Обеспечение безопасности при авариях на водном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы:
направленной на создание и внедрение необходимых организационных и технических мер в судоходных компаниях по улучшению технического обслуживания своих судов и обеспечению безопасности мореплавания;
обеспечение полного и неукоснительного выполнения требований международной конвенции ПДМНВ-78 с поправками при подготовке экипажей судов;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие аварии на водном транспорте 4
2. Причины возникновения аварий на водном транспорте 6
3. Классификация аварий на водном транспорте 6
4. Правила поведения при аварии на водном транспорте 9
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

БЖД. Обеспечение безопасности на водном транспорте. Контрольная.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение            3

1. Понятие аварии на водном транспорте       4

2. Причины возникновения аварий на водном транспорте    6

3. Классификация аварий на водном транспорте     6

4. Правила поведения  при аварии на водном транспорте    9

Заключение           10

Список  литературы           11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Водный транспорт  определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой  номенклатуры грузов. На морские перевозки  приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть  экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов  и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в  морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых  превышают 1 млн. человек. При таких  масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.

Цель работы:

  • направленной на создание и внедрение необходимых организационных и технических мер в судоходных компаниях по улучшению технического обслуживания своих судов и обеспечению безопасности мореплавания;
  • обеспечение полного и неукоснительного выполнения требований международной конвенции ПДМНВ-78 с поправками при подготовке экипажей судов;

Задачи:

  • улучшение подготовки кадров, организации труда плавсостава и организации службы на судах;
  • усовершенствовать систему обеспечения безопасности движения через морские порты;
  • повышение технических требований к судам старше 15 лет, направленных на обеспечение необходимых параметров прочности конструкций корпусов судов и эксплуатационной надежности оборудования и систем и создание системы утилизации судов при достижении ими предельного возраста (20 лет и более) в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием;
  • внедрение учебных тренажеров и обязательной тренажерной практики;
  • создание современной нормативно-правовой базы обеспечения безопасности мореплавания;

 

1. Понятие аварии на водном транспорте

 

Авария  на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.

Правила поведения на водном транспорте

Пассажиру на судне  рекомендуется:

• ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;

• изучить и  запомнить  все пути выхода от каюты  до верхней палубы и спасательных средств;

• выяснить, где  находятся  запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;

• запомнить  знаки  и сигналы тревожного оповещения.

Пассажиру запрещается:

• избегать судовых  учебных тревог;

• перекладывать  индивидуальные средства спасения и  использовать их не по назначению;

• отключать  громкоговорящую  судовую трансляцию.

Как соблюдать  правила безопасности на водном транспорте

 

1 шаг

Речной или морской  транспорт- это вид транспорта, который осуществляет переправление пассажиров или грузов с помощью транспортировки по водным путям, рекам, озерам, каналам и морям. Существует и океанический транспорт, с помощью которого можно переправится на другой континент. 
Подробности о том, что из себя представляет речной транспорт можно увидеть по ссылке.

 

2 шаг

 

Итак, вы путешествуете по воде. На каждом правильном судне присутствует инструкция, в которой описан план действий, пути эвакуации, места размещения спасательных жилетов и спасательных шлюпок на борту. Если вы таких инструкций не обнаружили, или выяснить наличие спасательных жилетов затруднительно, то лучше пассажиром этого судна не быть.

 

 

 

 

3 шаг

 

Помните, что вступая на борт судна, вы оказываетесь на территории обособленной транспортной единицы и поступаете в распоряжение капитана судна. А это значит, что вы должны безоговорочно подчиняться его указаниям или указаниям его помощника, и соблюдать дисциплинарные обязанности, которые прописаны на судне. Ваше путешествие зависит от того, как капитан организует плавание.

 

4 шаг

 

После того, как вы расположились  в каюте, внимательно ознакомьтесь с инструкциями, посвященными безопасности судна и его пассажиров. Проверьте  наличие спасательного жилета и его пригодность. Спасательные жилеты размещают в ящиках под спальными местами, в шкафах или на полках в каюте.

 

5 шаг

 

Если на борту судна возникла чрезвычайная ситуация, четко выполняйте указания капитана, его помощников и экипажа судна, избегайте паники. Воспользуйтесь спасательным жилетом. При необходимости эвакуации первыми покидают борт дети, женщины, больные или раненные люди.

 

6 шаг

Каждое судно укомплектовано спасательными  кругами. Спасательный круг – это средство оказания помощи утопающему, он изготовлен из твердых, прочных материалов, которые не тонут, и чаще всего имеет форму бублика. Спасательный круг должен быть окрашен в яркий цвет, иметь надпись – название судна и порт приписки, На круге закреплён специальный трос, называемый леером. Если вы увидели человека за бортом, немедленно сообщите об этом капитану судна (громкий выкрик “человек за бортом!” передается от человека к человеку) и бросьте спасательный круг на воду.

 

 

 

 

 

 

2. Причины возникновения  аварий на водном транспорте

 

Большинство крупных  аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при  проектировании, строительстве судов  и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

Основными причинами  аварийности  на водном транспорте являются:

• техническая  непригодность  судов к эксплуатации на море или  возникающие в них механические поломки;

• нарушение  правил технической  эксплуатации судов  и оборудования;

• судоводительские ошибки;

• нарушения  правил пожарной безопасности и требований нормативных  документов по безопасности перевозок грузов.

 

 

3. Классификация аварий на водном транспорте

 

- кораблекрушение - гибель  судна или его полное разрушение;

- авария - повреждение  судна или его нахождение на  мели не менее 40 часов (пассажирского  12 часов);

- аварийное происшествие.

