Методы преподавания ОБЖ в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:55, реферат

Описание работы

Давайте для начала определимся, что такое “метод обучения”. Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Существует три основных метода обучения в школе: словесные, наглядные и практические. О последних, и пойдет речь в моей курсовой работе.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……...3
Метод упражнений…………………………………………………………….…4
Метод лабораторных работ………………………………………………….…..6
Практический метод……………………………………………………………..7
Метод игры…………………………………………………………………….…9
Тренировка……………………………………………………………………....12
Заключение…………………………………………………………………...….13
Литература…………………………………………………………………….…14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……...3

Метод упражнений…………………………………………………………….…4

Метод лабораторных работ………………………………………………….…..6

Практический метод……………………………………………………………..7

Метод игры…………………………………………………………………….…9

Тренировка……………………………………………………………………....12

Заключение…………………………………………………………………...….13

Литература…………………………………………………………………….…14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Давайте для начала определимся, что такое “метод обучения”. Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Существует три основных метода обучения в школе: словесные, наглядные и практические. О последних, и пойдет речь в моей курсовой работе.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Они помогают лучше усвоить ранее пройденный теоретический материал и уметь применить его в жизни, что, собственно, и является целью курса ОБЖ: дать не только теоретические знания, но и непосредственно необходимые навыки. Как правило, дети проявляют больший интерес к практическим методам, чем к словесным. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся и формируют практические умения и навыки. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

 

1 МЕТОД УПРАЖНЕНИЙ

 

Метод упражнений является, пожалуй, самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди  практических методов по закреплению  знаний, выработке умений и навыков. Сущность его заключается в систематической  отработке умения и навыка путем  ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод  их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим  совершенствованием до репродуктивного  и творческого уровня.

Таким образом, все виды упражнений условно можно разделить на три  большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

- прочное усвоение теоретического  материала учащимися, осознание  целей и порядка выполнения  упражнения; доведение до учащихся  требований в последовательности  действий, применение отдельных  приемов и т.п. в целях правильного  выполнения упражнения;

- демонстрация учителем  образцов правильного, творческого  подхода к выполняемым упражнениям;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся;

- построение системы упражнений  с нарастанием степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся (отстающие, со слабой познавательной активностью, успевающие, особо одаренные, и др.);

- связь упражнений с  другими темами курса, выполнение упражнений меж предметного характера;

- оптимальное количество  упражнений, достаточное для усвоения  конкретного вида знаний, выработки  необходимых умений и навыков;

- обсуждение, анализ и  коррекция выполненной работы  при активной позиции учителя  и учащихся.

Упражнения по своему характеру  подразделяются на: устные, письменные, графические, учебно-трудовые.

Устные, способствующие развитию логического мыш­ления, памяти, речи и внимания учащихся; они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей;

Письменные, используемые для закрепления знаний и выработки умений в их применении и способствующие развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе; могут соче­таться с устными и графическими;

Графические – работы учащихся по со­ставлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи, применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения;

Учебно-трудовые, к которым относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность, целью которых является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности.

При выполнении каждого из видов упражнений учащиеся совершают  умственную и практическую работу.

 

2 МЕТОД ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Лабораторные работы –  это проведение учащимися по заданию  учителя опытов и расчетов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Метод лабораторных работ (лабораторный метод). Применяется для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами в условиях специальных лабораторий, кабинетов, на пришкольном участке и даже за пределами него, с применением технических средств.

Метод лабораторных работ  используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания”  знаний, ранее полученных на уроках ОБЖ.

Этот метод стимулирует  активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать  себя участниками, творцами проводимого  опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать  свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления  об изучаемых явлениях, подойти к  их рассмотрению, анализу с разных точек зрения.

 

3 ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

 

Метод практических работ (практический метод). Углубление и закрепление  теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных  истин и положений, всегда связанная  с их практической реализацией. В  школьной практике они проводятся после  изучения больших по содержанию тем  и разделов.

Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, — метод  практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию  приобретенных знаний. Формируя способы  научного анализа теоретических  положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, и непосредственно их использования в условиях ЧС, будь то оказание ПМП пострадавшим или действия при пожаре.

Практические работы могут  носить характер учебно-тренировочных (отработка реанимационных действий; использование противогаза, огнетушителей; отработка действий при переломах, ушибах; и т.д.).

В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, самоконтролю.

Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя  адекватно целям и задачам  темы урока рационально “вписать”  в его структуру практические задания, организовать учащихся для  выполнения работ (распределение заданий  при выполнении работы группами). Учтя предварительную подготовленность учащихся, постановить цели и задачи выполняемых работ, объяснив текущую  и перспективную значимость работ, помочь в творческом осмыслении учащимися  всего объема предстоящей работы; правильности и последовательности выполняемых действий и технологических  операций. Эффективность метода заложена и в квалифицированности учителя при проведении инструктажа, умения контролировать и корректировать выполняемую учащимися работу на всех ее этапах.

Метод практических работ  применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В  этом случае они как бы выполняют  подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов  в процессе текущего и 

Обзор по практическому методу обучения хотелось бы заключить словами  польского дидакта В. Оконя. “Изменяя действительность разумным способом, используя имеющиеся знания и руководствуясь значимыми целями, человек одновременно изменяется сам, формирует свое сознание, убеждение и поведение, свое отношение к работе; одновременно он формирует в себе потребность полезной деятельности и потребность совершенствования собственной компетенции в течение всей жизни. Эти ценности практической деятельности превращают ее в неотъемлемый фактор формирования индивидуальности учащихся в школе”.

 

4 МЕТОД ИГРЫ

 

      В индивидуальном  развитии ребенка игра формирует  потребность ребенка воздействовать  на мир, познавать мир, создавать  мир и создавать себя. Игра  создает личность. Через игру  и в процессе игры ребенок  упражняется, развивает себя (психически  и физически). Происходит развитие  мотивационной сферы, всех видов  готовности к более сложной  социальной жизни. Происходит  становление волевых качеств,  перестройка психических процессов,  осознанность действий. Развивается  интеллект. Изменяются процессы  мышления: от наглядно-действенного  до словесно-логического, и абстрактно-логического.

      В игровой  деятельности осуществляется процесс  воображения, представляющий высокую  творческую форму мышления, обеспечивающую  в будущем возможность личностной  реализации в различных сферах  человеческой деятельности.

      В игре  зарождается творческое начало  человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в  форме усвоения социального опыта  взрослых. На всех этапах человеческой  жизни игра, как метод обучения, занимает достойное место.

      В педагогической  практике применяются познавательные  дидактические игры, способствующие  развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс,  интерес к процессу учения. Такие  игры обеспечивают развитие коллективных  отношений, снимают эмоциональную  напряженность, создают атмосферу  заинтересованного непринужденного  выполнения учебных действий.

      Игру следует  рассматривать как многофункциональный  метод. Он направлен на усвоение  нового материала, его закрепление,  повторение, развитие всех видов  мышления. Игре присуща тактическая  и стратегическая направленность  на формирование мировоззрения,  качеств личности и способностей; на формирование организационных  и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. К.Д. Ушинский писал, что в игре “формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу”.

Учебные игры можно успешно  использовать не только на уроках ОБЖ, но и по другим предметам школьного цикла. Значимое место в учебном процессе занимают ролевые, деловые и ситуативные игры.

В настоящее время получают достаточную популярность различные  старые и новые игры.

Симулятивные игры — копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обучении военных), проигрывании возможных ситуаций.

Игры-инсценировки — основаны на проигрывании ролей в смоделированных  ситуациях.

Метод инсценизаций — за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д.

Метод генерализации идей — метод “мозговой атаки”, “мозгового штурма” характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с  целью за очень короткий отрезок  времени выработать максимальное число  идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической  настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия  ее решения, ограничения, связанные  с ее решением. И дается установка  в сжатые сроки выработать решения.

Информация о работе Методы преподавания ОБЖ в школе