Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы образовательного учреждения и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды образовательного учреждения от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса. Цель данной работы – рассмотреть организацию мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть управление безопасностью в образовательном учреждении.
Изучить комплексное планирование безопасности образовательного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5
2 КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 АВГУСТА 2005 Г.
№ 03-1572 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» 19

Файлы: 1 файл

Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (прил. 1) всем образовательным учреждениям предписывается разработать «Комплексный план безопасности образовательного учреждения на 2006–2010 годы», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. Одна из задач данного пособия – помочь сотрудникам образовательного учреждения в составлении таких планов.

Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений  обеспечения безопасности образовательного учреждения в единый долгосрочный документ – Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих образовательных учреждениях наконец начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя образовательного учреждения по безопасности).

Рекомендуемые разделы и  мероприятия комплексного плана  безопасности образовательного учреждения:

1. Организационные мероприятия

    • Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
    • Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.
    • Проверка учебных и производственных помещений образовательного учреждения.
    • Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.
    • Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.
    • Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в образовательного учреждения.
    • Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.
    • Организация взаимодействия образовательного учреждения с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
    • Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 2006–2010 годы», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности образовательного учреждения.
    • Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.
    • Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

2. Обучение сотрудников  и обучающихся

    • Обучение учащихся (студентов), сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.
    • Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.
    • Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.
    • Проверка знаний в этой области.

3. Создание и укрепление  учебно-материальной базы безопасности

    • Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».
    • Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.
    • Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
    • Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализации.
    • Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.
    • Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.
    • Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.

4. Мероприятия по предупреждению  несчастных случаев

    • Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.
    • Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.
    • Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.
    • Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест – плакатами по безопасности.
    • Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.
    • Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.
    • Изготовление и применение знаков безопасности.

5. Мероприятия по предупреждению  заболеваний в образовательном учреждении.

    • Проведение медицинского освидетельствования поступающих в образовательное учреждение и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.
    • Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.
    • Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.
    • Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.
    • Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.
    • Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком.

6. Мероприятия по улучшению  условий труда и образовательного  процесса

    • Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).
    • Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.
    • Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.
    • Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.
    • Установление рационального режима труда и отдыха.
    • Санаторно-курортное лечение нуждающихся.
    • Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).

В соответствии с особенностями  каждого образовательного учреждения допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в образовательном учреждении должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.

Наличие множества рекомендуемых  разделов и пунктов плана вовсе  не означает, что план будет чрезмерно  громоздким. Если какой-либо пункт выполнен ранее, нет необходимости включать его в текст плана. Поэтому план может быть значительно менее объемным, чем приведенные выше рекомендации. Главное, чтобы планируемое мероприятие было реальным, отвечающим потребностям безопасности, имело конкретного исполнителя и дату исполнения. Не следует перечислять в плане обычные функции и задачи образовательного учреждения, решаемые ежедневно в рабочем порядке. Иначе план превратится в бюрократическую отписку.

Желательно, чтобы план был  обсужден в коллективе и вывешен  в уголке безопасности. Каждый исполнитель  будет видеть свою роль в общем  деле и чувствовать общественное внимание к своей работе. Этот простой способ позволяет вдохнуть жизнь в процесс планирования, повысить психологическую значимость этого процесса, усилить контроль исполнения.

Не забывайте подшивать  копии плана или его разделов в соответствующие папки, предусмотренные  номенклатурой дел по безопасности образовательного учреждения. Помимо поддержания необходимого порядка в делах это способствует благожелательному отношению проверяющих.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной декларируемой целью  всех многочисленных субъектов управления пожарной, криминальной, энергетической, транспортной, военной и иной безопасностью, охраной труда, санитарией, гражданской  обороной, финансами и т. д., является совершенствование организации  работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности  путем создания безопасных и безвредных условий труда, профилактического  обслуживания работающих на курируемых объектах, в том числе и обучающихся  в системе образовательного учреждения. Однако на деле обилие и разрозненность этих субъектов создают определенные сложности при попытках координации их деятельности, которая порой становится серьезным отвлекающим фактором для руководителей образовательного учреждения.

Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители образовательного учреждения, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы образовательного учреждения.

Одним из путей создания безопасных условий является участие  трудового коллектива в профессиональном отборе, проверке знаний и умений работников, проведении соответствующих конкурсов. Лица, допускаемые к работе, должны проходить конкурсный отбор и  проверку соответствия их физиологических, психологических и иных характеристик  выполняемой работе. Проверка состояния  здоровья работников обязательна как  при допуске к работе, так и  периодически в порядке, установленном  Министерством здравоохранения  и социального развития РФ, Министерством  образования и науки РФ. Однако некоторые скрытые проблемы могут  быть выявлены лишь коллегами в процессе работы. Это касается, например, фактов алкоголизма, моральной распущенности  и иных, недопустимых в образовательных учреждениях явлений.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / Авт. – сост. С. В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
  5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001.
  6. Охрана труда: организация и управление: Учеб. пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.
  7. Петрова М. С., Петров С. В., Вольхин С. Н Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
  8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004.
  9. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. – М.: МИОО, 2005.
  10.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 АВГУСТА 2005 Г. № 03-1572 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

 

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных  учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего  в себе основные мероприятия по противодействию  терроризму, меры по развитию общей  культуры обучающихся в области  безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных  опасных и чрезвычайных ситуациях  природного, техногенного и социального  характера.

Решению проблемы обеспечения  безопасности посвящен ряд Законов  Российской Федерации: «О безопасности»  от 5 марта 1992 г. № 2446; «О пожарной безопасности»  от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ; «О радиационной безопасности» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ; «О безопасности дорожного движения»  от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; «О гражданской  обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ с изменениями от 7 августа 2002 г. и  от 30 июня 2003 г.

На формирование сознательного  ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения способности сохранить  жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентированы  учебные курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность  жизнедеятельности».

Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 февраля 2005 г. № Пр-258 утвержден план мероприятий по информационно-пропагандистскому  сопровождению борьбы с терроризмом  и обеспечению общественной безопасности.

В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности во время общешкольных массовых мероприятий, в том числе и посвященных  началу нового учебного года, Департамент  государственной политики в образовании  Минобрнауки России рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации провести комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в образовательных учреждениях.

1. Провести совещания  с руководителями органов управления  образованием подведомственных  территорий по вопросам обеспечения  безопасности в образовательных  учреждениях. Особое внимание  уделить вопросам безопасности  при проведении массовых мероприятий.

2. Усилить внимание к  вопросам безопасности жизнедеятельности  при изучении учебных предметов  базисного учебного плана и  занятий во внеурочное время  (разбор практических ситуаций, обсуждение  правовых норм, проведение тренингов  и т. д.).

Информация о работе Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении