Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности

Файлы: 1 файл

реферат законодательство.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий  создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или  допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность  в качественно иное состояние  – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе  развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Чрезвычайные  ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих  в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

 

 

1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС

        Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения  и территорий от ЧС природного и  техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована  в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

  • разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основная  цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов  представительной и исполнительной власти, а также организаций и  учреждений для предупреждения и  ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
  • приоритет профилактической работе;
  • комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Структура органов РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих  административному делению этих территорий.

Каждый  уровень РСЧС имеет:

  • координирующие органы;
  • постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие  органы РСЧС:

на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, Города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители  федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с  защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Межведомственная комиссия решает следующие основные задачи:

1) Формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

2) Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;

3) Подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от ЧС;

4) Проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) Определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;

6) Организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения и территории страны от ЧС, и координация работ по выполнению этих программ;

7) Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации Чс по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС;

8) Определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Решения Межведомственной комиссии обязательны  для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствам, входящими  в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Комиссии  по чрезвычайным ситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной  власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно  реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовать ресурсы  соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.

 

2. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

 

Органы  управления по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям:

на федеральном уровне – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на региональном уровне – региональные центры;

на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне – отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам Го и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

- пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские  службы и специализированные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти и организаций. 

Размещение  органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии  постоянной готовности к использованию.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

- Центр  управления в кризисных ситуациях  МЧС России;

- информационные  центры федеральных органов исполнительной  власти;

- региональные  информационно-управляющие центры;

- информационно-управляющие  центры органов управления по  делам ГО и ЧС субъектов  РФ;

- абонентские  пункты городских и районных  органов управления по делам  Го и ЧС;

- информационные  центры организаций;

- средства  связи и передачи данных.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией  между органами государственной  власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные  подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов  исполнительной власти». Они создаются  для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в  сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциями федеральных органов  и Федерального управления специального строительства при правительстве  РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство  созданием и деятельностью следующих  функциональных подсистем:

1) сил  и средств предупреждения аварий  на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);

2) сил  и средств предупреждения и  ликвидации последствий аварий  на объектах топливно-энергетического  комплекса (Министерство топлива  и энергетики РФ);

3) предупреждение  и ликвидации на объектах, входящих  в состав отрасли (Миноборонпром  России и Минэкономики России);

4) охраны  общественного порядка (МВД РФ);

5) резерва  медицинских ресурсов (Минздрав  России и Минэкономики РФ);

6) авиационноно-космической  службы поиска и спасения (Министерство  обороны РФ);

Информация о работе Назначение, основные задачи и структура РСЧС