Оценка тяжести трудового процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Тяжесть труда - характеризует трудовой процесс, отражая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно – сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Напряженность труда – характеризует трудовой процесс, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Напряженность труда характеризует эмоциональную нагрузку на организм при умственном труде.

Файлы: 1 файл

Санитария.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Окончание табл. 2.1

1

2

3

4

5

1.2. Восприятие       сигналов                  (информации) и их оценка

Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий

Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров

Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности

1.3. Распределение  функций по степени сложности  задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и его проверка

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания

Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам.

1.4. Характер  выполняемой работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат


Исходные данные:

- вид работы – по установленному  графику;

- используемая документация –  нормативные документы;

- способ восприятия сигналов (информации)- с последующим

           сопоставлением  фактических значений с их  номинальными значениями.

Вывод: согласно данным табл. 2.1 имеем:

- по показателю «содержание  работы» согласно п. 1.1. - работа  относится  к  классу 3.1.

- по показателю «восприятие  сигналов (информации) и их оценка»  согласно п. 1.2. - работа относится  к  классу 3.1

- по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. - работа относится  к  классу 3.1

- по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. -  работа относится  к  классу 3.1

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4  протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 7).

 

2.2. Сенсорные нагрузки

 

Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.

 Блок сенсорных характеристик, включающий длительность сосредоточенного  наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности

Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

- длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) - сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;

- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы -  количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону, при непосредственном прямом контакте работников);

- число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, на  возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;

- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) - нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом.  Напряженность по данному показателю возрастает с  уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;

- «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)»- определяется на основе хронометражных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора;

- «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)»- конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;

- «нагрузка на слуховой анализатор» - степень напряжения слухового анализатора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;

- «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» - степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжительности речевых нагрузок.

Классы условий труда по показателю «сенсорные нагрузки» представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Классы условий труда по показателю

«сенсорные нагрузки»

Показатели тяжести 
трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

класс 1

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

класс 2

Вредный (тяжелый труд)

 

1 степени

класс 3.1

2 степени

класс 3.2

1

2

3

4

5

2. Сенсорные нагрузки:

2.1. Длительность  сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

до 25

26 – 50

51 – 75

более 75

2.2.Плотность  сигналов (световых, звуковых) и сообщений  в среднем за 1 час работы

до 75

76 – 175

176 – 300

более 300


 

 

 

 

 

 

Продолжение табл.2.2

 

1

   2

   3

  4

5

2.3.Число производственных  объектов одновременного наблюдения

до 5

6 – 10

11 – 25

более 25

2.4. Размер объекта  различения (при расстоянии от  глаз работающего до объекта  различения не более 0,5 м) в мм  при длительности сосредоточенного  наблюдения (% времени смены)

более 5 мм - 100%

5 - 1,1 мм - 
более 50 %; 
1 - 0,3 мм - 
до 50 %; 
менее 0,3 мм - до 25 %

1 - 0,3 мм - 
более 50 %; 
менее 0,3 мм - 
26 - 50 %

менее 0,3 мм - 
более 50 %

2.5. Работа с  оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности  сосредоточенного наблюдения (% времени  смены)

до 25

26 – 50

51 – 75

более 75

2.6. Наблюдение  за экранами видеотерминалов(часов  в смену):

при буквенно-цифровом типе отображения информации: 
при графическом типе отображения информации:

 

 
 
до 2

 

 

 до 3

 
 

до 3

 

 

до 5

 

 

до 4

 

 

 до 6

 

 

более 4

 

 

более 6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание табл.2.2.

 

1

  2

  3

4

5

2.7. Нагрузка  на слуховой анализатор (при производственной  необходимости восприятия речи  или дифференцированных сигналов)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. 
Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

2.8. Нагрузка  на голосовой аппарат (суммарное  количество часов, наговариваемое  в неделю)

до 16

до 20

до 25

более 25


 

Исходные данные:

- длительность сосредоточенного  наблюдения (% от времени смены) –  до 50;

- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час  работы – до 70;

- число производственных объектов  одновременного наблюдения – 1;

- размер объекта различения  при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – до 1 мм 50% времени смены;

- работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности  сосредоточенного наблюдения (% от  времени смены) – отсутствует;

- наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- до 5 часов;

- нагрузка на слуховой анализатор  – разборчивость слов и сигналов  до 100%;

- нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых  в неделю)- до 14.

Вывод: согласно данным табл. 2.2 имеем:

- по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. - работа относится  к  классу 2;

- по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. - работа относится  к  классу 1;

- по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3.- работа относится  к  классу 1;

- по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. -  работа относится  к  классу 2;

- по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - согласно п. 2.5. -  работа относится  к  классу 1;

- по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» - согласно п. 2.6. -  работа относится  к  классу 3.2;

- по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» - согласно п. 2.7. -  работа относится  к  классу 1;

- по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» - согласно п. 2.8. -  работа относится  к  классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8  протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 7).

 

2.3. Эмоциональные нагрузки

 

Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

- «степень ответственности  за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

- «степень риска для  собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).

-«степень ответственности за безопасность других лиц» -  возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая  ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.

- «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Классы условий труда по показателю

«эмоциональные нагрузки»

 

Показатели      тяжести 
трудового     процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

класс 1

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

класс 2

Вредный (тяжелый труд)

 

1 степени

класс 3.1

2 степени

класс 3.2

1

2

3

4

5

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

Информация о работе Оценка тяжести трудового процесса