Организация и ведение спасательных работ при пожарах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.

Содержание работы

Введение
3
1. Классификация пожаров
4
2. Организация, технология, приемы и способы ведения спасательных работ
4
3. Организация управления спасательными работами в очаге (зоне) поражения
5
3.1 Основные положения
5
3.2 Управление силами и средствами
6
4. Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств, зарубежными специалистами

7
4.1 Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств

7
4.2 Организация взаимодействия спасателей с зарубежными специалистами при ведении спасательных и аварийно-восстановительных работ

11
4.3 Основы организации и взаимодействия сил РСЧС
11
5. Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ
13
5.1 Выезд и следование на пожар
13
5.2 Меры и техника безопасности при разведке пожара
14
5.3 Меры и техника безопасности при спасании людей
16
5.4 Меры и техника безопасности при боевом развертывании
17
5.5 Меры и техника безопасности при тушении пожара
18
5.6 Воздействие теплового излучения
19
6. Методика расчета сил и средств для спасания людей
21
6.1 Спасание людей при помощи эластичного рукава, коленчатого подъемника, автолестницы

21
6.2 Спасание людей выносом на руках
23
6.3 Спасание людей при помощи спасательной веревки
24
Заключение
27
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Пьянов.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

по решению РТП.

 

3.2 Управление силами и средствами

 

Пожар в зданиях повышенной этажности (ЗПЭ) представляет особый вид пожара, тушение которого, как правило, связано с участием большого числа пожарных подразделений. Поэтому особое значение приобретают четкая работа и оперативность штаба пожаротушения.

Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

  • встреча и расстановка сил и средств;
  • постоянный контроль за обстановкой на пожаре;
  • организация пожарной связи;
  • обеспечение бесперебойного водоснабжения;
  • создание резерва пожарных подразделений на случай осложнения обстановки и организации подмены личного состава;

организация КПП и постов безопасности ГДЗС;

  • создание резерва кислородных баллонов, регенеративных патронов, пожарных рукавов, штурмовых лестниц;
  • организация взаимодействия с дежурными службами города, администрацией объекта;
  • информирование заинтересованных лиц и организаций.

Для успешной работы оперативного штаба пожаротушения в его

состав включают инженерно-технический персонал объекта, представителей различных служб города. В оперативный штаб должны быть включены: главный инженер, энергетик, специалисты лифтового хозяйства, внутреннего водоснабжения и системы дымоудаления.

Место для оперативного штаба пожаротушения выбирают с учетом возможно более полного обзора места пожара, работающих пожарных подразделений и на безопасном расстоянии от стен горящего здания.

Практика тушения развившихся пожаров в ЗПЭ показывает, что в связи с большим числом одновременно решаемых задач в помощь начальнику штаба пожаротушения необходимо назначать не менее двух заместителей.

Один из заместителей должен следить за изменением обстановки и наносить обстановку на схему расстановки сил, другой - вести оперативно служебную документацию, осуществлять контроль за выполнением приказаний РТП.

Для успешного проведения спасательных работ и ликвидации горения в зданиях повышенной этажности следует организовать сектора:

  • со стороны каждой лестничной клетки;
  • со стороны каждой пожарной лестницы;
  • с каждой стороны периметра здания;
  • на крышах горящего и соседних с ним зданий и сооружений.

Сектора целесообразно разбивать на боевые участки: на каждом горящем этаже; на ниже и выше расположенных этажах здания; на двух-трех задымленных этажах.

Из числа сотрудников пожарной охраны необходимо назначать ответственных за проведение спасательных работ, соблюдение правил техники безопасности, организацию газодымозащитной службы и пожарной связи, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники, организацию питания личного состава, защиту материальных ценностей от воды и ее откачку из здания.

При подаче воды к месту пожара с различных направлений необходимо выделить в помощь начальнику тыла необходимое число начальствующего состава, хорошо знающих противопожарное водоснабжение.

На первом этаже тушения пожара в ЗПЭ деятельность оперативного штаба пожаротушения должна быть направлена на осуществление единого руководства эвакуации людей из здания, изыскание и использование всех средств и способов проведения спасательных работ и недопущение паники среди жильцов.

Осуществляя постоянный контроль выполнения поставленных РТП задач, оперативный штаб пожаротушения должен своевременно осуществлять перегруппировку сил и средств, сосредоточивать их на решающем направлении, используя средства радио, проводной и громкоговорящей связи.

 

4. Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств, зарубежными представителями

 

4.1 Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств

 

Взаимодействие спасателей (пожарных) с представителями других министерств и ведомств в ходе ведения работ по тушению пожаров заключается в согласованных по месту, времени, задачам и способам их выполнения совместных действиях органов управления подразделений, формирований, служб различной специальности, предназначения и подчиненности, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование их возможностей в интересах развертывания и проведения работ в короткие сроки, спасение пострадавших, а также ликвидацию пожаров с наименьшими потерями.

Исходя из сложной обстановки, складывающейся при пожарах, к ликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем РСЧС, воинские части ГО, а в случае необходимости - силы соседних регионов, Министерств и ведомств Российской Федерации.

Взаимодействие между спасателями и формированиями других министерств и ведомств организуется по месту действий, задачам, способам их выполнения и времени.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу.

Основными организаторами взаимодействия, в зависимости от масштабов пожара, являются начальники пожарной охраны, региональных центров ГОЧС или представители территориальных Комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Министерства и ведомства, чьи силы привлекаются к тушению пожара или их органы на местах, для решения всех вопросов, связанных с их использованием, высылают своих представителей.

Непосредственно взаимодействие с привлекаемыми формированиями и службами других министерств и ведомств организуется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям непосредственно на местности, при постановке задач на выполнение работ, с участием представителя от министерства (ведомства) или их органов на местах.

Взаимодействие непосредственно формирований, участвующих в тушении пожара, с формированиями министерств и ведомств уточняют их командиры на местах работ.

Содержание вопросов, подлежащих согласованию при организации взаимодействия, определяется исходя из сложившейся обстановки, задач, возложенных на данное министерство, ведомство в системе РСЧС, места и роли формирований данного министерства (ведомства) в тушении пожара.

Исходя из характера обстановки, которая может сложиться в результате пожаров, а также обязанностей и задач в части ликвидации пожаров, возложенных в системе РСЧС на министерства и ведомства, имеющие специальные формирования и службы, указанные формирования и службы взаимодействуют со спасателями по решению следующих задач.

Государственная противопожарная служба МВД России:

  • обеспечивает разведку, сбор, обработку и передачу соответствующей Комиссии информацию о пожарной обстановке в зоне ЧС;
  • выделяет силы и средства региональных специализированных отрядов и специализированных частей военизированной пожарной охраны, с учетом их дислокации, зон обслуживания и тактико-технических возможностей, для решения задач противопожарного обеспечения;
  • обеспечивает ввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;
  • осуществляет спасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий;
  • осуществляет локализацию, тушение пожаров и тления в завалах на участках (объектах) спасательных работ, а также обеспечивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).

При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах ввода сил РСЧС и участках (объектах) работ командиры противопожарных подразделений, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчиняются командиру противопожарных сил.

Служба обеспечения общественного порядка МВД России:

  • осуществляет сбор, обобщение обстановки в районе пожара, обеспечивает информацией соответствующую Комиссию об обстановке;
  • выделяет силы и средства для обеспечения беспрепятственного передвижения сил и средств РСЧС при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, при проведении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюдение установленного режима в зоне пожара; воспрещает противоправные действия, пресекает панику;
  • осуществляет учет и организует опознание погибших;
  • осуществляет охрану культурных и материальных ценностей в зоне пожара;
  • оказывает помощь населению в розыске родственников;
  • обеспечивает порядок при оказании гуманитарной помощи.

Учреждения, подразделения и службы Миниздравмедпрома России:

  • организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблюдение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объектов внешней среды в зоне пожара, продовольствия и воды на зараженность отравляющими, ядовитыми веществами и бактериальными средствами;
  • осуществляют оценку медицинской обстановки в зоне пожара, информируют соответствующую Комиссию по ЧС;
  • развертывают в районе пожара учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи;
  • осуществляют оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим непосредственно в районе проведения спасательных работ, эвакуацию их для дальнейшего лечения в стационарных лечебных учреждениях;
  • проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия среди личного состава сил РСЧС и населения в зоне пожара;
  • осуществляют снабжение сил РСЧС и населения в зоне ЧС медикаментами;
  • при необходимости, проводят медицинскую экспертизу погибших.

Подразделения постоянной готовности инженерных войск и войск РХБ защиты Министерства Обороны России:

  • привлекаются для выполнения задач по ликвидации пожара в интересах территорий по согласованию с командованием соответствующего военного округа на основе плана взаимодействия;
  • на время выполнения работ передаются в оперативное подчинение областной (краевой, республиканской) Комиссии по ЧС или региональному центру ГОЧС.

Инженерные подразделения (с учетом их состава):

ведут инженерную разведку обстановки на заданных маршрутах ввода сил, на участках и объектах спасательных и аварийно-восстановительных работ;

  • обеспечивают ввод сил РСЧС на участки и объекты работ;
  • выполняют наиболее сложные инженерные работы в зоне пожара, требующие применения специальной техники (расчистку завалов, обрушение и укрепление конструкций зданий, взрывные работы и т. п.);
  • оборудуют и содержат временные переправы через водные преграды при разрушении мостов;
  • осуществляют оборудование и содержание пунктов водоснабжения, укрепления гидротехнических сооружений и т. п.;
  • выполняют аварийно-спасательные работы;
  • выполняют работы по локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Подразделения РХБ защиты:

  • ведут химическую и радиационную разведку зоны пожара, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами; осуществляют контроль за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
  • осуществляют локализацию источников химического заражения;
  • обеспечивают проведение спасательных работ на зараженных участках (объектах);
  • осуществляют обеззараживание территории, маршрутов, объектов работ;
  • осуществляют специальную обработку техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарную обработку личного состава сил РСЧС.

Военизированные горноспасательные и газоспасательные подразделения министерства топлива и энергетики:

  • привлекаются для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации пожара по решению МЧС, согласованному с Министерством топлива и энергетики.

На период выполнения задач передаются в оперативное подчинение соответствующей областной (краевой, республиканской, городской) Комиссии по ЧС.

Выполняют:

  • поисково-спасательные работы на разрушенных, заваленных участках и объектах;
  • спасение пострадавших из завалов, в том числе зараженных сильнодействующими ядовитыми веществами, задымленных и загазованных, в условиях, требующих применения газозащитных аппаратов (респираторов);
  • осуществляют мероприятия по локализации источников заражения, локализации и ликвидации аварий на коммунальных сетях, проводят сложные аварийно-ремонтные работы в газовзрывоопасной среде с применением изолирующих противогазов.

Информация о работе Организация и ведение спасательных работ при пожарах