Виды  аварий на водном транспорте

Нарушение ППСС ( Правила  предупреждения столкновений судов)

-Столкновение с другим судном или объектом

-Стихийное бедствие и плохие погодные условия

-Конструкционные ошибки

-Выход из строя оборудования

-Плохая остойчивость судна

-Возгорание на судне

-Навигационные ошибки

-Человеческий фактор, пренебрежение правилами «хорошей морской практики»

Нарушение ППСС ( Правила  предупреждения столкновений судов)

Наиболее распространенным и тяжелым видом аварий на море является столкновение судов. Такие  аварии нередко сопровождаются человеческими  жертвами, большими убытками, порой  гибелью судна. Правила для расхождения  судов начали применяться давно. Однако только с 1889 г. они приобрели  законную силу международного документа.

Правила содержат 31 правило, объединенные в шесть частей: А — «Предварительные замечания и определения»; В — «Огни и знаки»; С — «Звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости»; Д — «Правила маневрирования»; Е — «Звуковые сигналы для судов, находящихся на виду друг у друга»; F — «Разное».

За последние  годы морские державы предприняли  целый ряд мероприятий, направленных на борьбу со столкновениями судов. Так, например, в оживленных местах судоходства  были обставлены буями и вехами фарватеры для движения судов в различных направлениях. Практика показала, что в узкостях с интенсивным движением морского транспорта, где были установлены рекомендованные фарватеры, столкновения отмечались значительно реже.

Столкновение  с другим судном или  объектом

Столкновение представляет собой соударение с другим судном либо в процессе движения обоих вступивших в физический контакт судов, либо с судном, стоящим на якоре или находящимся на мели. К столкновениям относят и соударение судна с отдельно стоящим в море сооружением - нефтебуровой платформой, вышкой и т.п. (одна из из получивших широкий общественный резонанс аварий этого вида анализируется в повести "Гранд-дама океана").

Столкновение  с подводным  препятствием подразумевает соударение судна с затонувшим судном (независимо от того, находится ли оно на дне моря, достигает поверхности воды или плавает в погруженном состоянии), его частями или другими наблюдаемыми на поверхности воды предметами (затопленное дерево, кит, железобетонный массив и т.п.). Такое столкновение рассматривается как авария, если причинен ущерб судну - его наружной обшивке, элементам набора, винторулевому комплексу и т.д.

Большое влияние  на остойчивость оказывают подвижные, т.е. незакрепленные, а также жидкие и сыпучие грузы, имеющие свободную (открытую) поверхность. При наклонении судна эти грузы начинают перемещаться в сторону крена и, как следствие, центр тяжести всего судна  уже не будет находиться в неподвижной  точке G, а начнет тоже перемещаться в ту же сторону, вызывая уменьшение плеча поперечной остойчивости, что  равносильно уменьшению метацентрической высоты со всеми вытекающими из этого  последствиями. Для предотвращения таких случаев все грузы на судах должны быть закреплены, а жидкие или сыпучие должны быть погружены в емкости, исключающие всякое переливание или пересыпание грузов.

Возгорание  на судне. Во  времена парусного флота, когда  корабли строили из дерева, их такелаж, прописанный смолой, паруса и сам  корпус судна при соприкосновении  с огнем мгновенно загорались, пламя в течение нескольких минут  охватывало все судно, и обычно борьба людей с огнем оказывалась  бесполезной. Люди, если это им удавалось, покидали обреченное судно, уходя в  море на шлюпках.

Появление в начале прошлого века паровых судов  еще больше увеличило число случаев  гибели судов от пожаров. Первые паровые  машины и котлы на морских судах  были далеки от совершенства. Примитивная  конструкция котлов и небрежное  обращение с ними являлись наиболее распространенными причинами судовых  пожаров.

Прежде  чем перейти  к описанию случаев  пожаров на современных пассажирских судах, расскажем о наиболее тяжелых  катастрофах из-за огня на море в  прошлом веке. Вот краткая хроника  этих трагичных происшествий.

Успешный  исход борьбы с пожаром на судне  во многом зависит от четкой работы главной  машины, вспомогательных  механизмов, в том числе и пожарных насосов. Выход же из строя самого машинно-котельного отделения уже  исключает подачу воды под давлением  в системы водяного и химического  пожаротушения, а также применение пара и в некоторых случаях  ряда других средств. 

Чтобы избежать подстерегающих мореплавателя опасностей, необходимо точно соблюдать правила  и  действия, выработанные многовековой морской практикой. Так называемая обычная морская практика требует  от судоводителя умения сочетать свои действия, основанные на знаниях и опыте, с благоразумием и осторожностью во избежание происшествий в обычных, сравнительно простых условиях.

Управление  судном в  сложных условиях или  при ликвидации последствий какого-либо происшествия предъявляют к судоводителю требования гораздо большие. Здесь нельзя пренебречь ни малейшей возможностью соблюсти любую предосторожность. В этом и заключается сущность хорошей морской практики, которую можно проиллюстрировать известным штурманским правилом—всегда считать себя ближе к опасности, чем на самом деле. Иначе говоря, хорошая морская практика — это совокупность ряда широко известных в распространенных морских обычаев, неуклонно выполняемых всеми судоводителями. Они носят в основном технический характер и дают образец действии помогающих точно и правильно, с учетом всех фактических обстоятельств выполнить необходимые маневры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правила поведения при  аварии на водном транспорте

Информация о работе Обеспечение безопасности при авариях на водном транспорте