Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:19, контрольная работа
Тяжесть труда - характеризует трудовой процесс, отражая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно – сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Напряженность труда – характеризует трудовой процесс, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Напряженность труда характеризует эмоциональную нагрузку на организм при умственном труде.
Окончание табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий |
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций |
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров |
Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности |
1.3. Распределение функций по степени сложности задания |
Обработка и выполнение задания |
Обработка, выполнение задания и его проверка |
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания |
Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам. |
1.4. Характер выполняемой работы |
Работа по индивидуальному плану |
Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности |
Работа в условиях дефицита времени |
Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат |
Исходные данные:
- вид работы – по
- используемая документация – нормативные документы;
- способ восприятия сигналов (информации)- с последующим
сопоставлением фактических значений с их номинальными значениями.
Вывод: согласно данным табл. 2.1 имеем:
- по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. - работа относится к классу 3.1.
- по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. - работа относится к классу 3.1
- по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1
- по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 7).
2.2. Сенсорные нагрузки
Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.
Блок сенсорных характеристик,
включающий длительность
Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) - сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону, при непосредственном прямом контакте работников);
- число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, на возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) - нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом. Напряженность по данному показателю возрастает с уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;
- «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)»- определяется на основе хронометражных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора;
- «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)»- конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;
- «нагрузка на слуховой анализатор» - степень напряжения слухового анализатора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;
- «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» - степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжительности речевых нагрузок.
Классы условий труда по показателю «сенсорные нагрузки» представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Классы условий труда по показателю
«сенсорные нагрузки»
Показатели тяжести |
Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 |
Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 |
Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 |
2 степени класс 3.2 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Сенсорные нагрузки: | ||||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) |
до 25 |
26 – 50 |
51 – 75 |
более 75 |
2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы |
до 75 |
76 – 175 |
176 – 300 |
более 300 |
Продолжение табл.2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения |
до 5 |
6 – 10 |
11 – 25 |
более 25 |
2.4. Размер объекта
различения (при расстоянии от
глаз работающего до объекта
различения не более 0,5 м) в мм
при длительности |
более 5 мм - 100% |
5 - 1,1 мм - |
1 - 0,3 мм - |
менее 0,3 мм - |
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) |
до 25 |
26 – 50 |
51 – 75 |
более 75 |
2.6. Наблюдение
за экранами видеотерминалов( при буквенно-цифровом
типе отображения информации: |
до 3 |
до 3
до 5 |
до 4
до 6 |
более 4
более 6 |
Окончание табл.2.2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.7. Нагрузка
на слуховой анализатор (при производственной
необходимости восприятия речи
или дифференцированных |
Разборчивость
слов и сигналов от 100 до 90 %. |
Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м |
Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м |
Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м |
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) |
до 16 |
до 20 |
до 25 |
более 25 |
Исходные данные:
- длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 50;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – до 70;
- число производственных
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – до 1 мм 50% времени смены;
- работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
- наблюдение за экраном видеотер
- нагрузка на слуховой
- нагрузка на голосовой аппарат
(суммарное количество часов
Вывод: согласно данным табл. 2.2 имеем:
- по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3.- работа относится к классу 1;
- по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. - работа относится к классу 2;
- по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - согласно п. 2.5. - работа относится к классу 1;
- по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» - согласно п. 2.6. - работа относится к классу 3.2;
- по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» - согласно п. 2.7. - работа относится к классу 1;
- по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» - согласно п. 2.8. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 7).
2.3. Эмоциональные нагрузки
Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.
Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- «степень ответственности
за результат собственной
- «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
-«степень ответственности за безопасность других лиц» - возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
- «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.
Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Классы условий труда по показателю
«эмоциональные нагрузки»
Показатели
тяжести |
Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 |
Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 |
Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 |
2 степени класс 3.2 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Эмоциональные нагрузки: | ||||
3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки |
Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника |
Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) |
Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) |
Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни |