Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности

Файлы: 1 файл

реферат законодательство.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

7) экологической  безопасности и экологического  мониторинга; наблюдения и контроля  за стихийными гидрометеорологическими  и гелиофизическими явлениями  и загрязнением ОС и предупреждения  цунами (Министерство природных  ресуросов РФ совместно с Федеральной  службой по гидрометеорологии  и мониторингу ОС);

8) связи  и освещения (Государственный  комитет по связи и информации);

9) защиты  с/х животных и растений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х и продовольствия РФ);

10) социальной  защиты от ЧС (Министерство труда  и социального развития РФ);

Некоторые министерства и ведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.

Министерство  транспорта и Министерство путей  сообщения – за подсистемы:

- транспортного  обеспечения ликвидации ЧС;

- сил  и средств поиска и спасения  людей на море;

- поискового  и аварийно-спасательного обеспечения  полетов гражданской авиации;

- сил  и средств ликвидации ЧС на  железнодорожном транспорте.

Министерство  экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственный  комитет по государственным резервам – за подсистемы:

- целевых  видов страхования;

- финансовых  резервов;

- резервов  материальных ресурсов.

Государственный комитет социально-эпидемиологического  надзора РФ – за подсистему надзора  по санитарно-эпидемиологической обстановке. Комитет по геологии и использованию  недр – подсистему наблюдения и  контроля за уровень радиоактивного загрязнения подземных вод. Федеральная служба лесного хозяйства отвечает за подсистемы:

- защиты  лесов от пожаров, болезней  и вредителей лесной растительности;

- предупреждения  и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.

Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически  опасными и взрывоопасными объектами.

 

3. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования

 

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

- силы и средства наблюдения и контроля;

- силы  и средства ликвидации последствий  ЧС.

Силы  и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы  и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

В зависимости  от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей  ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

- повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

- повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

- чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при  функционировании РСЧС, являются :

а) в режиме повседневной деятельности:

- осуществление  наблюдения и контроля за состоянием  ОС, обстановкой и потенциально  опасных объектах и прилегающих  к ним территориях;

- планирование  и выполнение целевых и научно-технических  программ и мер по предупреждению  ЧС, обеспечению безопасности и  защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

- совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

- создание  и пополнение резервов финансовых  и материальных ресурсов для  ликвидации ЧС;

- осуществление  целевых видов страхования. 

б) в режиме повышенной готовности :

- принятие  на себя соответствующими комиссиями  по ЧС непосредственного руководства  функционированием подсистем и  звеньев РСЧС, формирование при  необходимости оперативных групп  для выявления причин ухудшения  обстановки непосредственно в  районе возможного бедствия, выработки  предложений по ее нормализации;

- усиление  дежурно-диспетчерской службы;

- усиление  наблюдения и контроля за состоянием  ОС, обстановкой на потенциально  опасных объектах и прилегающих  территориях, прогнозирование возможности  возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие  мер по защите населения и  ОС, обеспечению устойчивого функционирования  объектов;

- приведение  в состояние готовности сил  и средств, уточнение планов  их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- организации  защиты населения;

-выдвижение  оперативных групп в район  ЧС;

- организация  ликвидации ЧС;

- определение  границ зоны ЧС;

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществление  непрерывного контроля за состоянием  окружающей природной среды в  районе ЧС, за обстановкой на  аварийных объектах и прилегающих  к ним территорий.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

- резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета;

- ведомственный  резерв финансовых и материальных  ресурсов – за счет средств  федерального органа исполнительной  власти;

- резерв  субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ;

- местный  резерв – за счет средств  местного бюджета;

- объектовый  резерв финансовых и материальных  средств – за счет собственных  средств организации.

Номенклатура  и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

Ликвидация  ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов  РФ, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. При недостаточности  имеющихся сил и средств в  установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов. В отдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайству руководства соответствующего уровня.

Общественные  объединения могут участвовать  в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС в том  случае, если их участники имеют  соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Финансирование  РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и  средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения  и территорий от ЧС, по обеспечению  устойчивого функционирования организаций  осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетно-страховых фондов и других источников. При отсутствии и недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.

 

 

Заключение

 

В заключение информация об основных направлениях международной деятельности МЧС  России : 1) создание договорно-правовой базы: действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, ЧЭС Совета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы в более чем 15 международных правовых документах; 2) взаимодействие с ООН в области чрезвычайного гуманитарного реагирования: развитие связей со странами, имеющими традиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения и борьбы с пожарами. проведение международных учений и тренировок по ликвидации различных катастроф с целью обмена опытом с зарубежными партнерами и координации оперативных и крупномасштабных действий спасательных и противопожарных подразделений из разных стран.

Приоритеты  международного сотрудничества МЧС  России:

- формирование  устойчивой системы взаимодействия  со странами «Большой восьмерки», учитывая уникальность географического  положения Российской Федерации; 

- расширение  участия специалистов и подразделений  МЧС России в международных  чрезвычайных гуманитарных операциях,  проектах и экспортных программах  по вопросам, входящим в компетенцию  МЧС России, содействие продвижению  российских технологий на международный  рынок гуманитарных услуг; 

- совершенствование  и углубление профессионального  взаимодействия между службами  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций государств-участников  СНГ по всему спектру вопросов  практической деятельности;

- дальнейшее  развитие сотрудничества в рамках  региональных международных организаций  с участием Российской Федерации  (ШОС, ЧОС СЕ, ЧЭС и т. д.);

- наращивание  сотрудничества с Европейским  Союзом в целом и его «старыми»  членами Францией, Германией и  Испанией на основе активного  продвижения инициативы МЧС России  о создании Европейского центра  борьбы с катастрофами (ЕЦБК); специальными  комитетами и комиссиями ООН,  рабочей группой Совета Россия-НАТО  и другими международными организациями.

Приоритетным  направлением деятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибели людей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Для достижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всех уровнях, развивать  территориальную политику, в том  числе в рамках соглашений между  МЧС России и субъектами Федерации.

Второе  важное направление – повышение  культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы с населением на всех уровнях.

Серьезное внимание будет уделяться профилактике правонарушений в сфере надзорно-контрольной  деятельности, внедрению страховых  механизмов снижения рисков возникновения  различных чрезвычайных ситуаций, повышению  ответственности в работе инспекторского состава ГПН и сотрудников  МЧС России.

В 2007 году началась реализация комплекса мер  по строительству сил гражданской  обороны, созданию специальных формирований ГО, совершенствованию деятельности и оснащенности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также развитию материальной базы гражданской обороны.

 

 

 

 

 


Информация о работе Назначение, основные задачи и структура РСЧС