Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:30, реферат
Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.
Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
- подразделения федеральной
противопожарной службы, созданные в целях
организации профилактики и тушения пожаров
в закрытых административно-
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Важная роль в системе государственной
противопожарной службы принадлежит органам государственного пожарного надзора. Они осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами власти всех уровней, организациями, должностными лицами и гражданами. Они имеют право проводить соответствующие обследования и проверки, вносить предложения о выполнении мер пожарной безопасности, давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и должностных лиц. Органы государственного пожарного надзора уполномочены рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт зданий, сооружений и других объектов. Организация взаимодействия с органами государственного пожарного надзора - одна из важных задач органов местного самоуправления.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Частная пожарная охрана может создаваться в населенных пунктах и организациях в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области обеспечения пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная пожарная охрана является формой участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в ней является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственного пожарного надзора должны разрабатывать конкретные меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий, привлекать население к ее обеспечению, проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, содействовать созданию и деятельности частных пожарных служб и добровольных пожарных дружин.
1.5 Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение государственной политики в области гражданской обороны возложено на
уполномоченные органы, входящие в систему МЧС.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (с учетом изменений и дополнений) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
- проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
-
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
-
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Финансирование перечисленных мероприятий осуществляется из средств
соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и
мобилизации в РФ" (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления165
осуществляют ряд
обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, оказывают содействие
военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении
мобилизации, включая:
- организацию в установленном
порядке своевременного
граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на
сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений,
коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в
соответствии с планами мобилизации;
- организацию и обеспечение
воинского учета и
мобилизации и на военное время граждан, находящихся в запасе и работающих в органах
местного самоуправления
и в муниципальных
отчетности по бронированию.
Финансирование
федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"
(с изменениями и дополнениями)
состав комиссий по постановке граждан на воинский учет. Глава местной администрации
занимает должность
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера
органы местного самоуправления поселений и городских округов создают собственные
аварийно-спасательные службы и (или) формирования. Типичными их функциями
является устранение аварий бытового характера, аварий в системах жизнеобеспечения
населенных пунктов, обеспечение безопасности на водных объектах и др.
Другие сферы и комплексный подход
к муниципальному управлению общественной безопасностью
Контроль состояния природной среды осуществляют территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, находящейся в
ведении Минприроды. Лишь некоторые экологически неблагополучные города имеют
муниципальные экологические органы. Более подробно вопросы экологической
безопасности рассматриваются в разделе 4.8.
Контроль санитарно-
территориальные органы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека. Они работают во взаимодействии с
муниципальными органами, регулирующими деятельность предприятий торговли и
общественного питания.
В ведении органов местного самоуправления поселений находится первичная
(скорая) медицинская помощь.
Как видно из вышеизложенного, на органы местного самоуправления в сфере
общественной безопасности возложен широкий круг собственных и государственных
полномочий, реализация которых
требует постоянного и
различными государственными структурами. Для реализации этих задач при местной
администрации создается орган (в небольших муниципальных образованиях - специалист)
по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На этот орган
(специалиста) возлагаются
функции по реализации на
образования единой государственной политики и по руководству деятельностью
дислоцированных на территории муниципального образования органов, уполномоченных
решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, пожарной безопасности и поисково-спасательных служб. Начальник
муниципального органа ГОЧС назначается главой муниципального образования по166
согласованию с руководителем соответствующего органа субъекта РФ и должен иметь
профессиональную подготовку по гражданской обороне, защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
В то же время необходимо
отметить, что ведомственная
служб общественной безопасности (милиция, ГОЧС, скорая медицинская помощь)
осложняет координацию их деятельности. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями в сфере общественной безопасности
требует строгого соблюдения установленного порядка их передачи, нормативно-
правового обеспечения и финансирования. Территориальные отделения соответствующих
федеральных органов не должны проводить на территориях муниципальных образований
мероприятия, опасные для жителей, осложняющие движение на улицах и дорогах или
оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, без согласования с
органами местного самоуправления. В подобных ситуациях глава муниципального
образования фактически не может нести полную ответственность за общественную
безопасность на территории.
В большинстве зарубежных
стран функционируют
организационно обособленная от государственной криминальной полиции, и
муниципальная пожарная служба. В некоторых странах имеется единая служба типа 911,
включающая в себя муниципальную полицию, пожарную охрану и скорую медицинскую
помощь. Создание аналогичных муниципальных служб в России является одной из
актуальных задач обеспечения общественной безопасности.
Вопросы для самоконтроля
Рисунок №1 "Система общественной безопасности"
1 Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Информация о работе Основные проблемы и правовые основы обеспечения безопасности