, как правило, родового названия.
Древесные породы с одинаковыми
начальными буквами названия обозначают
первыми двумя или тремя
В формуле состава древостоя, наряду с буквенным названием древесной породы, указывается коэффициент состава, отражающий долю ее участия в данном древостое, которая определяется по соотношению запасов древесины составляющих его пород или сумм площадей поперечных сечений их стволов. Единица коэффициента состава соответствует10 % запаса данной породы в общем запасе древостоя.
Напр., если в древостое
имеются 2 древесные породы - сосна
и ель, запас которых составляет
соответственно 70 и 30 %, состав такого древостоя
будет характеризоваться
Состав разнообразных древостоев устанавливается по возрастным поколениям, двухъярусных насаждений - по ярусам. Если разновозрастные насаждения невозможно разделить по поколениям, то в формуле состава после буквенного обозначения древесной породы в скобках указывают их возраст, например: 6С(120)3С(80)1Е(40).
В процессе глазомерной таксации леса состав древостоя д. определяют с точностью до 0,1.
Лит: Анучин, Н. П. Лесная таксация. - М., 1982; Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. - М., 1995.
4.особенности тушения
лесных пожаров в горных
Некоторые
особенности тушения пожаров
в горах
Скорость распространения пожаров на
склонах 15° и более удваивается по сравнению
с горизонтальным участком, а на склонах
более 25° низовой пожар часто переходит
в верховой. Поэтому останавливать пожар
желательно на пологом склоне, на водоразделах
и границах негоримых участков.
При движении фронта пожара вверх по склону
отжиг целесообразно пускать вниз по склону,
начиная против середины фронта, двумя
группами тушильщиков, продвигающимися
в противоположные стороны.
При движении пожара вверх по склону с
очень большой скоростью отжиг следует
пускать на гребень с противоположного
склона.
Вдоль опорной полосы во всех случаях
необходимо организовать патрулирование
с целью своевре.менного обнаружения и
ликвидации возникающих очагов горения.
В горах весной и осенью пожары распространяются
преимущественно по долинам и вдоль гребней
водоразделов, поэтому в это время отжиг
ведут от опорных полос, проложенных в
основном
поперек от вершины на южном (западном)
склоне до того места на северном (восточном)
склоне, где крутизна превысит 20°. Отжиг
пускают в самой верхней точке, спускаясь
вниз вначале по северному (восточному)
склону, а затем по южному (западному).
Летом и в начале осени пожары могут распространяться
поперек водоразделов и переходить долины.
При таком распространении огня опорные
полосы нужно прокладывать или по водоразделам,
или по дну долин. При проведении отжига
на водоразделах полосы следует создавать
при небольшой крутизне склона, выжженная
полоса перед фронтом пожара должна быть
не менее 100 м.
Самое удобное место для отжига - у подножья
горы. Но здесь опорная полоса должна иметь
форму канавки для задержки скатывающихся
горящих частиц при склонах крутизной
выше 20°.
Тушение на склоне
Условия. Кромка действующего
пожара расположена по горизонтали склона,
фронт продвигается вверх по склону. Имеется
значительное количество материала, который
горит и легко скатывается вниз (например,
сосновые шишки).
Действия. По горизонтали
ниже кромки пожара создается заградительная
минерализованная полоса для задержки
скатывающихся горящих частей и предотвращения
новых очагов пожара. Тушение начинающегося
пожара по фронту и флангам проводится
одним из описанных ранее способов.
Результат. Исключается
возможность возникновения новых очагов
горения, усиления горения, и повышается
безопасность персонала.
Пожар, продвигающийся вниз
по склону
Условия. Пожар продвигается
вниз по склону или по диагонали, может
пересечь долину (распадок), где имеется
достаточно горючего материала (хвойный
подрост, сухая трава) и перейти на противоположный
склон.
Действия. Заградительная
полоса прокладывается перед фронтом
вдоль ложбины у основания противоположного
склона. Фронт и тыл также окружаются минерализованной
полосой.
Результат. Обеспечивается
остановка распространения пожара и предотвращается
его переход на участки, имеющие большое
количество горючего материала и противоположный
склон.
Пожар, движущийся вверх по
склону,
фронт которого находится у гребня горной
гряды
Условия. Фронт пожара
быстро приближается к перевалу(гребню).
Перевал покрыт кустарником, деревьями
и имеет достаточное количество напочвенного
горючего материала. Пожар легко может
перейти перевал и охватить противоположный
склон.
Действия. Заградительная
полоса прокладывается по перевалу и проводится
отжиг горючих материалов от полосы до
фронта огня. Это позволит, используя тягу,
ускорить выжигание.
Результат. Остановка
и предотвращение возможности перехода
пожара на противоположный склон, тушение.
В практике встречаются также случаи,
когда пожар движется в направлении участка,
где имеется значительное количество
сухостоя и валежника. В этом случае заградительную
полосу необходимо прокладывать как можно
ближе к кромке пожара и провести отжиг
горючих материалов. Задача заключается
в том, чтобы не допустить захода огня
на сухостойный и захламленный участок,
где тушение будет весьма затруднено.
Пожар, действующий в ветровальнике,
буреломе,
сухостое, другом захламленном участке
Условия. Пожар возник
или перешел на сильно захламленный участок,
где тушение кромки пожара невозможно.
Горение по фронту пожара интенсивное,
языками пламени охвачены все ярусы растительности,
местами переходит в верховое горение
отдельных деревьев, куртин, бурелома
и валежника.
Действия. Вокруг захламленного
участка, на некотором расстоянии от его
границы, необходимо создать замкнутую
опорную полосу и провести отжиг с целью
не допустить переход огня на окружающие
насаждения. Проводить непосредственное
тушение кромки пожара на таком участке
бесполезно и, главное, опасно для жизни
пожарных. Захламленный участок оставляют
до полного выгорания.
Результат. Исключение
возможности перехода и распространения
пожара на окружающие насаждения и уничтожение
горючих материалов на захламленном участке,
что значительно уменьшает объем работ
по его очистке.
Особенности тушения лесных
пожаров в горах
Применение мощной землеройной
и почвообрабатывающей техники
для борьбы с лесными пожарами
в горах ограничено, а на каменистых
почвах вообще исключается. Использование
здесь автоцистерн и мотопомп
малоэффективно из-за невозможности
подачи воды на высоту более 90-100 м. Поэтому
для тушения пожаров в горных
лесах следует широко применять
отжиг с прокладкой опорных полос
растворами химикатов из лесных огнетушителей,
взрывным способом (где это возможно),
а также ручными орудиями - лопатами,
мотыгами, граблями. Транспортными
средствами для доставки воды при
тушении пожаров в горах
В особо ценных и опасных в пожарном отношении горных лесах следует заранее в порядке профилактики создавать, густую сеть пожарных водоемов, в том числе в виде запруд, а также площадок для вертолетов.
Слабые низовые пожары в горах останавливают методом захлестывания кромки, охватывая пожар с флангов и продвигаясь к фронту. При тушении кромки рекомендуется использовать также частичный отжиг и опрыскивание растворами химикатов из лесных огнетушителей.
Низовые пожары средней и высокой интенсивности, а также верховые пожары останавливаются отжигом. Намечать рубежи и прокладывать опорные полосы для пуска отжига необходимо при строгом учете рельефа, так как именно рельефом определяется в горах поведение пожара.
При прокладке опорных полос ручным инструментом (применять который в горных лесах приходится особенно часто) важным вопросом является правильная организация работы. Наиболее рациональным является движение группы рабочих по намеченной линии в следующем порядке; впереди рабочие с топорами и пилами для разрубки и расчистки трассы, за ними рабочие с граблями для удаления покрова, затем рабочие с мотыгами и лопатами для прокладки минерализованной полосы или канавы, наконец, рабочие для пуска отжига.
При составлении плана остановки пожара в горных лесах руководитель тушения обязан особое внимание обратить на оценку прогноза распространения и развития пожара. Для этого необходимо учитывать три следующие момента:
характер распространения пожара по рельефу и его главное направление;
степень пожарной опасности участков, окружающих пожар;
скорость распространения пожара и ее колебания под влиянием изменяющихся условий.
Для расчета скорости пожара в зависимости от изменения крутизны склона, скорости ветра, влажности воздуха рекомендуется использовать таблицу коэффициентов относительного влияния этих факторов на скорость распространения пожара.