Охрана труда на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы - дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;
- выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;
- рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Управление безопасностью труда………………………………………5
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда………………5
1.2. Социально-экономическое значение и источники
финансирования охраны труда…………………………………….……….13
1. 3. Подсистема условий труда………………………………….………..16
Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях…………………..23
2.1. Охрана труда как важнейший элемент
конкурентноспособности предприятия………………………………..…..23
2.2. Создание службы охраны труда и организация
ее деятельности………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..…39
Список использованной литературы……………………………………………..43

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………...3

Глава 1. Управление безопасностью труда………………………………………5

     1.1. Правовые и нормативные основы  безопасности труда………………5

     1.2. Социально-экономическое значение  и источники 

        финансирования охраны труда…………………………………….……….13

     1. 3. Подсистема условий труда………………………………….………..16

Глава 2. Организация  безопасности труда на предприятиях…………………..23

     2.1. Охрана труда как важнейший элемент

        конкурентноспособности предприятия………………………………..…..23

     2.2. Создание службы охраны труда  и организация 

        ее деятельности………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………..…39

Список использованной литературы……………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Охрана  труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие  на рынке, руководство которого «спустя  рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную  обстановку в коллективе, но и принося  существенные финансовые потери.

     Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуре охраны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

     Хотелось  бы, чтобы и для российских руководителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в угоду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

     А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых  протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых  технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных  причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий  и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для  труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

     Цель  данной работы - дать основные сведения об охране труда на предприятиях и  в организациях. 
 

     Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- познакомиться  с законодательными, экономическими  методами управления охраной  труда;

- выявить  связь конкурентоспособности предприятия  и безопасностью труда;

- рассмотреть  цели и задачи службы охраны  труда.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Управление безопасностью  труда

1.1. Правовые и нормативные  основы безопасности  труда

     Правовое  поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

     Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми  актами.

     По  правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

     Законодательство  представляет собой совокупность законов  страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

     Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

     Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

     Основными законодательными актами, регулирующими  охрану труда в Российской Федерации  являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

     Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

     По  общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые  акты, действующие на всей территории  России для всех предприятий,  организаций, учреждений и устанавливающие  основные принципы и правила  государства в области охраны  труда. К ним относятся федеральные  законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые  акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты  субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые  акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные  правовые акты предприятия, представляющие  собой документы по охране  труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329]. 

     Законодательные и нормативные правовые акты более  низкого уровня не должны противоречить  актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Основные  законодательные  акты по безопасности труда

     Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

* обеспечение  приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

* принятие  и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

* государственное  управление охраной труда;

* государственный  надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

* содействие  общественному контролю в области  охраны труда;

* расследование  несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

* защита  законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

* установление  компенсаций за тяжелую работу  и работу с вредными и опасными  условиями труда;

* координация  деятельности в области охраны  труда;

* распространение  передового опыта работы по  улучшению условий и охраны  труда;

* государственное  участие в финансировании мероприятий  по охране труда;

* подготовка  и повышение квалификации специалистов по охране труда;

* организация  государственной статистической  отчетности об условиях труда,  о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

* обеспечение  функционирование единой информационной  системы охраны труда;

* международное  сотрудничество в области охраны  труда;

* проведение  эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

* установления  порядка обеспечения работников  СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми  помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя[2,330].

     Реализация  перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

     Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений  в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

     Основные  положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

* определение  управления охраной труда на  государственном уровне и на  уровне предприятия;

* установление  обязанностей работодателей по  обеспечению безопасных условий  труда, а работников по выполнению  тре-бований безопасности;

* проведение  обучения и инструктажа работников  по охране труда и проведение  медицинских осмотров;

* определение  ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;

* предоставление  льгот и компенсации работникам  за тяжелые работы и работы  с вредными и опасными условиями  труда;

* определение  основных функций и ответственности  органов государственного надзора  и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

Информация о работе Охрана труда на предприятиях