Содержание
Введение
1 . Понятие организации безопасностии
охраны труда
2. Государственное управление
в области безопасности и охраны
труда
3. Обеспечение безопасности и охраны
труда
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Право на безопасность
и охрану труда имеют все работники, состоящие
в трудовых отношениях с работодателями
различных форм собственности и хозяйствования,
в том числе с отдельными нанимателями;
члены кооперативов; студенты высших и
учащиеся средних специальных учебных
заведений, проходящие производственную
практику и производственное обучение,
военнослужащие, привлеченные к работам,
не связанным с несением воинской службы;
лица, отбывающие наказание по приговору
суда, в период их работы на предприятиях,
определяемых органами, ведающими исполнением
приговоров, а также участники любых других
видов трудовой деятельности, организуемой
в интересах общества и государства.
При выполнении
предприятиями и гражданами Республики
Казахстан работ за рубежом
на основе международных договоров
или соглашений в них предусматриваются
требования по безопасности и
охране труда не ниже установленных
международными нормами. Иностранные
граждане и лица без гражданства,
работающие на предприятиях, расположенных
на территории Республики Казахстан,
имеют такие же права на
безопасность и охрану труда,
как и граждане Республики
Казахстан.
1. Понятие организации
безопасности и охраны труда
Охрана труда
– система обеспечения безопасности
жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые
социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-эпидемиологические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия
и средства.
Безопасность труда
- состояние защищенности работников,
обеспеченное комплексом мероприятий,
исключающих воздействие вредных
и (или) опасных производственных
факторов на работников в процессе
трудовой деятельности.
Выраженные
в правовой форме и в первую,
очередь закрепленные в трудовом
законодательстве, эти нормы образуют,
важнейший правовой институт
особенной части трудового права,
хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать,
что под безопасностью и охраной труда
в широком смысле слова следует понимать
все трудовое право, поскольку все его
нормы направлены на защиту интересов
всех работающих.
В узком
смысле слова под безопасностью
и охраной труда понимается
правовой институт трудового
права, объединяющий нормы, непосредственно
направленные на обеспечение
условий труда, безопасных для
жизни и здоровья работников.
Нормы, регулирующие
безопасность и охрану труда
работников, содержаться в Трудовом
кодексе Республики Казахстан,
а также в других специальных
нормативных актах. Разработка
нормативных правовых актов в
области безопасности и охраны
труда осуществляется соответствующими
уполномоченными государственными
органами с учетом специфических
особенностей каждой отрасли
и определены постановлением
Правительства РК от 21 августа
2007г. №721 «Об утверждении Правил
принятия нормативных правовых
актов в области безопасности
и охраны труда соответствующими
уполномоченными органами». Разработка
и утверждение инструкций по
безопасности и охране труда
осуществляются работодателем в
соответствии с «Правилами разработки
и утверждения инструкции по
безопасности и охране труда
работодателем», утвержденными приказом
Министра труда и социальной
защиты населения РК от 16 июля
2007г. №157-п.
Все производственные
помещения, оборудование, технологические
процессы должны отвечать требованиям
обеспечения здоровых и безопасных
условий труда. Проектирование,
строительство и реконструкция
производственных зданий и сооружений,
разработка и использование технологий,
конструирование и изготовление
машин, механизмов, оборудования
и других изделий производятся
в строгом соответствии с требованиями
Строительных норм и правил (СНиП),
государственных стандартов (ГОСТ, СТ),
санитарных правил и нормативов (СанПиН).
Требования,
содержащиеся в правилах и
касающиеся техники безопасности
и производственной санитарии,
должны выполняться при строительстве
предприятий, начиная со стадии
проектирования, при конструировании
и изготовлении оборудования, станков,
машин.
Ни одно
предприятие, цех, участок, производство
не могут быть приняты и
введены в эксплуатацию, если
на них не обеспечены здоровые
и безопасные условия труда.
Ни один,
образец новой машины, механизма
и другого производственного
оборудования не может быть
передан в серийное производство,
если он не отвечает требованиям
безопасности и охраны труда.
Новые или
реконструируемые производственные
объекты, средства производства
или другие виды продукции
не могут быть приняты и
введены в эксплуатацию, если
они не соответствуют требованиям
безопасности и охраны труда.
Работодатель
обязан проводить с участием
представителей работников периодическую,
не реже один раз в пять
лет, аттестацию производственных
объектов по условиям труда.
Аттестация производственных объектов
по условиям труда – это
деятельность по оценке производственных
объектов, цехов, участков, рабочих
мест с целью определения состояния
безопасности, вредности, тяжести,
напряженности выполняемых на
них работ, гигиены труда и
определения соответствия условий
производственной среды нормативам
условий труда.
Приемка
в эксплуатацию объекта производственного
назначения производится приемочной
комиссией с обязательным участием
государственного инспектора труда.
2. Государственное управление
в области безопасности и охраны
труда
Государственное
управление в области безопасности
и охраны труда призвано обеспечить
реализацию принципов национальной
политики в республике, разработку
законодательных и иных нормативных
актов в этой области, а также
требований к средствам производства,
технологии и организации труда,
осуществление государственного
надзора за соблюдением законодательных
и иных нормативных актов по
безопасности и охране труда.
Трудовым Кодексом РК определены
следующие основные функции государственного
управления в области безопасности
и охраны труда:
1) разработку
и принятие нормативных правовых
актов Республики Казахстан в
области безопасности и охраны
труда;
2) разработку
государственных, отраслевых (секторальных)
и региональных программ в
области безопасности и охраны
труда;
3) создание
и реализацию систем экономического
стимулирования деятельности по
разработке и улучшению условий,
безопасности и охране труда,
разработке и внедрению безопасных
техники и технологий, производству
средств охраны труда, индивидуальной
и коллективной защите работников;
4) осуществление
мониторинга в области безопасности
и охраны труда;
5) проведение
научных исследований по проблемам
безопасности и охраны труда;
6) установление
единого порядка учета несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
7) государственный
надзор и контроль за соблюдением
требований законодательства Республики
Казахстан в области безопасности и охраны
труда;
8) нормативное
закрепление порядка осуществления
общественного контроля за соблюдением
прав и законных интересов работников
в области безопасности и охраны труда
в организации;
9) защиту
законных интересов работников,
пострадавших от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов
их семей;
10) установление
условий оплаты труда за тяжелую
работу и работу с вредными
(особо вредными), опасными условиями
труда, неустранимыми при современном
техническом уровне производства
и организации труда;
11) распространение
передового отечественного и
зарубежного опыта работы по
улучшению условий и охраны
труда;
12) подготовку
и повышение квалификации специалистов
по безопасности и охране труда;
13) организацию
государственной статистической
отчетности о производственном
травматизме, профессиональной заболеваемости;
14) обеспечение
функционирования единой информационной
системы в области безопасности
и охраны труда;
15) международное
сотрудничество в области безопасности
и охраны труда (ст.306 ТК РК).
Органы государственного
управления в области безопасности
и охраны труда наделяются
необходимыми полномочиями для
осуществления возложенных на
них функций. Правительство РК
и другие органы государственного
управления: формируют и обеспечивают
реализацию национальной политики
в области безопасности и охраны
труда; утверждают государственную
программу безопасности, охраны
и улучшения условий труда;
определяют функции министерств
и других центральных исполнительных
органов по созданию здоровых
и безопасных условий труда;
определяют порядок финансирования
затрат на охрану труда. Органом
специальной компетенции является
Министерство труда и социальной
защиты населения Республики
Казахстан. Государственный контроль
за соблюдением в организациях трудового
законодательства Республики Казахстан,
в том числе в области безопасности и охраны
труда осуществляют государственные инспекторы
труда.
Государственные
инспекторы труда при исполнении
служебных обязанностей охраняются
законом и руководствуются
Конституцией Республики Казахстан,
законами и иными нормативными
правовыми актами Республики
Казахстан. Лица, препятствующие
государственному инспектору труда
в выполнении им служебных
обязанностей, несут ответственность
в соответствии с законами
Республики Казахстан (ст.328 ТК
РК).
Общественный
контроль в области безопасности
и охраны труда в организации
осуществляет общественный инспектор
по охране труда, избираемый
профсоюзным комитетом организации,
а при отсутствии профессионального
союза - общим собранием (конференцией)
работников.
Республиканское,
отраслевые, региональные объединения
работников осуществляют общественный
контроль за соблюдением трудового законодательства
в организациях при условии закрепления
такого права в соглашениях и коллективных
договорах (ст.340 ТК РК).
Контроль
и надзор в области безопасности
и охраны труда производится
органами Прокуратуры РК, государственной
инспекцией Минсоцтруда РК в соответствии
с Законом РК от 21 декабря 1995 г. №2709 «О
Прокуратуре».
Чтобы требования
безопасности и охраны труда
соблюдались работниками, на работодателя
возложено проведение инструктажа.
Помимо инструктажа
работники (в зависимости от
сложности профессии) знакомятся
с правилами по безопасности
и охране труда применительно
своей профессии. Соблюдение этих
правил работниками должно находиться
под постатейным контролем. В
случае их нарушения или применения
неправильных, опасных методов и
приемов работы работник проходит
внеплановый инструктаж. Работники,
допускающие нарушение или игнорирующие
требования правил и норм по
безопасности и охране труда,
могут быть привлечены руководителем
к дисциплинарному взысканию.
Безопасность
и охрана труда включает обязательные
предварительные при поступлении
на работу и периодические
медицинские осмотры работников
и является в своей основе
предупредительной мерой для
предохранения здоровья работников
от вредного воздействия физически
тяжелой работы и с вредными
условиями.Контроль за соблюдением законодательных
и иных нормативных актов по безопасности
и охране труда на предприятии является
основной гарантией прав работников на
безопасность и охрану труда.
3. Обеспечение безопасности
и охраны труда
Государство
в лице уполномоченных им органов
устанавливает требования, необходимые
для обеспечения безопасного
труда на производстве на основе
научно-обоснованных стандартов, правил
и норм.
По Трудовому
кодексу РК обеспечение здоровых
и безопасных условий труда,
т.е. выполнение установленных
стандартов, правил и норм, а также
своих обязательств, предусмотренных
трудовым и коллективным договорами,
разработка инструкций по безопасности
и охране труда возлагается
на работодателя.
Анализируя
положения законодательства по
безопасности и охране труда
можно сделать вывод, что работодатель
обязан:
1) принимать
меры по предотвращению любых
рисков на рабочих местах и
в технологических процессах
путем проведения профилактики,
замены производственного оборудования
и технологических процессов
на более безопасные;
2) проводить
обучение и подготовку работников
по безопасности и охране труда;