Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:43, реферат
Одной из важных составляющих обеспечения национальной безопасности современной России является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В настоящее время можно констатировать, что пожары в России оказывают существенное влияние на социально-экономическую обстановку в стране. Так, по данным Управления Государственного пожарного надзора МЧС России за пять месяцев 2005 года в городах России зарегистрировано 64114 пожаров, погибли 4937 человек, получили травмы - 4011 человек, прямой материальный ущерб причинен в размере 1297,0 миллионов рублей11. Количество пожаров на 1 млн. населения в 1999 году составило - 1200, в 2000 году - 1500, в 2001 году - 1800, в 2002 году - 2100, в 2003 году - 240022
Р.И.Денисов видел различия между контролем и надзором в следующем: «Сущность контроля заключается в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые он (объект) получил от контролирующего органа. Сущность надзора выглядит несколько иначе. Она определяется тем, что процесс надзора имеет иную цель, заключающуюся не в налаживании функционирования объекта, что означает какие-либо качественные изменения в нем, а лишь в удерживании поднадзорного объекта в заданном правовом режиме»11.
Отсутствие в настоящее время единой концепции ученых-административистов о сущности административного надзора приводит к тому, что в законодательстве одна и та же деятельность может называться по-разному, либо понятия «контроль» и «надзор» фактически отождествляются.
Так, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов12.
Представляется, что отождествлять понятия «контроль» и «надзор» все же не совсем верно, между ними больше различий, чем сходных черт:
во-первых, органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены, а органы контроля - в основном, в отношении организационно подчиненных объектов;
во-вторых, при проведении надзорных мероприятий оценивается деятельность объекта только с точки зрения законности, органы контроля могут проводить проверку подконтрольного объекта, как с точки зрения законности его действий, так и с точки зрения их эффективности;
в-третьих, в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; надзор же не связан с их применением;
в-четвертых, организационные формы контроля и надзора могут совпадать (например, проверки, инспектирование), правовые же формы надзора шире и разнообразнее (выдача лицензий, разрешений);
в-шестых, контроль включает в себя возможность не только наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью (например, отмена решений); органы надзора такой возможности не имеют.
С учетом выше сказанного, можно дать следующее определение: надзор -это особая управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, которая заключается в наблюдении и проверке соблюдения специальных правил, норм, требований организационно неподчиненными организациями, государственными органами, должностными лицами, предпринимателями и гражданами с использованием комплекса административных средств, форм и методов воздействия с целью поддержания режима законности в определённой сфере.
Список использованных источников
1 См.: Квач В. Оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации за пять месяцев 2005 года.// Пожарное дело. 2005. №7.
2 См.: Пожары и пожарная безопасность в 2003 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Е.А.Серебренникова, А.В.Матюшина. - М.: ВНИИПО. 2004. С.7.
3 ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.
4 См.: Приказ МЧС РФ от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 29 мая. № 102 (спец. вып.).
5 4 См.: Ст. 7 Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. №52. Ст. 5140.
6 Марков К.В. Государственный контроль. М.: Известия. 2004. С.23
7 Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении. М.: Госюриздат,1963. С.75-78.
8 См.: Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности в России. Белгород. 2001. С.228.
9 :См.: Кармолицкий А.А. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций. Дис..канд.юрид.наук. М. 1976. С.45
10 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. М: Изд. Группа Норма-Инфра, 1998. С.337
11 Денисов Р.И. Правовые и организационные проблемы административного надзора в области внутренних дел: Автрореф. ...дисс... докг.юрид.наук. М.1983. С.27.
12ФЗ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» N 314 от 9 марта 2004 г. Российская газета. 2004. 12 марта. N 50.
Информация о работе Надзор и контроль в сфере пожарной безопасности