Основные этапы конституционного развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать основные этапы конституционной реформы и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать конституционную реформу в Российской Федерации в 1989 1993гг.;
2. Выявить необходимость смены Конституции;
3. Раскрыть содержание понятиям конституционной комиссии и конституционного совещания;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.
1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ
1.2 Необходимость смены конституции
Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ
2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции
2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 370.35 Кб (Скачать файл)

На Президента возлагались функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР; он координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны. Президент мог объявлять общую и частичную мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.

3 апреля 1990 г. принимается Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Он предусматривает необходимость референдума республики по вопросу о выходе и установление Съездом народных депутатов СССР переходного периода, не более 5 лет, для разрешения всех вопросов, связанных с выходом. 10 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик". Акт имеет конституционное значение. 26 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". В акте союзные республики определяются как суверенные государства, добровольно объединившиеся в СССР. В Законе от 26 апреля подчеркивалась обязательность исполнения актов СССР на всей территории СССР. Первое изменение Конституции РСФСР принято им 31 мая 1990 г.

16 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР принимается Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР", который имеет кардинальное значение. Нельзя в связи с этим не отметить примечательное положение еще одного документа, принятого I Съездом, - постановления от 20 июня 1990 г. "О механизме народовластия в РСФСР". Говоря о том, что государственная власть в РСФСР осуществляется народом непосредственно или через представительные органы власти в центре и на местах, постановление далее (п. 2) гласит: "В РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно-политических организациях".

Очередная российская конституционная реформа имела место 15 декабря 1990 г. - Съезд народных депутатов принимает Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР". Реформа была весьма радикальной как по характеру решений, так и их направленности - российские законодатели делают первые шаги по исключению из конституционной материи понятийного аппарата и лексикона социалистической ориентации. Рассмотрим основные положения этой реформы: 1) Резко сокращена преамбула Конституции. 2) Изменена характеристика РСФСР и власти в РСФСР. 3) Претерпели существенные изменения нормы конституции, посвященные экономической системе и собственности. 4) Не только в статьях о социально-экономической системе, но также и в ряде статей об основных правах и свободах граждан сняты так называемые идеологизмы. 5) В Конституцию включен ряд важных новелл в области национально-государственного устройства.

Таким образом, в Конституции при реформе 15 декабря 1990 г. как раз и было отражено российское видение соотношения актов Союза ССР и РСФСР.

Другим шагом данной реформы в сфере государственного устройства РСФСР укрепляет свою самостоятельность в делах государственного управления и наносит весьма ощутимый удар по системе управления, являвшейся характерной для Союза ССР как федеративного государства.

Через две недели, 26 декабря 1990 г., грядет очередная реформа Конституции СССР. IV Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". Ее основной мотив - усиление власти Президента СССР. Что касается Кабинета министров СССР, его позиции можно считать существенно ослабленными. Многие полномочия он должен был осуществлять "совместно с республиками" - проводить единую финансовую, кредитную и денежную политику, управлять единой топливно-энергетической и транспортной системами страны, осуществлять общесоюзные социальные программы, меры по охране общественного порядка, собственности и др.

Реформы 1991г. Очередная конституционная реформа в РСФСР приходится на май 1991 г., она касается президентства и еще ряда вопросов государственного строительства. 17 марта 1991 г. состоялись референдумы СССР и РСФСР. На первом подавляющее большинство голосов отдано за сохранение Союза ССР. На российском референдуме, который проводился в соответствии с Законом от 16 декабря 1990 г. "О референдуме РСФСР", вопрос был поставлен в следующей формулировке: "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?". В голосовании приняло участие 75,42% зарегистрированных избирателей, из них сказали "да" 69,85%. С учетом итогов референдума 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон о Президенте РСФСР. А 24 мая 1991 г. III Съезд народных депутатов РСФСР принимает Законы « Об основных изменениях Конституции РСФСР и "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР в связи с реформой местного самоуправления". Основные позиции данной конституционной реформы состоят в следующем.

1) Конституция дополняется главой 13-1 "Президент РСФСР". Президент является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Возраст - не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок полномочий - 5 лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.

2) Был учрежден на конституционном уровне пост вице-президента РСФСР, призванного осуществлять по поручению Президента отдельные его полномочия и замещать Президента в случае его отсутствия.

3) Конституция определила Совет Министров - Правительство РСФСР - как орган исполнительной власти, подотчетный Президенту РСФСР.

4)Ряд важных решений принимается в области национально-государственного устройства. Ранее уже говорилось о том, что автономные республики добились признания их субъектами Союза ССР. Поэтому сохранение их в составе РСФСР и далее в качестве "автономных республик" могло повлечь лишние осложнения внутренних отношений в России. Поэтому производятся "терминологические изменения в тексте Конституции РСФСР": слова "автономная республика" заменяются на слова "республика в составе РСФСР".

5) Постепенно в СССР в интересах повышения роли населения и местных выборных органов в управлении территориями и местной жизнью популярность приобретает идея местного самоуправления. 9 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства".

Еще одно важное решение коснулось исполнительных органов на местах. До этого они именовались исполнительными комитетами и являлись органами соответствующих местных Советов.Конституции - об исполкомах - получает название "Местная администрация". Теперь местная администрация не является органом Совета, хотя и подотчетна ему.

6) Конституция подчеркивает единство судебных органов РСФСР. http://constitution.garant.ru/DOC_1676651.htm - sub_para_N_1921Глава 21 "Суд и арбитраж" получает название "Судебная система РСФСР". Первым в числе органов, составляющих судебную систему, назван Конституционный Суд РСФСР. Кроме Верховного Суда РСФСР в этой же статье дается характеристика Высшего Арбитражного Суда РСФСР, который является высшим экономическим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РСФСР.

7) Конституция предусматривает, что должен быть специальный закон, определяющий статус столицы РСФСР, структуру и компетенцию органов власти и управления г. Москвы.

12 июня 1991 г. избирается Президент РСФСР, 10 июля 1991 г. он вступает в должность. М.С.Горбачев и другие руководители СССР пытаются не только сохранить, но и укрепить СССР, несмотря на откровенно сепаратистские шаги ряда республик. Идет интенсивная работа над Союзным договором. Но с каждым последующим его вариантом Союз выглядит все слабее и слабее, и скорее как конфедеративное, т.е. международно-правовое, нежели федеративное, т.е. государственно-правовое, объединение.

Президентом издаются Указы "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР" от 23 августа 1991 г., "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" от 25 августа 1991 г., "О деятельности КПСС и КП РСФСР" от 6 ноября 1991 г.

Что касается личности, отметим два важных документа. 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается "Декларация прав и свобод человека и гражданина. Другой акт - Закон о гражданстве, практически регулирующий все вопросы так, как это должно быть в независимом государстве. Официальная дата его принятия - 28 ноября 1991 г., фактически он дорабатывался с учетом факта ликвидации СССР в декабре 1991 г. и опубликован лишь в феврале 1992 г.

При этой реформе на смену красному цвету Государственного флага РСФСР пришел нынешний трехцветный - бело-лазорево-алый. А в было записано, что Государственный гимн РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР. Для политического, да и конституционно-правового развития, пожалуй, большее значение имело принятое в тот же день V Съездом постановление "О правовом обеспечении экономической реформы". Президент попросил у Съезда особых полномочий на период проведения экономической реформы с целью стабилизации и улучшения положения в стране. И он получил эти возможности. Постановление давало право Президенту РСФСР регулировать своими указами практически все вопросы хозяйственной деятельности (валютно-финансовой, налогообложения, собственности и т.д.).

Реформа 1992г. В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, СССР ликвидируется. Создается Содружество Независимых Государств (СНГ). С этого времени РСФСР уже официально самостоятельное суверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник СССР. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики, оборона и безопасность, внешние дела и др.

Законом от 25 декабря 1991 г. Верховный Совет объявляет новое наименование РСФСР: Российская Федерация - Россия.

31 марта 1992 г. подписываются три Федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответственно республик в составе РФ, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. В апреле 1992 г. Одновременно 21 апреля 1992 г. в действующую Конституцию РФ вносятся крупные изменения, связанные с фактом распада СССР и существования РФ как самостоятельного государства, с новым типом федерации в России. Остановимся на них подробнее. 1) Конституция отражает новое наименование государства, ряд новшеств в характеристике конституционного строя и власти. 2) Раздел 2 "Государство и личность" сохранил лишь свое название, содержание же его было полностью заменено. 3) Ряд изменений относился к государственному устройству РФ. Из Конституции исключены нормы, касавшиеся нахождения РФ в составе СССР. В Конституции отражается субъектный состав РФ на момент внесения изменений, в том числе и новые названия ряда субъектов.

При этой реформе права субъектов были существенно расширены. В частности, предусматривалось, что они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. В сфере совместного ведения на уровне РФ предусматривалось издание Основ законодательства, законов и кодексов, но далее в соответствии с ними субъекты могли осуществлять собственное правовое регулирование; федеральные законопроекты по вопросам совместного ведения подлежали направлению субъектам РФ. Территорию субъекта нельзя было изменить без его согласия, причем для этих целей надо было выявлять волю населения путем проведения местного референдума. Вместе с тем права различных субъектов по отношению друг к другу были не совсем равными, республики имели ряд преимуществ - например, право иметь конституцию, принимать законы (другие субъекты получили право осуществлять регулирование ряда общественных отношений, но не могли именовать акты законами) и др. Российскую Федерацию из-за неравенства статуса субъектов ученые называли в то время "асимметричной федерацией".

4) Ряд конституционных новелл коснулся органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Причем регулирование достаточно противоречиво и отражает борьбу взглядов на тот момент относительно позиций различных органов.

5) Крупные изменения при реформе 21 апреля 1992 г. коснулись Конституционного Суда РФ. Они направлены на возвышение его роли в государстве. КС РФ - высший орган судебной власти по защите конституционного строя.

6) Нельзя не обратить внимания еще на одно новшество при реформе 21 апреля 1992 г. - оно касается действия Конституции РФ. Было также предусмотрено "временное приостановление действия отдельных статей Конституции ".

1992 г. был первым годом экономических реформ в стране, особенно выразившихся в либерализации цен. Отпущенные "на свободу", они взметнулись вверх, быстро обозначив довольно нищенское состояние большей части населения, у которой была низкой заработная плата и к тому же пропали все сбережения в Сбербанке.

Ранее Верховный Совет имел право отменять указы Президента на основании заключения Конституционного Суда РФ. Теперь данное положение было расширено - "указы и распоряжения". Но было также добавлено, что Верховный Совет вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случае соответствующего обращения Верховного Совета в КС РФ.

Последней новеллой в реформировании норм Конституции стал Закон от 10 декабря 1992 г. "О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России". Принятым Верховным Советом РФ Законом от 4 июля 1992 г. была образована Ингушская Республика в составе РФ. Законом от 10 декабря Съезд преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и Чеченскую Республики и отразил их наименования в Конституции РФ.

Информация о работе Основные этапы конституционного развития РФ