Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.

Файлы: 1 файл

контрольная по бж.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

«Повестка дня на XXI век» - это программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная Конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Эта программа охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровне. Для устойчивого развития, отмечается в «Повестке дня на XXI век», необходимо учитывать экономические, социальные, культурные, политические и экологические факторы, а также проблемы здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Деятельность, которая обеспечит переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

В указанном документе рассматриваются  все сферы развития, особенно охрана окружающей среды. Однако большое внимание уделяется также международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим  вопросам. Подчеркиваются ключевые аспекты  социального развития, в том числе  равноправие, усиление роли общественности, проблемы образования.

В «Повестке дня на XXI век» здоровье человека рассматривается как основа его устойчивого развития. Здоровье понимается как результат действия на человека всех факторов, с которыми он сталкивается в течение жизни. Необходимое условие перехода к устойчивому развитию - должное внимание ко всем факторам, которые в совокупности определяют здоровье людей. Многие принципы «Повестки дня на XXI век» и стратегии ВОЗ «Здоровье для всех» совпадают, а предполагаемые мероприятия дополняют друг друга.

Слово «здоровье» в тексте «Повестки  дня на XXI век» упоминается более 200 раз, в том числе в таких  аспектах, как профессиональные заболевания  и безопасность труда, первичная  медицинская помощь, здоровье матери и ребенка, бедность и здоровье, оценка влияния промышленной продукции  на здоровье, жилищные условия и  здоровье, экологическая инфраструктура, транспорт и здоровье, ядовитые отходы, радиоактивные отходы, влияние атмосферных  изменений на здоровье, исчезновение лесов и ультрафиолетовое излучение, связь здоровья с состоянием воды и санитарными условиями, влияние  на здоровье структурных перестроек экономики, твердые отходы, учет здоровья в расчетах стоимости и отдачи, образование и информация, необходимость  привлечения общественности к обсуждению и планированию устойчивого развития, необходимость межведомственного  сотрудничества в вопросах здоровья.

Значительная часть материалов «Повестки дня на XXI век» посвящена городской среде обитания. В документе определяется роль городов в разработке практических подходов к устойчивому развитию. На местном уровне деятельность по устойчивому развитию разворачивается в рамках инициативы «Местная повестка дня на XXI век». Как «Повестка дня на XXI век», так и «Местная повестка дня на XXI век» отмечает, что местные власти играют ключевую роль в образовании, мобилизации сил и ресурсов и взаимодействии с общественностью в рамках перехода к устойчивому развитию. В значительной степени «Местная повестка дня на XXI век» - это процесс развития сотрудничества между городской администрацией и другими организациями и общественностью города.

«Повестка дня на XXI век» содержит много конкретных рекомендаций, касающихся здоровья населения. Основные рекомендации включают разработки городских планов здоровья и усиления сотрудничества между городами в этой области деятельности.

Все учреждения системы ООН призваны сыграть ключевую роль в осуществлении  «Повестки дня на XXI век» в рамках своих сфер компетенции. Для достижения четкой координации и во избежание  дублирования деятельности при осуществлении  «Повестки дня на XXI век» необходимо обеспечить эффективное разделение труда между различными подразделениями  системы ООН на основе сфер их компетенции  и сравнительных преимуществ. Государства-члены, действуя через соответствующие  руководящие органы, могут обеспечить надлежащее выполнение этих задач. Для  облегчения оценки деятельности учреждений и распространения информации о  проводимых ими мероприятиях следует предложить всем органам системы ООН регулярно готовить и публиковать доклады о своей деятельности, связанной с осуществлением «Повестки дня на XXI век». Кроме того, им будет предложено постоянно проводить всесторонний анализ своей политики, программ, бюджетов и мероприятий.

Важное значение для осуществления  «Повестки дня на XXI век» имеет постоянное активное и эффективное участие в этих мероприятиях неправительственных организаций, научных кругов и частного сектора, а также местных групп и общин.

Россия разработала основные положения  государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития (одобрены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236).

Основные направления  деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития заключаются в следующем:

• экологически обоснованное размещение производительных сил;

• экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

• неистощительное использование  возобновляемых природных ресурсов;

• рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

• расширенное использование вторичных  ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

• совершенствование управления в  области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В области охраны среды  обитания человека предусматриваются  следующие основные направления  деятельности:

• создание для людей здоровой среды обитания в городских и  сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

• улучшение качества продуктов  питания;

• обеспечение, населения качественной питьевой водой;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

• обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

•экологическое воспитание и образование  населения.

Данные положения отражены в  Указе Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

В сентябре 2002 г. в Йоханессбурге (ЮАР) прошел Всемирный саммит по устойчивому  развитию. На форуме были рассмотрены  итоги выполнения «Повестки дня XXI века», принятой Конференцией ООН  по окружающей среде и развитию в  Рио-де-Жанейро в 1992 г., выявлены новые  глобальные вызовы и определены приоритеты дальнейшего продвижения к устойчивому  развитию.

 

2. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ И СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международные конвенции и соглашения по экологическим и жизнеобеспечивающим  проблемам принимаются с XIX в. Приведем основные экологические конвенции  и соглашения, подписанные Россией.

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением(Базель, Швейцария, 1989). Участники - 71 государство (Российская Федерация - с 1990 г.) и ЕЭС.

Основные положения: запрет на вывоз  и ввоз опасных отходов, координация  действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных  учреждений и др., создание национальных компетентных органов, внедрение системы  письменных уведомлений на право  трансграничного переноса опасных  и других отходов.

2. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участники - 120 государств (Российская Федерация - с 1988 г.) и ЕЭС.

Основные положения: сотрудничество в области исследования веществ  и процессов, которые влияют на изменения  в озоновом слое; создание альтернативных веществ и технологий; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в области разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая  приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое; обмен научной, технической, социально-экономической, коммерческой и юридической информацией; сотрудничество в области разработки и передачи технологий и научных знаний.

3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, Франция, 1972). Участники - 124 государства (Российская Федерация - с 1988 г.).

Основные положения: ответственность  за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного  и природного наследия; включение  охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по правовой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддержка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение оборудованием; предоставление займов и субсидий.

4. Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, Ямайка, 1982). Участники - 157 государств и ЕЭС.

Основные положения: определение  границ территориальной морской  и смежной зон; использование  проливов для международного судоходства; определение границ исключительной экономической зоны; освоение континентального шельфа; предотвращение, снижение и  контроль за загрязнением морской среды; проведение научных исследований.

5. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участники - 33 государства (Российская Федерация - с 1983 г.) и ЕЭС.

Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных  исследований и мониторинга, политики и стратегических решений; сотрудничество в проведении научных исследований.

6. Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, Финляндия, 1991). Участники - 27 государств и ЕЭС.

Основные положения: принятие стратегических, юридических и административных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о  негативных воздействиях; проведение исследований по улучшению методов  оценки воздействия на окружающую среду.

7. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участники - 44 государства (Российская Федерация - с 1948 г.).

Основные положения: создание международной  Комиссии по китовому промыслу; проведение научных исследований, сбор и анализ статистических данных, оценка и распределение  информации о китовом промысле и  запасах; принятие правил, регулирующих охрану и использование запасов.

8. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, США, 1992). Участники - 59 государств (Российская Федерация - с 1994 г.).

Основные положения: защита системы  формирования климат та, составление  национальных списков по выбросам и  мерам по их устранению; разработка и реализация программ по контролю за изменением климата; сотрудничество в области создания и развития сетей и программ научных исследований по изменению климата; принятие финансового механизма реализации Конвенции.

9. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971). Участники -61 государство (Российская Федерация - с 1977 г.).

Основные положения: выявление  национальных участков для включения  в список водно-болотных угодий международного значения; определение международной  ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих; создание охраняемых водно-болотных угодий, обмен  информацией, обучение персонала по управлению водно-болотными угодьями; сбор и распространение информации.

10. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны

и флоры, находящимися под  угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участники - 119 государств.

Основные положения: осуществление  лицензирования торговых операций; проведение исследований состояния популяций  охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранительных органов, таможенных служб, неправительственных организаций  и частных лиц; контроль за выполнением  Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.

11. Соглашение об охране белых медведей (Осло, Норвегия, 1973).

Участники - 5 государств (Российская Федерация - с 1976 г.).

Основные положения: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных  и охранных целей; препятствие нарушению  управления другими живыми ресурсами; сохранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен  информацией по управлению ресурсами  и охране вида.

12. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер(Хельсинки, Финляндия, 1992). Участники - 24 государства.

Информация о работе Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности