Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:23, контрольная работа
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека. При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
1. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск 3
2. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ 8
3. Задача 18
4. Список используемой литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
по теме: Основаны положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск.
Безопасность труда при транспортировке грузов и
погрузочно-разгрузочных работ.
Исполнитель: студент(ка)
Направление: Юриспруденция
Профиль: Гражданско-правовой
Группа: Юр-13КТ
Ф.И.О. Горшкова Ю.Ф.
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. "Риск" в настоящее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов производства. Это связано с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на производстве, формировать систему социальной политики на производстве (обеспечение компенсаций, льгот).
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека. При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании. При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Конечным результатом изучения степени риска может быть, например, такое утверждение: “Возможное число человеческих жертв в течение года в результате отказа равно N человек”.
Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Изучение риска проводится в три стадии:
Первая стадия: предварительный анализ опасности. Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет: выявление источников опасности (например, возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.); определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
Средствами к достижению понимания
опасностей в системе являются инженерный
анализ и детальное рассмотрение
окружающей среды, процесса работы и
самого оборудования. При этом очень
важно знание степени токсичности,
правил безопасности, взрывоопасных
условий, прохождения реакций, коррозионных
процессов, условий возгораемости
и т.д.
Вторая стадия: выявление
последовательности опасных ситуаций.
Вторая стадия начинается после того,
как определена конфигурация системы
и завершен предварительный анализ опасностей.
Дальнейшее исследование производят с
помощью двух основных аналитических
методов:
Третья стадия: анализ последствий.
При анализе последствий
В производственных условиях различают индивидуальный и коллективный риск. Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.
Коллективный риск - это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц. Достижение некоторого приемлемого индекса вреда риска является, по мнению специалистов в области безопасности труда, не только оценкой безопасности в какой-то одной отрасли промышленности, но и для оценки изменения этого уровня безопасности со временем и при различных условиях труда. Это также важно для количественного установления диапазона риска по всей промышленности в целом так, чтобы безопасность пределов воздействия различных производственных факторов могла быть должным образом оценена в части перспективы профессионального риска вообще, его изменения и сокращения. Ожидаемый (прогнозируемый) риск R - это произведение частоты реализации конкретной опасности f на произведение вероятностей нахождения человека в "зоне риска" (Пpi) при различном регламенте технологического процесса. Эту величину полезно использовать в практической работе предприятия.
где f - число несчастных случаев (смертельных исходов) от данной опасности чел-1 Ч год-1, (для отечественной практики f = Кч Ч 10-3, т.е. соответствует значению коэффициента частоты несчастного случая деленного на 1000); произведение вероятностей нахождения работника в "зоне риска" (р1 - вероятность нахождения работника в цехе в течение года (отношение числа рабочих дней в году к общему числу дней в году); р2 - вероятность работы человека на производстве в течение недели (отношение числа рабочих дней в недели к числу дней недели); р3 - вероятность выполнения работником технологического задания непосредственно на оборудовании (отношение времени выполнения задания к продолжительности рабочей смены) и т.п. - т.е. вероятности участия работника в производственной деятельности). Использование формулы для оценки вероятности производственного риска удобно тем, что основываясь на имеющихся на производстве данных о частоте несчастных случаев (подлежат обязательному хранению), можно прогнозировать величину возможного риска, так как регламент технологических процессов дает четкие сведения о времени взаимодействия человека с производственными опасностями в течение рабочего дня, недели, года, т.е. позволяет определить вероятность нахождения работника в "зоне риска". Такой прогноз очень полезен при формировании мероприятий по улучшению условий труда на производстве, так как использование формулы позволяет определять величины рисков воздействия различных негативных факторов для конкретного технологического процесса производства, проводить оценку значимости каждого фактора с позиции безопасности, что и является основой формирования мероприятий по улучшению условий труда.
ГРУЗОВ И ПОГРУЗОЧНО-
Как показывает анализ, около 70 % пострадавших травмируется при транспортировке грузов, в том числе 30 % — при их погрузке и выгрузке. Наибольшее число пострадавших теряет трудоспособность на 8...25 дней, каждый десятый из них нуждается в длительном лечении. Поэтому так необходимо знание мер безопасности при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах и выполнение мер по предупреждению травматизма и заболеваемости.
Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:
- перед началом работы
обеспечить охранную зону в
местах производства работ,
- проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
- следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;
- при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.
Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодо-рожным, автомобильным и водным транспортными средствами.
Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д.
Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д.
Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки с применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств, указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватные приспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления.
Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие. При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений – 0,7 м, от приборов отопления – 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения – 0,5 м, от пола – 0,15 м, между ящиками в штабеле 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05 – 1 м.
Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
При погрузочно-разгрузочных
работах и переноске тяжестей возможно
действие следующих опасных и вредных
производственных факторов: движущихся
машин и механизмов (транспортные средства,
погрузчики, транспортеры), подвижных
частей производственного оборудования,
перемещаемых грузов; повышенной запыленности
воздуха рабочей зоны (минеральные удобрения,
известковые материалы и др.); повышенной
или пониженной температуры воздуха рабочей
зоны; повышенной подвижности воздуха
(сквозняки); недостаточной освещенности
рабочей зоны; повышенного приложения
усилий при перемещении грузов вручную;
скользких поверхностей; токсических
и раздражающих свойств пестицидов, удобрений,
кислот, щелочей и т.п.; взрывов (баллоны
с водородом, ацетиленом, бутаном и другие
емкости со спиртом, лакокрасочными материалами
и т. п.); пожаров (бензин); колющих предметов
на поверхности грузов и тары; падающих
предметов (грузы, тара); агрессивных действий
животных.
Погрузочно-разгрузочные работы
следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного
оборудования и средств малой механизации.
Поднимать и перемещать грузы вручную
необходимо при соблюдении норм, установленных
законодательством.
К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших соответствующий медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности.
Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вручную, должны проводиться при соблюдении норм, ограничивающих подъем и переноску тяжестей в зависимости от пола и возраста работающих.