Основные этапы конституционного развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать основные этапы конституционной реформы и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать конституционную реформу в Российской Федерации в 1989 1993гг.;
2. Выявить необходимость смены Конституции;
3. Раскрыть содержание понятиям конституционной комиссии и конституционного совещания;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.
1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ
1.2 Необходимость смены конституции
Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ
2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции
2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 370.35 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Конституционное право России

Основные этапы конституционного развития РФ

 

 

 

                                        Студента 3 курса

зачной формы обучения групп ЮДС 12

Зарубайко ДмитрияАлександровича

 

 

 

 

Москва 2015

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.

1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ

1.2 Необходимость смены конституции

Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ

2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции

2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы состоит в том, что до сих пор не достигнуто полного соглашения по поводу конституционного развития Российской Федерации и её современных проблем.

Конституционное право - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм принимаемых непосредственно народом, органами местного самоуправления, а так же установленных государством, исполнение которых обеспечивает государство.

Изучение данной темы очень важно, так как процессы развития современной конституционной теории также тесно связываются с доминирующим влиянием на общественно-политическую жизнь глобальных факторов. Растущая динамика различных угроз, исходя как извне, так и существующих внутри государства, нацеливают на более детальное изучение различных сторон общественной жизни. Для современной России, переживающей переходный период, необходимость в критическом переосмыслении сущности, понятие места и роли Конституции в жизни общества особенна актуальна. Тема получила широкое изучение, как в учебной, так и в научной литературе.

Объектом рассмотрения в курсовой работе является конституционализм - как учение о конституции.

Предметом являются основные этапы конституционной реформы Российской Федерации и современные проблемы, вытекающие из данного конституционного развития.

Целью работы является проанализировать основные этапы конституционной реформы и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.

Задачами исследования являются:

1. Проанализировать конституционную реформу в Российской Федерации в 1989 1993гг.;

2. Выявить необходимость смены Конституции;

3. Раскрыть содержание понятиям конституционной комиссии и конституционного совещания;

4. Обобщить особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из:

1. Введение.

2. Первая глава «Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.», содержит в себе анализ содержания первоисточников, раскрывающих этапы конституционной реформы и её значение для нового конституционного строя, а также необходимость смены конституции.

3. Вторая глава «Исторические условия разработки и принятие новой Конституции РФ», на основе анализа первоисточников обобщаются и систематизируются особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации и её принятие 12 декабря 1993 года, также современные проблемы конституционного развития Российской Федерации.

4. Заключение

5. Список использованной литературы.

Источниковую базу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации; базовые учебные пособия по Конституционному праву Баглая М.В., Комкова Г.Н, Прудникова А.С., Габричидзе Б.Н. и других авторов.

Методы исследования: с помощью конкретно-исторического метода были решены задачи по раскрытию глав 1 и 2 «Конституционная реформа в Российской Федерации в 1989 - 1993гг.» и «Исторические условия разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации»; Сравнительно-правовой при работе со второй главой при раскрытии особенностей в подходах к принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г.; Формально-юридический при работе с первой главой в раскрытии необходимости смены Конституции Российской Федерации. А также использован логический прием - анализ, при работе со второй главой в раскрытии темы «Проблемы конституционного развития в Российской Федерации».

 

 

Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.

 

1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ

 

Конституционализм представляет собой учение о конституции. Существует различие между государством с конституцией и конституционализмом (или конституционным правительством). Для того, чтобы понять, что государство связано правилами в современных государствах с ограниченными правительствами, конституцию считают "высшим законом", что позволяет ограничить государство, чтобы защитить права человека и достичь общего блага. Форма и характер политической системы могут быть свободно установлены основными документами, которые описывают и определяют формы власти и ее ограничения. Конституционализм является как описательным, так и нормативным. Он указывает, что можно, что нужно, а чего нельзя делать.

Принципы конституционализма: власть должна осуществляться в соответствии с установленными стандартами; государства должны быть ограничены в своих целях и средствах; они могут использовать только легитимные цели; обычные законы должны сочетаться с "правлением закона", их должны оценить в соответствии с фундаментальными стандартами; суверенный народ в демократическом государстве, соглашаясь на конституционную систему, должен согласиться ограничивать не только свое правительство, но и себя; права человека могут быть защищены не только ограничениями, наложенными на полномочия государства, но также гарантиями особых прав, которые находятся за пределами контроля государства, или особыми полномочиями некоторым государственным институтам для защиты прав; существуют аспекты жизни, не относящиеся к политике или государству, они должны быть помещены за пределами их власти.

Реформаторы не отказались от идеи о строительстве в СССР настоящего, демократического начала, так сказать, "социализма с человеческим лицом. Все это, конечно, не сложились в одночасье. Поэтому как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают ту гамму воззрений, которая имела место на момент принятия соответствующих решений.

Переходя непосредственно к конституционным реформам, подчеркнем, что порой исследователи склоняются к тому, чтобы говорить только о происходившем в России. Методологически это абсолютно неверно. Нельзя писать о периоде 1989-91 гг., т.е. условиях существования СССР, таким образом, как будто РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах. Это невольно дает превратное представление о конституционных реформах в России, ведь в то время они были либо под влиянием союзных шагов, либо в пику им. Поэтому мы, останавливаясь в большей мере на российском материале.

Реформы 1988 - 1989. Первая союзная конституционная реформа приходится на 1 декабря 1988 г., она выразилась в принятии Закона об изменениях и дополнениях Конституции СССР и Закона о выборах народных депутатов СССР. Если говорить обобщенно, основные новые решения, они оказали прямое влияние и на первую российскую конституционную реформу - состояли в следующем.

1) В качестве высших органов государственной власти СССР вместо одного Верховного Совета СССР учреждалась "связка" двух органов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд являлся по Конституции высшим органом государственной власти и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Верховный Совет СССР определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом из числа народных депутатов СССР и ему подотчетный. Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов; 750 избиралось от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов (от каждых: союзной республики - 32, АССР - 11, автономной области - 5, автономного округа - 1); 750 - от общесоюзных общественных организаций (избирались их высшими руководящими органами). Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численному составу и по правам. Совет Национальностей избирался из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций по нормам: 11 - от каждой союзной республики, 4 - от АССР, 2 - от автономной области и 1 - от автономного округа. Получалось, таким образом, что в эту палату входил 271 депутат, столько же, следовательно, и в Совет Союза (т.е. всего 542). Кроме того, избирались Председатель Верховного Совета СССР и Первый заместитель Председателя. Итак, Верховный Совет СССР состоял из 544 депутатов (прежний Верховный Совет СССР имел 1500 депутатов).

2) Создание регулярно работающего Верховного Совета СССР позволяло реализовать посредством конституционной реформы еще одну существенную цель - произвести перераспределение в его пользу полномочий на высшем государственном уровне. Верховному Совету были переданы многие вопросы, которые до этого находились в ведении Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.

3) Были предприняты важные шаги по реформе избирательной системы. Впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. В Конституции специально было сказано, что число кандидатов в депутаты не ограничивается, в избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. Вводилось правило о несовместимости депутатского мандата и должности: лица, входившие в состав исполнительных органов (кроме их председателей), руководители отраслевых органов управления, судьи и государственные арбитры не могли избираться депутатами Совета, которым они назначались или избирались на должность. Закон прямо предусмотрел обеспечения тайны голосования заходом избирателей в кабины.

4) Еще одним важным моментом того времени стало провозглашение приверженности идеям и принципам правового государства, их определенное отражение в шагах первой союзной конституционной реформы.

Первая конституционная реформа РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. (приняты Законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР, о выборах народных депутатов РСФСР). В значительной степени российские новшества стали отражением аналогичных союзных. Как уже сказано, Россия оказалась единственной союзной республикой, которая учредила Съезд народных депутатов.

