Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:46, контрольная работа
Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире, и она еще больше растет в связи с тем, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна.
Цель изучения данной темы: развитие у человека отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Ноосфера. Значение, образование, распространение…………………………...4
2. Контрольные тестовые задания…………………………………………………..6
3. Практическая ситуация………………………………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………13
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Ноосфера. Значение, образование, распространение…………………………...4
2. Контрольные тестовые задания…………………………………………………..6
3. Практическая ситуация……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности - наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе разных видов его деятельности (в т.ч. трудовой).
Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире, и она еще больше растет в связи с тем, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна.
Цель изучения данной темы: развитие у человека отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. [3, c. 4]
Задачи БЖД: 1. укрепление духовного, физического и психического здоровья человека, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность; 2. способствовать воспитанию у человека сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих во всех сферах отношений; 3. создать благоприятные условия жизнедеятельности людей на определенной территории; 4. учить прогнозировать возможную обстановку и принимать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций относительно защиты от их возможных негативных последствий.
Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается проявление опасностей. Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности - средства, пути, методы ее достижения. [5]
1. Ноосфера. Значение, образование, распространение
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) – новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. [1, с. 213]
Вернадский Владимир Иванович впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы. По В. И. Вернадскому, эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роли человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда”. Подобно тому, как в зрелом и здоровом человеческом организме все функции, касающиеся взаимоотношения организма с внешней средой, координируются головным мозгом, так и функционирование современного глобального сверхорганизма - ноосферы - должно управляться ее совокупным разумом.
В учении о «ноосфере» Человек предстаёт укоренённым в Природу. Обобщая человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит в том, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. [1, с. 214]
Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих - человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Ноосферная концепция Вернадского пробивала себе дорогу с большим трудом. «Ноосфера, - писал В. И. Вернадский, - это царство человеческого разума. Это – новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся».
Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века. Определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем. [6]
2. Контрольные тестовые задания
1. Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.
Предлагаемые условия и категория работников |
Обязательный инструктаж по ТБ | ||
Первичный (А) |
Вводный (В) |
Целевой (Д) | |
1.При ликвидации последствий аварий |
|||
2. При поступлении на работу |
|||
3.Временные и командированные работники |
Ответ. Все работники при приеме на работу и в процессе работы проходят на предприятии инструктаж (обучение). Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, проверку знаний по охране труда, запрещен.
1. А) Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда.
В) Делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, в рабочем журнале руководителя кружка, секции.
Д) Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.
2. А) Первичный
инструктаж на рабочем месте до начала
работы проводят:
- со всеми вновь принятыми в учреждение,
переводимыми из одного подразделения
в другое;
- с работниками, выполняющими новую для них работу;
- командированными, временными работниками;
- при новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
В) Проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности.
Д) О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
3. А) Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.
В) С временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.
Д) Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж. [2, c. 58]
2. К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:
1) стандарты предприятия;
2) инструкции по охране труда;
3) стандарты Системы стандартов безопасности труда;
4) отраслевые стандарты;
5) опытно-конструкторские разработки в области создания средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Ответ. 1, 4.
Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта.
В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация
всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). [7]
3. В зависимости от содержания информации выделяются следующие типы памяти:
1) моторная;
2) смысловая;
3) механическая.
4) эмоциональная;
5) образная.
Ответ. 5.
Образная память - запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). [5]
3. Практическая ситуация
У человека сильный ожог. Расскажите о правилах оказания первой помощи (с учетом площади поражения и степени ожога).
Ответ. Ожоги возникают при воздействии высокой температуры (пламя, горячая или горящая жидкость, раскаленные предметы). Они вызываются также действием солнечных лучей, кварцевым и ионизирующим облучением. Хотя при ожогах поражается в основном кожа и подкожная ткань, тем не менее, их действие отражается на всем организме.
Различаются следующие степени тяжести ожога:
1.покраснение и отек кожи,
2.пузыри, наполненные желтоватой жидкостью - плазмой крови,
3.струпы - результат местного некроза (омертвения) тканей,
4. обугливание тканей.
Ожоговое поражение - это открытое повреждение или деструкция кожи, ее придатков или слизистых оболочек. По фактору, который вызвал повреждение, ожоги распределяются на 5 видов:
- термические;
- химические;
- электрические;
- радиационные (лучевые) ;
- комбинированные.
Термические ожоги
встречаются наиболее часто,
Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения его в холодную воду, под струю холодной проточной воды. Это самое эффективное средство при любых ожогах. Холод приостанавливает нежелательные процессы. Боль на какое-то время утихает. Давать обезболивающие средства, создать покой до прибытия врача.
Если степень поражения первая или вторая, то держать пораженные участки тела под краном около 10 минут. Если же ожог более сильный, то только в емкости, наполненной водой и наложив сверху повязку. Далее наложите на место поражения влажную тряпочку, дать пострадавшему успокоительное и вызывать скорую помощь.
Как различить степени ожогов? Если Вы видите только покраснение кожи, то это первая степень поражения. Если место ожога покрылось волдырями, то это вторая степень. Если волдыри лопнули, то это третья степень, а в том случае, когда место ожога обуглилось, речь идет о четвертой степени ожога. Ни в коем случае не мажьте пораженное место маслами, кремами и любыми другими средствами. Не пытайтесь содрать одежду, если она прилипла. Не расковыривайте образовавшиеся в результате ожога пузыри.
Информация о работе Ноосфера. Значение, образование, распространение