Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.
Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

1.1 Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности -  одна из глобальных проблем существования человеческого общества.  Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности,  общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются:  законность,  соблюдение баланса жизненно важных интересов личности,  общества и государства,  их взаимная ответственность.

Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной  власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения,  граждане,  принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Безопасность личности,  общества и государства на территории муниципального образования обеспечивают и охраняют территориальные органы Федеральной службы безопасности  (ФСБ),  Министерства внутренних дел  (МВД), Министерства по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (МЧС),  внутренние войска,  федеральные службы по надзору в отдельных сферах деятельности  (промышленность,  энергетика,  транспорт, медицина,  экология и др.).  Указанные органы действуют на основе соответствующих

Федеральных законов ("О  милиции", "Об органах Федеральной  службы безопасности", "Об обороне", "О гражданской обороне", "О  промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды" и др.). Органы местного самоуправления как один из уровней публичной власти оказывают содействие перечисленным органам государственной власти в решении стоящих перед ними задач.

За последние годы в  России, как и во всем мире, усилилась  угроза терроризма, что потребовало принятия соответствующих дополнительных мер безопасности со стороны государства и общества. Под терроризмом понимается насилие или угроза его применения в отношении физических лиц,  уничтожение  (повреждение)  или угроза уничтожения (повреждения)  имущества либо других материальных объектов,  незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы,  а также иные действия,  создающие угрозу гибели людей,  причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.  Террористические акты совершаются в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами,  органами государственной власти и местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических и имущественных требований и интересов террористов.

В целях противодействия  терроризму в России принят Федеральный  закон "О борьбе с терроризмом".  Согласно данному Закону,  органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом.  Для координации этой работы создаются межведомственные антитеррористические комиссии на региональном и муниципальном уровнях.  Участвующие в них должностные лица органов местного самоуправления разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности защиты населения от терроризма,  осуществляют контроль выполнения предприятиями,  учреждениями и организациями мер противодействия террористическим угрозам.

1.2 Система общественной безопасности как объект управления

Наряду с оказанием  содействия органам государственной  власти в решении глобальных проблем безопасности, органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как составной части общей системы безопасности.  Федеральным законом 2003  года  (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения в сфере безопасности отнесены:

-  организация охраны  общественного порядка силами  муниципальной милиции (муниципальные районы и городские округа);

-  организация скорой  медицинской помощи,  за исключением  санитарно- авиационной (муниципальные  районы и городские округа);

-  обеспечение первичных  мер пожарной безопасности  (поселения  и городские округа);

-  организация и осуществление  мероприятий по гражданской обороне,  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание, содержание и  организация деятельности аварийно-спасательных  служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа);

-  организация и осуществление  мероприятий по мобилизационной  подготовке муниципальных предприятий и учреждений;

-  осуществление мероприятий  по обеспечению безопасности  людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

-  организация мероприятий  по охране окружающей среды,  организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов,  экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа).

В систему общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности, представленные на рис. 1.

Особенность услуг общественной безопасности состоит в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего,  когда потребность в обращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одно муниципальное образование.  При этом чем крупнее населенный пункт,  тем больше значение приобретают вопросы обеспечения общественной безопасности. Ниже рассматривается роль органов местного самоуправления в решении отдельных проблем общественной безопасности. 

1.3Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании

В соответствии со статьей 132 Конституции  РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного порядка.  Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов полиции, которая находится в системе МВД.  Полиция- составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство  деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. В состав полиции входят также:

- ДОБДД (ГАИ, ГИБДД);

- СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования);

- ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения);

-Участковый уполномоченный полиции;

- Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

В Казани и Москве существует также экологическая полиция. 

Указанные руководители несут ответственность  за выполнение возложенных на полицию  обязанностей.

Задачи по обеспечению безопасности граждан и защите их от преступных посягательств, в основном, остаются прежними. Изменяются приоритеты и методы достижения поставленных целей. В законе "О полиции" среди перечня задач на первое место вынесено положение о "защите личности, общества, государства…".

Приоритетные направления озвучил  Президент РФ Дмитрий Медведев. В  первую очередь - это противодействие  терроризму. Закон расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового скопления людей, остаётся только максимально эффективно их использовать.

Во-вторых, необходимо жёстко пресекать  экстремистские выступления, попытки  разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды.

Третья задача, из числа приоритетных, - это борьба с организованной преступностью  и любыми видами коррупции.

Руководство полицией в муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов  (управлений) внутренних дел,  назначаемые и освобождаемые от должности органами внутренних дел субъектов РФ.  Начальники милиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются и освобождаются от должности по согласованию с главами местных администраций и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований.

Как уже отмечалось,  Федеральный  закон 2003  года возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственность за организацию охраны общественного порядка на соответствующих территориях силами

муниципальной полиции. В ряде городов уже проводился эксперимент по созданию органов муниципальной полиции,  не входящих в систему МВД. При этом возникли такие проблемы,  как взаимодействие органов муниципальной и федеральной полиции,  форма для муниципальной полиции,  порядок присвоения воинских званий,  пенсионное обеспечение и т.п.  Поскольку приемлемые решения не были найдены,  эксперимент фактически провалился.  Для преодоления возникших проблем необходимо принятие специального федерального закона, в котором должны быть определены права и обязанности служащих муниципальной полиции, условия и порядок контроля со стороны государства за работой данных органов. В уставах муниципальных районов и городских округов может быть предусмотрена выборность руководителя органа муниципальной полиции.  Для оказания помощи в охране общественного порядка,  согласно Закону РФ  "Об общественных объединениях",  могут привлекаться местные общественные объединения,  например добровольные народные дружины, а также граждане.

Важным компонентом общественного  порядка является порядок движения на улицах и дорогах,  который обеспечивает ДОБДД,  входящая в состав соответствующего органа МВД.  Органы местного самоуправления совместно с органами ДОБДД участвуют в организации дорожного движения на территориях населенных пунктов.  Они обеспечивают обустройство тротуаров,  установку уличных указателей,  переходов, ограждений,  остановочных пунктов городского транспорта,  уличного освещения.  Для

крупных городов обеспечение  безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей.  В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на территории города,  строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т.д.

1.4 Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании

Федеральный закон 2003  года возлагает на органы местного самоуправления поселений и городских округов функцию обеспечения первичных мер пожарной безопасности на соответствующих территориях.  Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону  "О пожарной безопасности",  под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров,  спасению людей и имущества. Первичные меры являются частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Пожарная охрана,  обеспечивающая пожаротушение,  подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная  служба, которая входит в систему  МЧС; 

- муниципальная пожарная  охрана;

- ведомственная пожарная  охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная  охрана.

В Государственную противопожарную  службу входят:

  - федеральная противопожарная служба;

  - противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная  служба включает в себя:

  - структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

  - подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

  -  органы государственного пожарного надзора;

  - пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

Информация о работе Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности