Общественная опасность терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

На определенных этапах развития терроризма его, очевидно, можно было отождествлять с последним из указанных подходов. Но в современных условиях терроризм трансформировался в весьма масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое обусловлено самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни последнего; он имеет весьма сложное содержание и разветвленную систему форм, затрагивая в первую очередь область политических отношений на различных ее уровнях - на межгосударственном, межнациональном, классовом, групповом.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 40.82 Кб (Скачать файл)

В Законодательстве СССР, а  затем стран СНГ также была отмечена повышенная общественная опасность  терроризма. Не давая общей правовой оценки этого явления, оно рассматривало  как уголовно наказуемые деяния многие его проявления. В частности, УК РСФСР  часть этих проявлений квалифицирует  как отдельные виды особо опасных  государственных преступлений (ст. 66, 67, 701 УК РСФСР) или общеуголовных  преступлений (ст. 1261,2132,2133 и др. УК РСФСР). Правовое регулирование борьбы с  терроризмом в российском законодательстве нельзя признать вполне удовлетворительным (неполнота охвата всех основных проявлений терроризма, отнесение некоторых  из них к общеуголовным составам преступлений и т. д.), оно требует  совершенствования. Однако в целом  оно представляет собой необходимую  правовую основу для активного участий  органов безопасности в борьбе с  терроризмом в целях обеспечения  безопасности личности, общества и государства.

Субъекты терроризма. Практика политического экстремизма, усложнение условий его осуществления и возрастание роли насильственных сведете в международных отношениях и во внутриполитической борьбы многих стран мир" (и том числе и в странах СНГ, и в частности в России) привели к вовлечению в политически мотивированную насильственную деятельность большого количества различных политических сил и целых государств. Весьма часты случаи, когда определенные террористические структуры находятся в управлении различных крупных политических движений либо, отпочковавшись от них, соотносят свою деятельность с их политическими установками. Поэтому субъекты терроризма могут быть разделены на две группы} во-первых, отдельные государства, политические партии и движения, которые нередко инспирируют или различным образом поддерживают те или иные террористические структуры, террористическую деятельность; во-вторых, сами террористические (или предяазйвченмыедля террористической деятельности) структуры, непосредственно организующие или осуществляющие террористические акции. В современных условиях к субъектам первой группы относится некоторые ближневосточные государства с диктаторскими реакционными режимами, некоторые правые (например; фашистские) политические движения, экстремистские националистические течения и т. д.

К субъектам второй группы, то есть к субъектам собственно террористической деятельности, относятся:

спецслужбы некоторых  иностранных государств и их подразделения, предназначенные для совершения террористических акций (такое подразделение  в начале 60-х годов, например, было создано в ЦРУ, а в израильской  разведке "Моссад" - с самого начала ее существования);международные и национальные террористические организации, которые в той или иной форме нередко имеют контакт со спецслужбами и в соответствии с идейно-политической платформой их деятельности делятся на ряд подгрупп:

правые террористические организации профашистской, расистской и иной реакционной направленности: "Серые волки" (Турция), "Союз офицеров, борющихся за национальную идею" (Греция), "Военно-спортивная группа Гофмана" (Германия), "Расистский национальный фронт" (Англия) и многие другие;

левацкие псевдореволюционные  террористические органиэации: "Фракций Красной Армия" (Германия), "Прямое действие" (Франция), "Красные бригады" (Италия), "Дев-сол" (Турция) и т. д.;

националистические сепаратистские организации: "ИРА" - ирландская, "ЭТА" - баскская, "Усташи" - хорватская, "Черный сентябрь" - палестинская, "Кава" - курдская и др.;

религиозно-террористические, которые в настоящее время  представлены прежде всего многочисленными структурами, действующими на основе исламского фундаментализма: "Джихад ислами" - Турция, "Хезболлах" -Лива", "Ал Джихад" - Египет, "Братья-мусульмане" - Сирия, Саудовская Аравия и др. Указанные разновидности международных и национальных террористических организаций часто взаимодействуют между собой, нередко тесно связаны с реакционными политическими кругами своих Стран и в большинстве случаев действуют именно тогда и в том направлении, когда и как это отвечает политическим интересам этих кругов;

преступные мафиозные  организации международного и национального  уровня.

Их участие в террористической деятельности обычно выражается в следующих  формах:

во-первых, в форме блокирования, поддержки или ирспирирования деятельности собственно экстремистских, террористических структур, когда их политические интересы совпадают (примерами подобного рода изобилует политическая борьба в ряде регионов бывшего СССР, где националистические выступления имеют, открыто экстремистское проявление);

во-вторых, в форме непосредственной организации и осуществления  террористических акций собственными силами, особенно в случаях развертывания  властями страны широкомасштабных операций по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом (как, например, в Колумбии в настоящее время).

 

К числу наиболее мощных международных  мафиозных структур относятся итальянские "Камора", "Ндрагета", японская "Якудза" и др.; экстремистские организации антиконституционной направленности внутри страны, в отдельных государствах СНГ, использующие насилие как основной метод политической борьбы. К ним относятся, прежде всего, многочисленные экстремистские организации, созданные на националистической и религиозной основе.

Цели и задачи терроризма. Характерным признаком терроризма, как отмечалось выше, является наличие "террористической идеологии", идейно-политических платформ, объединяющих деятельность соответствующих террористических организаций различных направлений: правых, левацких - ультрареволюционных, национал сепаратистских и др. Содержание и направленность этих платформ обычно обусловливают общую (стратегическую) линию террористической деятельности тех или иных организаций, их цели и задачи.

Цели терроризма характеризуются  теми результатами, на достижение которых  направлена деятельность террористических организаций. Они в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических акций, а также  методов и средств их совершения. В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности могут быть выделены внутриполитические и внешнеполитические цели.

К внутриполитическим целям  терроризма могут быть отнесены: изменение  политического режима и общественного  устройства страны; подрыв демократических  преобразований или их затруднение; подрыв авторитета власти и веры населения  в ее способность защитить его  законные права и интересы; дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение  и дезорганизация деятельности органов  власти и управления или соперничающих  политических партий и организаций; провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.).

К внешнеполитическим целям  могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение  отношений страны с иностранными государствами; срыв международных  акций по разрешению международных  или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий  для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения  или протеста против тех или иных акций страны на международной арене  или внутри страны; компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.

В зависимости от масштаба и содержания цели терроризма могут  быть стратегическими (например, подготовка условий для свержения существующего  строя, дестабилизация обстановки в  стране, признание террористической организации властями и общественностью  как самостоятельной политической силы и т. п.) и тактическими (популяризация  идей и целей террористической организации, обеспечение сплочения участников самой организации, получение материальных средств для продолжения ее деятельности, освобождение отдельных отбывающих наказание террористов, выражение отрицательного отношения к отдельным лидерам или организациям страны, к правоохранительным органам, к вооруженным силам и т. д.).

 

Для организации и осуществления  конкретных террористических акций, подчиненных  стратегическим и тактическим целям  терроризма, экстремистские структуры  вырабатывают задачи, которые обусловлены  внутриполитическими и внешнеполитическими  целями терроризма того или иного  направления и служат для создания условий для их достижения.

Например, цель дестабилизации внутриполитической обстановки в стране может вызвать постановку задач  по осуществлению убийств и взрывов  для запугивания населения тех  или иных регионов, по осуществлению  насильственных актов против высокопоставленных сотрудников правительственных  и правоохранительных органов, против лидеров общественных организаций, поддерживающих власти. Для осуществления цели срыва международных акций по урегулированию острых межнациональных конфликтов террористы могут выдвинуть задачи по созданию опасности пребывания представителей международных организаций в определенном регионе, по провоцированию новых вспышек межнациональной вражды и т. д. Цель демонстрации негативного отношения к изменению страной ее внешнеполитического курса может достигаться постановкой перед террористической организацией задач по захвату дипломатических и иных представителей страны в качестве заложников, по созданию помех для нормальной деятельности ее учреждений (путем проведения взрывов их помещений, организации тревожащих сообщений о готовящихся насильственных актах и т. д.) и др.

