Охрана труда: роль профсоюзов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:28, реферат

Описание работы

Охрана труда - понятие сложное и многогранное. Оно включает в себя целый ряд элементов, механизмов и институтов: безопасность и гигиену труда, профессиональные (досрочные) пенсии и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, режимы труда и отдыха, профессиональную подготовку кадров и медицинскую помощь. Обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности работников в процессе трудовой деятельности является одной из важнейших функций государственных органов власти, работодателей и профсоюзов.

Содержание работы

Охрана труда: роль профсоюзов на современном этапе
Профсоюзы и их позиция в вопросах социальной защиты
Новый уровень требований охране труда
Профессиональные пенсии: требования профсоюзов к их организации
Страхование от несчастных случаев на производстве - как лучше организовать
Аттестация рабочих мест

Файлы: 1 файл

роль профсоюзов - копия.docx

— 32.62 Кб (Скачать файл)

По большому счету, в этой сфере есть много проблем. Почему за неспособность работодателя обеспечить нормальные условия труда отвечают своим здоровьем работники? Почему часть работников с особыми условиями труда имеет право уйти на пенсию в 50 или 55 лет (45 и 50 лет для женщин) в соответствии со списками производств, дающих это право, в то время как взносы в Пенсионный фонд платят все поровну? Чтобы распутать этот клубок вопросов в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что работники, занятые в особых условиях труда, имеют право на профессиональную пенсию, регулируемую федеральным законом. Исходя из этого, Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России и Пенсионным фондом России подготовили проекты законов, регулирующих этот порядок. От имени Правительства законопроекты были внесены для обсуждения заинтересованных в этом сторон и заняли значительное место в работе Центрального Совета профсоюза в течение 2002 г. Признавая, в принципе, необходимость законодательного закрепления порядка установления пенсий на льготных условиях работникам, работающим в особых условиях труда, специалисты нашего профсоюза доказывают, что даже действующий сейчас тариф взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (28 процентов от заработной платы работника) достаточен для выплаты пенсии с 50 (55) лет мужчинам и 45 (50) лет женщинам (по спискам № 1 и соответственно № 2) и нет никаких оснований для установления дополнительных взносов в профессиональные пенсионные системы.

Во-вторых, мы против того, чтобы в сфере профессионального пенсионного обеспечения бесконтрольно со стороны государства работали негосударственные пенсионные фонды. Именно это четко просматривается в проектах законов, предложенных Правительством. Во всех странах мира, в которых созданы подобные системы, негосударственные пенсионные фонды, помимо общественного контроля, строго контролируются государственными органами. Нельзя допустить, чтобы средства, накопленные работниками, могли бесследно исчезнуть вместе с негосударственным фондом. Это слишком серьезная проблема, и государство не вправе упускать из сферы своего контроля столь масштабные финансовые средства.

В-третьих. Мы сторонники создания, если уж их создавать, отраслевых профессиональных пенсионных систем. В организации их работы, в этом случае, смогли бы принять участие и союз работодателей, и отраслевой профсоюз. При этом можно было бы и более эффективно инвестировать средства фонда в инвестиционные программы отрасли и определять общую политику, направленную на сокращение числа рабочих мест с вредными условиями труда, и этим снижать нагрузку на фонд оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Страхование от несчастных случаев на производстве - как лучше организовать

Еще одной сферой социальной защиты работников как в процессе трудовой деятельности, так и после ее окончания, является страхование от возможных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В России уже несколько лет действует система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Введение данного института социальной защиты позволило реализовать давно назревшую необходимость перехода от прямого возмещения работодателем вреда здоровью работающих от несчастного случая либо профессионального заболевания, к страхованию от них и выплатам возмещения вреда пострадавшим через органы социального страхования на местах. Помимо этого решена сложнейшая в недалеком прошлом проблема возмещения вреда пострадавшим в случае банкротства, либо ликвидации организации.

Введением нового порядка возмещения вреда пострадавшим сделана первая, но еще робкая, попытка создать экономические рычаги влияния на работодателей, в их заинтересованности стремиться к снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости через систему скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от динамики показателей травматизма и профзаболеваемости.

Вместе с тем, введенная система еще далека от совершенства. По нашему мнению, необходимо расширить шкалу страховых тарифов, тем самым учесть различия профессионального риска по подотраслям экономики, исключить возможность работодателей, используя протекционистские методы, переводить предприятия из одного класса профессионального риска в другой без достаточных оснований. Необходимо ввести систему скидок и надбавок, позволяющую поощрять те организации, в которых динамично снижается травматизм и профессиональная заболеваемость, сокращаются рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Помимо этого, индексация ежемесячных страховых выплат пострадавшим, по установленному порядку, производится исключительно в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год, что создает угрозу риска для пострадавших остаться в какой-либо, возможно и продолжительный период времени, без индексации суммы возмещения вреда.

Важным направлением в деятельности профсоюза является работа по организации профилактического оздоровления работников.

Начиная с 30-х годов прошлого века, в качестве эффективного средства снижения риска профессиональных заболеваний, проведения посттравматической реабилитации и профилактики общей заболеваемости, широкое распространение в металлургии получили профилактории, в большинстве своем развившиеся в санатории-профилактории. Они сыграли значительную роль в оздоровлении миллионов работников отрасли и продолжали бы работать эффективно, если бы не недальновидная политика государственных органов, занимающихся социальными проблемами.

Медицинский персонал и расходы на лечебную работу профилакториев финансировались за счет средств социального страхования и средств предприятий, которые несли основное бремя хозяйственных расходов по их содержанию. Начиная с 2001 года, с момента введения единого социального налога и резкого сокращения тарифа взносов на социальное страхование, расходы по оздоровлению работников в профилакториях практически полностью переложены на содержащие их предприятия. Таким образом, фактически ликвидируется эффективное средство оздоровления трудящихся, влияющее к тому же и на снижение расходов на оплату дней нетрудоспособности по общей заболеваемости, поскольку многие предприятия не в состоянии нести полные расходы по медицинскому обслуживанию и хозяйственному содержанию профилакториев. И не случайно их число буквально за несколько лет сократилось практически в 2 раза.

В последнее десятилетие в стране произошли крупные изменения, которые привели к существенной трансформации деятельности предприятий и профсоюзов. Изменилась и правовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые, по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов в области охраны труда. Неизменной остается цель - безопасность работника на производстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредных производственных факторов на работающих.

Государство абсолютно объективно вернуло себе обязанность осуществлять государственный контроль за состоянием охраны труда, определять политику в этой области, рассматривать причины и устанавливать виновных в происшедших несчастных случаях либо заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью.

В то же время профсоюзам законодательно предоставлены широкие права в области осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда. Эти права позволяют активно влиять на действия как государственных органов управления охраной труда, так и на работодателей, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране труда и здоровья работающих. Задача профсоюзов - научиться эти права реализовывать и максимально возможно защищать человека труда.

 

 

 

 

 

 

 

Аттестация рабочих мест

            Аттестация рабочих мест по условиям труда — комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.

           Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

          Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско-правового характера. Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению оценки рабочих мест по условиям труда. Аттестующая организация должна являться независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

          С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда[1]. В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

          Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

-представители от работодателя;

-специалист по охране труда;

-представители от профсоюзной организации;

-представители от аттестующей организации;

-председатель аттестующей комиссии — представитель работодателя.

           Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011[3] года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

-оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;

-оценка травмоопасности на рабочих местах;

-оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;

-комплексная оценка условий труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

           Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

             Согласно Приказ Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н. Зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2013 г. № 26881.Проводить аттестацию каждые пять лет теперь нужно только по тем рабочим местам, на которых выявлены вредные или опасные условия труда.

 


Информация о работе Охрана труда: роль профсоюзов на современном этапе