Безопасность труда –
важнейшая социально-экономическая
проблема, требующая к себе постоянного
внимания со стороны государства, нанимателей,
объединений работников. Неудовлетворительные
условия труда, производственный травматизм
и профессиональные заболевания
несут обществу большие экономические
потери.
Охрана труда жизненно
нужна и работнику, и нанимателю, и обществу
в целом. Именно с этих позиций должна
строиться реальная деятельность при
организации работы по охране труда на
уровне нанимателя, включающая осуществляемые
нанимателем, мероприятия по соблюдению
работниками требований охраны труда
и соблюдению нанимателем его обязанностей,
установленных государственными нормативными
требованиями охраны труда.
Без осознанной внутренней
мотивации на безопасный труд
всех работников никакими усилиями
одних только должностных лиц
нанимателя невозможно добиться
высокого уровня безопасности
труда. Достичь успеха в постоянной, тяжелой
и кропотливой работе во имя сохранения
жизни, здоровья и трудоспособности работника
на каждом рабочем месте можно лишь объединив
усилия нанимателей и работников.
Охрана труда для работника
– единственный способ сохранить свое
самое главное богатство – жизнь, здоровье
и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой
и строго выполняемой частью его трудовых
обязанностей.
Вовремя предотвратить несчастный
случай – главная цель, задача, основной
принцип в деле обеспечения охраны труда.
К сожалению, в реальности
принцип профилактики, превентивности
мероприятий зачастую наталкиваются
на безразличие работников к своей
судьбе, на низкий уровень культуры
производственных отношений, на нежелание
«лишней работы».
Игнорирование работниками
обязанностей по выполнению требований
охраны труда вносит лепту в высокий
уровень производственного травматизма.
Чем вызвано подобное отношение работников
к своим обязанностям?
Безответственное отношение
работников к своим обязанностям
по охране труда связано с
особенностями русского национального
характера и сознания, а также
с отсутствием или низкой мотивацией
к безопасному поведению в
труде. Сознание подавляющего
большинства работников в современной
России находится в состоянии
глубокого кризиса. Хотя трудящиеся
проинформированы о несчастных
случаях на производстве, которые
происходят на предприятиях и
в отрасли, они не готовы
проводить активные мероприятия
по профилактике травматизма.
Например, снижена активность по
применению и использованию новейших
средств защиты. Часто при расследовании
несчастных случаев и травм
выявляется низкая мотивация
к надежному и безопасному
проведению работ в опасных
условиях, либо ее полное отсутствие.
Иногда безответственное
отношение работников к охране
труда объясняют неосторожностью,
неосмотрительностью, беспечностью
и лихачеством . В печати приводятся
вопиющие примеры недисциплинированности
и безответственности, приводящие
к массовым несчастным случаям
со смертельным исходом. Например,
по заключению комиссий, работавших
на шахтах « Сибирская» и
« Зиминка», взрывы метана произошли
из-за того, «что кто-то из горняков
то ли по недомыслию, то ли
умышленно не пожелал соблюсти
элементарные требования техники
безопасности» и закурил внутри
шахты.
Известно множество
примеров несчастных случаев,
произошедших по причине алкогольного
опьянения.
Что стоит за неосторожностью,
беспечностью и лихачеством? Что
стоит за отсутствием ответственности?
Ответы на эти вопросы можно
получить с помощью привлечения
психологических знаний.
«Ответственность - способность
личности понимать соответствие
результатов своих действий поставленным
целям, принятым в обществе
или коллективе нормам, в результате
чего возникает чувство сопричастности
общему делу, а при несоответствии - чувство
невыполненного долга». Психологи по степени
ответственности людей делят на две группы.
К первой - относятся люди, которые считают
себя ответственными за все происходящее
с ними в жизни. Жизненное кредо такой
личности: «Я сам отвечаю за свои поступки,
за свои успехи и неудачи. От меня самого
зависит моя жизнь, я готов отвечать за
свои поступки». К второй группе относятся
люди, которые ответственность возлагают
на других людей. Ответственными за происходящее
в жизни личности в таком случае становятся
родители, друзья, члены семьи, обстоятельства
жизни. Практически в этом случае речь
идет о безответственности, т.е. о людях
неспособных отвечать за свои поступки.
Существует положительная
корреляция между ответственностью
и наличием смысла жизни: чем
больше субъект верит, что в
жизни зависит от его собственных
усилий и способностей, тем в
большей мере находит он в
жизни смысл и цели. Люди этой
группы более уверены в себе,
более спокойны, выдержаны, более
социально зрелые, отличаются просоциальным
(нравственным) поведением.
Безответственные люди,
склонны предписывать ответственность
за все внешним факторам: другим
людям, судьбе или случайности,
окружающей среде. Их отличает
повышенная тревожность, обеспокоенность,
меньшая терпимость к другим,
повышенная агрессивность, недостаточная
социальная зрелость, ассоциальность
поведения (т.е. склонность к правонарушениям).
Крайнее проявление безответственности
реализуется в активном неприятии норм
права, в сознательном и постоянном нарушении
положений правовых актов (правовой нигилизм).
Данный тип поведения может быть обусловлен
как педагогической запущенностью, невоспитанностью,
малокультурностью, социальной незрелостью,
так и психическими аномалиями, негибкостью
поведения, склонностью к аффективным
реакциям.
Работники этого типа, чаще
всего являются жертвами несчастных случаев
на производстве, ими не соблюдаются требования
охраны труда, что в результате приводит
к несчастным случаям и профессиональным
заболеваниям.
Одним из психологических
методов развития ответственного
поведения является воспитание
у работников мотивации к безопасному
труду. Воспитание мотивации к
безопасному труду предполагает
направленное воздействие на
психику работника с целью
развития у него навыков по
неукоснительному соблюдению требований
охраны труда.
При воспитании безопасного
поведения следует использовать
воздействие, получаемое с помощью
изучения правил и инструкций
по охране труда, плакатов по
безопасности, аудиовизуальных средств
(телевидение, кино). Правила и
инструкции по охране труда
можно определить как узаконенные
нормы (нормативно-правовые документы),
указывающие, как должно и как
нельзя действовать в процессе
труда. Польза от этих документов
достигается за счет предупреждения
работника о наличии тех или
иных опасных производственных
факторов, так и путем запрещения
действий, операций, способов поведения,
которые могут повлечь за собой
несчастные случаи и аварии. Все
пункты, записанные в такого рода
документах, работник обязан не
только помнить, но и выполнять
в процессе своей практической
деятельности. При включении в инструкции
по охране труда много несущественных
пунктов и пунктов с общей информацией
существенно снижается эффективность
таких инструкций.
Разработаны рекомендации о
выделении в правилах и инструкциях по
охране труда (шрифтом, большими буквами,
рамками и подобными приемами) те пункты
поведения работника, нарушение которых
связано с особо тяжелыми последствиями.
Следует отдельно выделять те пункты,
которые обычно особенно часто нарушаются.
Кроме того, целесообразно, чтобы число
выделенных пунктов было бы не слишком
большим. На таких пунктах инструктору
следует отдельно останавливаться при
обучении во время инструктажей. Тогда
эти пункты станут более значимыми для
работников, а это, в значительной мере
будет способствовать более точному выполнению
инструкций и сокращению случаев как опасных,
так и менее опасных, распространенных
нарушений требований по охране труда.
В настоящее время
на ряде предприятий используются
эффективные способы проведения
инструктажей с персоналом. Например,
для повышения эффективности
проведения инструктажей с персоналом
на предприятиях электрических
сетей ОАО « Удмуртэнерго»
предложено использовать психологические
приемы, учитывающие психологию
работников. Деятельность по повышению
эффективности инструктажей должна включать
в себя два этапа:
- работа психолога с руководителями бригад, направленная на повышение их мотивации, ответственности, готовности проводить занятия качественно и нестандартно, пробуждение чувства ответственности за жизнь и здоровье подчиненных, развитие речевых и коммуникативных способностей;
- непосредственная работа мастеров с подчиненными с включением таких разделов как « формы, методы и типы инструктажей», « вербальные ( т.е. словесные) и невербальные (несловесные) компоненты общения», « приемы эмоционального воздействия на слушателей», некоторые способы непринужденного убеждения».
Особое внимание уделено
психофизиологическим резервам человека
при приеме информации. Построение,
объем, выбор слов при проведении
инструктажей и быстрота произношения
информации является важным для правильного
ее понимания. Поэтому, фраза, состоящая
из 10-13 слов, воспринимается наилучшим
образом, состоящая из 14-18 слов - хорошо,
из 19-25 слов - удовлетворительно. Фраза,
состоящая более чем из 30 слов,
практически не воспринимается. Отсюда,
очевидно, что ответственному за организацию
проведения инструктажей, следует строить
свое общение, применяя указанные закономерности.
Обращается внимание и на то, что
необходимо сломать сложившийся у слушателей
стереотип: инструктаж - это, хоть обязательное,
но не имеющее большого практического
значения мероприятие. Занятия должны
проходить в интересной форме, для привлечения
внимания слушателей и создания внутренней
мотивации. Следует обращать внимание
и на то, в каком психическом состоянии
находятся слушатели, так как беспокойство
и тревожность - две основные причины неудовлетворительной
работы памяти в любом возрасте. Поэтому
занятия следует проводить в спокойной,
доброжелательной атмосфере. По возможности
рекомендуется менять место проведения
занятий, поскольку внимание быстро снижается
в привычной, обыденной обстановке. Во
время занятий следует следить за тем,
чтобы на инструктаже не было безучастных
и равнодушных слушателей. Для этого необходимо
заставить людей активно участвовать
в обсуждении, комментировать, обмениваться
мыслями во время проведения занятий.
Интересен опыт развития
безопасного поведения на предприятии
компании «Проктер энд Гэмбл». Первоначально
в компании был проведен анализ причин
несчастных случаев, аварий и инцидентов,
прошедших за последние годы. Анализ показал,
что 98% из них произошло не по техническим
причинам, а по причинам, связанным с «традиционным
(упрощенным) подходом к профилактике
травматизма, а также в связи с неправильным
поведением работников и небезопасными
условиями труда». Для снижения причин,
связанных с неправильным поведением
работников, была внедрена система наблюдения
за поведением работников и текущая обратная
связь. В течение рабочего дня происходило
наблюдение за поведением работника, такая
проверка длилась 15-20 минут. Проверяющий,
заметив небезопасные поступки работника,
обязан был подойти к работнику, допустившему
нарушения и в доброжелательной и вежливой
форме объяснить, в чем заключается опасность
и как следует безопасно выполнять производственную
операцию. Увидев, что поведение работника
стало безопасным, проверяющий должен
был похвалить работника. Система наблюдения
за поведением и текущей обратной связью
в сочетании с другими ключевыми элементами,
позволили с 1993-2004 гг. сократить производственный
травматизм почти в 13 раз в расчете на
1000 работающих с учетом относительного
сокращения общей численности работающих.
Система внедрения безопасного поведения
оказалась настолько эффективной, что
в 2004 г. произошел только 1 несчастный случай,
относящийся к категории легких.
К методам развития
безопасного поведения относится
плакат как средство наглядного
воспитания. Плакат по безопасности
является наиболее массовым, наиболее
признанным и самым распространенным
средством наглядного воспитания
безопасного поведения в труде.
Главное назначение плаката
проявляется в следующем:
- привлечь к себе внимание;
- быть правильно понятым и запомниться;
- вызвать желаемое отношение.
Выполненные исследования в
ряде научно исследовательских организаций
(Санкт-Петербургском аграрном университете,
ВНИИ охраны труда Минсельхоза России)
позволили сформулировать следующие
принципы, позволяющие поднять эффективность
воздействия плаката:
- оценивать воздействие плаката следует только на тех работниках, которым он адресован;
- эмоциональная реакция на плакат зависит от продолжительности обзора;
- работника интересуют на плакате не столько последствия ошибок, сколько причина происшедшего;
- вывод о том, как действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета, а также шрифта;
- если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Работники нетерпимо относятся к искажениям хорошо известных им вещей. При обнаружении неточностей на плакате у работников возникает недоверие ко всему содержанию плаката.
По психологическому воздействию
можно выделить две основные разновидности
плаката: положительные и отрицательные
(устрашающие), подчеркивающие, соответственно,
пользу безопасности или вред опасности.
Среди положительных выделяют комические
и нейтральные плакаты. Существуют и двойные
плакаты, совмещающие такие категории
как устрашающий и положительный плакат,
в них противопоставляются польза безопасности
и вред пренебрежения ей.
Плакаты квалифицируются
по моменту несчастного случая, изображенному
на нем.
По целенаправленности плакаты
разделяются на :
- напоминающие о правилах поведения;
- напоминающие о запрещенных приемах труда;
- напоминающие о необходимости использования средств защиты;
- указывающие безопасную последовательность действий;
- призывающие к безопасным действиям.