В соответствии с выдвинутыми  задачами террористическая организация  определяет конкретные объекты террористических посягательств, определяет потребность  в силах и средствах для  осуществления насильственного  акта, порядок их использования и  т. дОбъектам террористической деятельности в силу особенностей механизма ее осуществления присуща двойная природа, что позволяет выделить две их основные группы.

Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в  отношении которых выдвигаются  цели их ослабления или уничтожения. Это объекты ослабления и подрыва. К ним относятся внутренняя и  внешняя безопасность страны, ее международные  связи, позиции и интересы, независимость  и суверенитет государства; основы общественного строя, политическая организация общества, государственная  власть и ее институты, безопасность граждан. С учетом основной направленности террористических посягательств в Российской Федерации на подрыв основ ее общественного и государственного строя, закрепленного в Конституции и других конституционных законах страны, а также необходимости обеспечивать ее безопасность в соответствии с требованиями формирования правового государства главным объектом террористической деятельности против РФ и в РФ является ее конституционный строй.

Вторая группа объектов - безопасность людей и различных  материальных объектов; жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов  и сооружений (например, имущества, принадлежащего терроризируемым лицам, учреждениям и т. п.). Это объекты  непосредственного насильственного (террористического) воздействия. Применяя различным образом, насилие или  угрожая применить его по отношению  к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации, в конечном счете, рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач  ослабления и подрыва общих объектов терроризма.

Например, посредством убийства высших государственных деятелей или  лидеров общественно-политических организаций террористы могут преследовать цель дезорганизации государственного управления, политических партий, изменения направления их государственной или общественно-политической деятельности. Путем захвата заложников на том или ином объекте (транспортное средство, учреждение и др.) террористы нередко пытаются добиться от властей разрешения на выезд за границу освобождения своих единомышленников, отбывающих наказание, получения выкупа и др. Аналогичные цели и задачи могут преследоваться и угрозой взрыва в общественном месте, подрыва объекта, где производятся или хранятся опасные для жизни и здоровья населения продукты (АЭС, химические производства, нефтепроводы и т. д.), и др. В практике терроризма в числе лиц, чаще других избираемых в качестве непосредственных объектов террористических посягательств, фигурируют государственные и общественные деятели общенационального или местного уровня, сотрудники правоохранительных органов и представители вооруженных сил, видные представители делового мира, промышленного и финансового бизнеса, лица, пользующиеся международной защитой (высокопоставленные иностранные гости, дипломатические, консульские представители страны за рубежом или иностранных государств в стране и др.), журналисты и работники других средств массовой информации, иностранные граждане, члены семей указанных выше категорий физических лиц, а также лица и группы лиц независимо от их общественного и правового положения, которые в момент совершения террористической акции могут оказаться в том или ином общественном месте, средстве транспорта, предприятии или учреждении и т. д.

В число объектов непосредственных террористических посягательств, которые  относятся к материальным (неодушевленным) объектам и являются приоритетными  для многих террористических организаций, входят, во-первых, здания и помещения  органов государственной власти и управления (в том числе правоохранительных органов), дипломатические и иные иностранные представительства; во-вторых, здания и помещения общественно-политических организаций противоположного террористам  политического направления и  т. п.

Насильственные акции  в отношении этих объектов призваны главным образом продемонстрировать политическое отношение террористов к политическим силам, которым принадлежат эти объекты, или побудить их принять выгодные террористам решения. Последнее может лежать в основе насильственных действий, совершаемых по отношению к собственности лиц, воздействуя на которых, террористы стремятся добиться подобных решений.

Информация о работе Общественная опасность терроризма