Важным новшеством российской конституционной реформы стало придание второму органу - Верховному Совету РСФСР - черт, характерных для парламента федеративного государства. Напомним, что все предшествующее время высший орган государственной власти РСФСР был однопалатным. И только при реформе 27 октября 1989 г. было предусмотрено, что Верховный Совет будет состоять из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Совет Национальностей формировался из депутатов, избранных от национально-территориальных округов, 63 депутата представляли автономные единицы (от каждой автономной республики - 3, от каждых автономной области и автономного округа - по 1), другие 63 - края, области, города Москву и Ленинград. Таким образом, в Совет Национальностей входило 126 депутатов. Следовательно, и в Совете Республики было 126 депутатов. Имелись также Председатель Верховного Совета, его первый заместитель и заместитель (по реформе 31 мая 1990 г. - 3 заместителя). Были и народные депутаты РСФСР, не входившие в состав палат, однако перешедшие в Верховный Совет на постоянную работу. Всего на постоянной основе выполняли функции около 460 депутатов.

Реформы 1989 - 1990гг. На весну 1990 г. назначаются выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов. На лето и осень 1989 г. пришлись конституционные реформы в республиках. Пожалуй, впервые они показали "строптивость" и не захотели повторить у себя ряд союзных норм по системе представительных органов и избирательному праву. Союзные депутаты проявили благоразумие и в свою очередь уточнили положения Конституции СССР. В частности, вместо прежнего императивного указания о съездах народных депутатов республик теперь их учреждение было оставлено на усмотрение самих республик.

На II Съезде (23 декабря 1989 г.) получила новую редакцию Конституции - о Комитете конституционного надзора СССР, - и был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Возможности ККН в отношении актов союзных республик вообще можно считать существенно ослабленными этой реформой. По прежней редакции предусматривалось, что ККН "осуществляет наблюдение" за соответствием Конституции и законам СССР конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений советов министров союзных республик, т.е. он как бы делал это по своей инициативе. Конституция расширила силу действия заключений ККН. Установлено, что "акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения".

Весьма знаменательной в данном плане является следующая союзная конституционная реформа - 14 марта 1990 г.. Она содержала три блока крупных решений. Во-первых, после бурных дебатов из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР исключались положения о руководящей и направляющей роли КПСС. Во-вторых, существенные изменения коснулись социально-экономической жизни страны и собственности, 9 октября 1989 г. был принят Закон СССР о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), отразивший принципиально новые аспекты отношений трудовых коллективов и администрации предприятий, включая право на забастовку как крайнюю меру разрешения трудового спора (конфликта), к которой прибегает коллектив (ст. 6, 7 и др.). 6 марта 1990 г. Верховным Советом СССР принимается Закон "О собственности в СССР, в котором на первое место ставится собственность граждан, на второе - коллективная собственность и лишь на третье - государственная собственность.

Все это означало, что пришло время совсем новых приоритетов. И это отразилось на конституционном уровне. В-третьих, учреждается пост Президента СССР. Он определен в ст. 127 как глава Советского государства. Президентом мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий - 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Предусматривались всеобщие выборы Президента, однако устанавливалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР. Президент СССР - гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР. Он принимает меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства. Президент обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР. По этой реформе Президент не назначал руководителей Правительства и других союзных органов, однако представлял их кандидатуры сначала Верховному Совету СССР для назначения, а затем для утверждения - Съезду народных депутатов СССР. Членов Правительства СССР он назначал и освобождал от должности по согласованию с Председателем Совета Министров с последующим представлением на утверждение Верховного Совета. Президент обладал правом законодательной инициативы; он имел право "вето", которое могло быть преодолено Верховным Советом СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат. При разногласиях между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР Президент мог подключиться к поиску приемлемого решения; если же согласие не достигается и создается угроза нормальной деятельности высших органов СССР, он мог предложить Съезду избрать Верховный Совет в новом составе.

Информация о работе Основные этапы конституционного развития РФ