Национальная безопасность России. Общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Современный мир полон острых противоречий политического, экономического, социального и исторического характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные географическое положение, природные ресурсы, многонациональное население, разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ее развитие.
Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».

Содержание работы

1.Введение
2.Угрозы национальной безопасности РФ
3. Обеспечение национальной безопасности РФ
4. Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации
5. Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.
6. Меры и средства обеспечения национальной безопасности
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Национальная безопасность РФ.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

Необходимы  новый подход к организации и  ведению гражданской обороны  на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации  является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в  данной области является обеспечение  возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и  другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации  требуют наличия достаточной  для ее обороны военной мощи. Вооруженные  силы Российской Федерации играют главную  роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в  интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с  применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Российская  Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение  совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в  локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание  для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление  Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших стратегических направлений  в области обеспечения военной  безопасности Российской Федерации  является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых  Государств.

Российская  Федерация рассматривает возможность  применения военной силы для обеспечения  своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:

применение  всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное  оружие, в случае необходимости отражения  вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

применение  военной силы внутри страны допускается  в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения  угрозы жизни граждан, территориальной  целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Важная  роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного  комплекса должны осуществляться без  ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и  специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.

Основными задачами Российской Федерации в  пограничной сфере являются:

создание  необходимой нормативной правовой базы;

развитие  межгосударственного сотрудничества в этой области;

противодействие экономической, демографической и  культурно-религиозной экспансии  на территорию России со стороны других государств;

пресечение  деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

осуществление коллективных мер по обеспечению  безопасности пограничного пространства государств - участников Содружества  Независимых Государств.

Важнейшими  задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  являются:

реализация  конституционных прав и свобод граждан  Российской Федерации в сфере  информационной деятельности;

совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в  мировое информационное пространство;

противодействие угрозе развязывания противоборства в  информационной сфере.

Особое  значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  имеет эффективное использование  и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях  своевременного обнаружения угроз  и определения их источников.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается  и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и  распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу  системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия  органов и сил обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок  действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

президент Российской Федерации - руководит в  пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством  Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему  органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях  Федеральному собранию уточняет отдельные  положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

Федеральное собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации  по представлению президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формирует законодательную  базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

правительство Российской Федерации - в пределах своих  полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях президента Российской Федерации Федеральному собранию приоритетов в области  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Совет безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и  оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит  для президента Российской Федерации  проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в  области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в  пределах своей компетенции разрабатывают  нормативные правовые акты в этой области и представляют их президенту Российской Федерации и правительству  Российской Федерации;

органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а  также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным  главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, в области  военной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию  системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  во внутриэкономической деятельности государства являются:

правовое  обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации;

усиление  государственного регулирования в  экономике;

принятие  необходимых мер по преодолению  последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного  потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности  техногенных катастроф, повышению  конкурентоспособности отечественной  промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных  отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях  их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных  технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке.

Решение указанных  задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным  школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической  базы, привлечение частного капитала, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий  независимо от формы собственности, в том числе становлению и  развитию частного предпринимательства  во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и  региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению  этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации  как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование  федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный  подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем  при сбалансированном соблюдении интересов  Российской Федерации и ее субъектов.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении  экономической и социально-политической основы этих общественно опасных  явлений, выработке комплексной  системы мер для эффективной  защиты личности, общества и государства  от преступных посягательств.

Важнейшими  задачами в области борьбы с преступностью  являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

усиление  роли государства как гаранта  безопасности личности и общества, создание необходимой для этого  правовой базы и механизма ее применения;

укрепление  системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной  деятельности;

привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

расширение  взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками  Содружества Независимых Государств.

Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов  граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации  в сфере борьбы с преступностью  и соблюдения прав человека. Важно  лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

Информация о работе Национальная безопасность России. Общее и особенное