Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:41, доклад

Описание работы

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Файлы: 1 файл

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.docx

— 28.74 Кб (Скачать файл)

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

По существу, все многообразие предметов  человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать  в качестве предметных ценностей  как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра  и зла, истины и лжи, красоты и  безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого  и т.д. Способы и критерии, на основании  которых производятся сами процедуры  оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных  представлений.

Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя  полюсами ценностного отношения  человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны  с познавательными и волевыми.

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется  специфическим набором и иерархией  ценностей, система которых выступает  в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы  те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу формирования личности и поддержания  нормативного порядка в обществе. Системы ценностей формируются  и трансформируются в разные периоды  жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые  из них сохраняют свое значение в  разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми  и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические  идеалы эпохи Просвещения также  сохранили свою значимость.

Важным элементом ценностных отношений  в обществе является система ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Совокупность сложившихся, устоявшихся  ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного  типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и  интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим  фактором, регулирующим, детерминирующим  мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает  такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам  и идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает  непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации - признак инфантилизма.

В современном мире существуют различные  системы ценностей. Например, системы  ценностей, характерные для французского общества: религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность  и др.); личностные, созданные человеком, - экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в лучшем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).

Американская исследовательница  П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности как интегративное  качество (отношение к миру); моральные  ценности (добра и зла); экологические  ценности, гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни.

В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.

Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.

Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира. К  общечеловеческим ценностям гуманистическая  педагогика относит также: права  человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и  развитие; утверждение демократических  принципов в воспитании и образовании. Права и свобода человека - общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это  значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.

В современном обществе среди ценностных ориентации отечественные исследователи  выделяют ценностные отношения к  Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь  каждого человека, уважительное и  бережное отношение к любым проявлениям  жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и  другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.

В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. В Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, Президент Российской академии образования, предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.

Утверждение гражданских, гуманистических  ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознающей взаимозависимость  своих прав и обязанностей, имеющей  гражданскую позицию, во многом зависит  от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориентации, в  которых отражаются особенности  времени, дает возможность каждому  человеку ощущать себя гражданином  планеты, человеком мира.

Осознание общечеловеческих ценностей  возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ  КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» - реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического  развития, способы и формы общения.

Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П.И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

1) к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых  отношений как качества личности);

2) к жизни (декларирование прав  человека и их ценностного  значения, формирование ценностных  категорий, таких как счастье,  свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

3) к обществу (знакомство с правовой  основой общества и его политическим  устройством; изучение проблемы  личной роли в обществе: собственное  «Я» и общество; патриотическое  воспитание);

4) к труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают  несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой  культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления  воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.):

- формирование научного мировоззрения;

- гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

Рассмотрим содержание некоторых  ведущих направлений воспитательной работы.

Формирование научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии.

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной  интеллектуальной работы человека. Такие  взгляды становятся фундаментом  его духовной культуры, сущностью  его «Я», определяют жизненные позиции.

Мировоззрение может формироваться  стихийно, на основе обыденного опыта  или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической  разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В мировоззрении человека всегда проявляются  черты соответствующего времени. Современные представления о мире сложились целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, которая помогла понять единство всего живого. Космология раскрыла единство и целостность космоса. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе и т.д.)

Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономические  и политические свободы, свобода  совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы  развития общества, все в большей  степени его учитывают при  разработке стратегических социальных программ.

Главная задача формирования научного мировоззрения - дать человеку ориентиры  для самостоятельных действий в  сложном и противоречивом мире.

Гражданское воспитание. Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи   гражданского  воспитания  нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она основана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.

В.А. Сухомлинский рассматривал гражданственность  в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской  позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций  на воспитание гражданственности.

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и Интернациональные чувства.

Цель гражданского воспитания - формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

Информация о работе Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации