Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы образовательного учреждения и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды образовательного учреждения от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса. Цель данной работы – рассмотреть организацию мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть управление безопасностью в образовательном учреждении.
Изучить комплексное планирование безопасности образовательного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5
2 КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 АВГУСТА 2005 Г.
№ 03-1572 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» 19

Файлы: 1 файл

Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ 5

2 КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 АВГУСТА 2005 Г. 
№ 03-1572 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под управлением безопасностью  понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного  воздействия на элементы образовательного учреждения и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды образовательного учреждения от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса.

Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор образовательного учреждения , его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по образовательному учреждению и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности образовательного учреждения при планировании образовательного процесса, возникших осложнениях и ЧС.

Руководителю образовательного учреждения в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в образовательном учреждении , как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью. Однако опыт показывает целесообразность объединения этих структур.Каждый субъект управления безопасностью от министра образования и науки РФ до рядового педагога и воспитателя осуществляет на своем уровне и в своих условиях стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку, воспитание и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство.

Цель данной работы –  рассмотреть организацию мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Рассмотреть управление безопасностью в образовательном учреждении.
    2. Изучить комплексное планирование безопасности образовательного учреждения.

 

 

 

1 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

В соответствии с законодательством  РФ государственное управление безопасностью  и охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно  или по его поручению федеральным  органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования (Минобрнауки России), охраны труда (Минздравсоцразвития России) и иными федеральными органами исполнительной власти (МЧС, МВД, ФСБ и др.), отвечающими за различные стороны обеспечения национальной безопасности.

Система управления всеми  видами безопасности в нашей стране имеет четыре уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ, местный и  объектовый (т. е. уровень конкретного  образовательного учреждения ).

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности в определенной сфере и в пределах своей компетенции, выполняет следующие  функции:

    • принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области безопасности;
    • координирует работу отраслевых служб безопасности федеральных органов исполнительной власти;
    • взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;
    • осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта, организует выполнение научно-исследовательских работ;
    • организует учет потребностей в средствах коллективной и индивидуальной защиты;
    • представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии безопасности и проводимых мероприятиях по ее обеспечению.

Для координации деятельности министерств и ведомств в области  безопасности создаются межведомственные комиссии по отдельным видам (направлениям) безопасности, которую возглавляет  соответствующий министр, руководитель федерального агентства или ведомства.

Например, для координации  деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается  межведомственная комиссия по безопасности, охране труда, которую возглавляет  министр здравоохранения и социального  развития. В ее задачи входит:

    • разработка федеральной программы улучшения условий труда;
    • анализ законодательных актов;
    • разработка предложений по международному сотрудничеству.

Комиссий по различным  аспектам безопасности под управлением  федеральных ведомств в настоящее  время так много, что представляется целесообразным объединить их на низовом  уровне системы образования в  единую комиссию по безопасности образовательного учреждения, работающую по единому комплексному плану. При этом, однако, ее решения и протоколы придется подшивать одновременно в несколько папок (дел) по соответствующим направлениям обеспечения безопасности. При современной компьютерной и множительной технике это не должно быть проблемой.

Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители образовательное учреждение, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы образовательное учреждение.

Основными задачами всех четырех  уровней структур и органов управления безопасностью применительно к  образовательному учреждению являются:

    1. обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз;
    2. обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования;
    3. нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга;
    4. обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности;
    5. обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты памятками, инструкциями;
    6. обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;
    7. организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых.

Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей образовательного учреждения. Поэтому необходимо переводить их из формально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива образовательного учреждения .

Работники образовательного учреждения (как и любой организации, предприятия) составляют трудовой коллектив. Мнение коллектива учитывается при планировании мер безопасности и принятии необходимых решений, документов. Каждый член коллектива во время трудового процесса на время вступает во взаимодействие с другими работниками. Состояние этих взаимоотношений и мнение членов коллектива (педсовет) также оказывают влияние на безопасность образовательного учреждения. Положительное влияние усиливается, когда в коллективе складывается понимание требований безопасности и доброжелательная обстановка. Члены коллектива должны сознательно поддерживать трудовую и технологическую дисциплину, быть заинтересованными в выполнении всех требований безопасности. В коллективе должен быть положительный психологический климат и спокойное, деловое отношение к не всегда понятным и порой раздражающим требованиям многочисленных ведомств и проверяющих по различным видам безопасности.

На поведение членов коллектива большое влияние оказывает поведение  руководителей. Они должны быть всегда дисциплинированы, аккуратны, никогда  не нарушать установленных требований и быть примером для работников и  обучающихся. Это необходимая мера профилактики опасных и чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательных  процессов обеспечивается также  следующими организационными решениями  коллектива работников образовательного учреждения:

    • выбором образовательных программ;
    • выбором необходимого оборудования;
    • выбором приемов и режимов работы;
    • распределением функций и объемов работы;
    • профессиональным отбором и обучением работников;
    • применением средств защиты обучающихся и работающих;
    • выбором средств реализации требований безопасности и методов контроля их выполнения.

С участием работников и  учетом их согласованных мнений образовательный  процесс организуется так, чтобы  по возможности обезопасить или  исключать непосредственный контакт  работников и обучаемых с материалами, процессами и явлениями, оказывающими вредное воздействие. Руководители и лидеры трудового коллектива должны выбирать и создавать такие условия, в которых не могут возникать  опасные и вредные производственные факторы или в которых эти  факторы обладают наименьшей интенсивностью.

Например, на кухне, в лабораториях, на практических занятиях необходимо внедрять дистанционное управление опасными приборами и процессами, обеспечивать герметизацию оборудования и применять средства защиты. Применяемое в образовательном учреждении оборудование должно быть исправным и отрегулированным для выполнения предназначенной работы (операции). Размещать оборудование требуется так, чтобы оно не создавало вредных вибраций, шумов, запахов и т. п.

Учебные и рабочие места  должны быть освещены в соответствии с установленными нормами. Они должны отвечать требованиям ГОСТ, существующим требованиям безопасности, а также  эргономическим требованиям.

По требованию работников и родителей в образовательном учреждении должны быть предусмотрены системы контроля и управления, обеспечивающие защиту учащихся и работников от неблагоприятных социальных воздействий, своевременное удаление посторонних лиц, обезвреживание отходов, которые служат источниками опасных и вредных для здоровья факторов.

Используемые в учебно-производственном процессе методы, информационные и  иные материалы не должны оказывать  вредного воздействия на обучаемых. С целью профилактики утомляемости и заболеваний следует рационально организовывать труд и отдых обучаемых и работников.

Лица, допускаемые к выполнению работы, должны иметь необходимую  профессиональную подготовку, включая  подготовку по вопросам безопасности. Поэтому руководители вместе с трудовым коллективом образовательного учреждения должны воспитывать у работающих сознательную дисциплину и привычку постоянно осуществлять самоконтроль соблюдения требований безопасности: они постоянно находятся на виду у обучаемых, которые сравнивают декларируемое и фактическое отношение своих педагогов к вопросам безопасности.

 

2 КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования  возможных угроз с учетом нормативных  требований.

В образовательном учреждении в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в образовательном учреждении или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.

По каждой рассматриваемой  ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются  ответные действия персонала образовательного учреждения, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала образовательного учреждения, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур. Разумеется, такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов или (как минимум) использования методического пособия по данной тематике.

Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности образовательного учреждения при разработке собственных структур, технологий и планов обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Тогда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму. Например, резервный блок питания сохранит ваши базы данных и сигнализацию при отключении электроэнергии. Недорогая автомашина «Волга» лучше защитит человека в ДТП, чем десятки более дорогих моделей. Несколько огнетушителей и охранно-пожарная сигнализация, дежурства родителей и педагогов уменьшат вероятность происшествий в здании образовательного учреждения.

Информация о работе Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении