Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:42, реферат
На определенных этапах развития терроризма его, очевидно, можно было отождествлять с последним из указанных подходов. Но в современных условиях терроризм трансформировался в весьма масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое обусловлено самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни последнего; он имеет весьма сложное содержание и разветвленную систему форм, затрагивая в первую очередь область политических отношений на различных ее уровнях - на межгосударственном, межнациональном, классовом, групповом.
В Законодательстве СССР, а
затем стран СНГ также была
отмечена повышенная общественная опасность
терроризма. Не давая общей правовой
оценки этого явления, оно рассматривало
как уголовно наказуемые деяния многие
его проявления. В частности, УК РСФСР
часть этих проявлений квалифицирует
как отдельные виды особо опасных
государственных преступлений (ст.
66, 67, 701 УК РСФСР) или общеуголовных
преступлений (ст. 1261,2132,2133 и др. УК РСФСР).
Правовое регулирование борьбы с
терроризмом в российском законодательстве
нельзя признать вполне удовлетворительным
(неполнота охвата всех основных проявлений
терроризма, отнесение некоторых
из них к общеуголовным составам
преступлений и т. д.), оно требует
совершенствования. Однако в целом
оно представляет собой необходимую
правовую основу для активного участий
органов безопасности в борьбе с
терроризмом в целях
Субъекты терроризма. Практика политического экстремизма, усложнение условий его осуществления и возрастание роли насильственных сведете в международных отношениях и во внутриполитической борьбы многих стран мир" (и том числе и в странах СНГ, и в частности в России) привели к вовлечению в политически мотивированную насильственную деятельность большого количества различных политических сил и целых государств. Весьма часты случаи, когда определенные террористические структуры находятся в управлении различных крупных политических движений либо, отпочковавшись от них, соотносят свою деятельность с их политическими установками. Поэтому субъекты терроризма могут быть разделены на две группы} во-первых, отдельные государства, политические партии и движения, которые нередко инспирируют или различным образом поддерживают те или иные террористические структуры, террористическую деятельность; во-вторых, сами террористические (или предяазйвченмыедля террористической деятельности) структуры, непосредственно организующие или осуществляющие террористические акции. В современных условиях к субъектам первой группы относится некоторые ближневосточные государства с диктаторскими реакционными режимами, некоторые правые (например; фашистские) политические движения, экстремистские националистические течения и т. д.
К субъектам второй группы, то есть к субъектам собственно террористической деятельности, относятся:
спецслужбы некоторых иностранных государств и их подразделения, предназначенные для совершения террористических акций (такое подразделение в начале 60-х годов, например, было создано в ЦРУ, а в израильской разведке "Моссад" - с самого начала ее существования);международные и национальные террористические организации, которые в той или иной форме нередко имеют контакт со спецслужбами и в соответствии с идейно-политической платформой их деятельности делятся на ряд подгрупп:
правые террористические организации профашистской, расистской и иной реакционной направленности: "Серые волки" (Турция), "Союз офицеров, борющихся за национальную идею" (Греция), "Военно-спортивная группа Гофмана" (Германия), "Расистский национальный фронт" (Англия) и многие другие;
левацкие псевдореволюционные террористические органиэации: "Фракций Красной Армия" (Германия), "Прямое действие" (Франция), "Красные бригады" (Италия), "Дев-сол" (Турция) и т. д.;
националистические
религиозно-террористические, которые в настоящее время представлены прежде всего многочисленными структурами, действующими на основе исламского фундаментализма: "Джихад ислами" - Турция, "Хезболлах" -Лива", "Ал Джихад" - Египет, "Братья-мусульмане" - Сирия, Саудовская Аравия и др. Указанные разновидности международных и национальных террористических организаций часто взаимодействуют между собой, нередко тесно связаны с реакционными политическими кругами своих Стран и в большинстве случаев действуют именно тогда и в том направлении, когда и как это отвечает политическим интересам этих кругов;
преступные мафиозные организации международного и национального уровня.
Их участие в террористической деятельности обычно выражается в следующих формах:
во-первых, в форме блокирования, поддержки или ирспирирования деятельности собственно экстремистских, террористических структур, когда их политические интересы совпадают (примерами подобного рода изобилует политическая борьба в ряде регионов бывшего СССР, где националистические выступления имеют, открыто экстремистское проявление);
во-вторых, в форме непосредственной организации и осуществления террористических акций собственными силами, особенно в случаях развертывания властями страны широкомасштабных операций по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом (как, например, в Колумбии в настоящее время).
К числу наиболее мощных международных мафиозных структур относятся итальянские "Камора", "Ндрагета", японская "Якудза" и др.; экстремистские организации антиконституционной направленности внутри страны, в отдельных государствах СНГ, использующие насилие как основной метод политической борьбы. К ним относятся, прежде всего, многочисленные экстремистские организации, созданные на националистической и религиозной основе.
Цели и задачи терроризма.
Характерным признаком
Цели терроризма характеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических акций, а также методов и средств их совершения. В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности могут быть выделены внутриполитические и внешнеполитические цели.
К внутриполитическим целям терроризма могут быть отнесены: изменение политического режима и общественного устройства страны; подрыв демократических преобразований или их затруднение; подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы; дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций; провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.).
К внешнеполитическим целям могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны; компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.
В зависимости от масштаба
и содержания цели терроризма могут
быть стратегическими (например, подготовка
условий для свержения
Для организации и осуществления
конкретных террористических акций, подчиненных
стратегическим и тактическим целям
терроризма, экстремистские структуры
вырабатывают задачи, которые обусловлены
внутриполитическими и
Например, цель дестабилизации
внутриполитической обстановки в стране
может вызвать постановку задач
по осуществлению убийств и
В соответствии с выдвинутыми задачами террористическая организация определяет конкретные объекты террористических посягательств, определяет потребность в силах и средствах для осуществления насильственного акта, порядок их использования и т. дОбъектам террористической деятельности в силу особенностей механизма ее осуществления присуща двойная природа, что позволяет выделить две их основные группы.
Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это объекты ослабления и подрыва. К ним относятся внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, позиции и интересы, независимость и суверенитет государства; основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан. С учетом основной направленности террористических посягательств в Российской Федерации на подрыв основ ее общественного и государственного строя, закрепленного в Конституции и других конституционных законах страны, а также необходимости обеспечивать ее безопасность в соответствии с требованиями формирования правового государства главным объектом террористической деятельности против РФ и в РФ является ее конституционный строй.
Вторая группа объектов -
безопасность людей и различных
материальных объектов; жизнь, здоровье,
свобода конкретных лиц или их
персонально неопределенных групп;
нормальное функционирование и физическая
целостность тех или иных предметов
и сооружений (например, имущества,
принадлежащего терроризируемым лицам,
учреждениям и т. п.). Это объекты
непосредственного
Например, посредством убийства
высших государственных деятелей или
лидеров общественно-
В число объектов непосредственных
террористических посягательств, которые
относятся к материальным (неодушевленным)
объектам и являются приоритетными
для многих террористических организаций,
входят, во-первых, здания и помещения
органов государственной власти
и управления (в том числе
Насильственные акции
в отношении этих объектов призваны
главным образом