Содержание:
Введение……………………………………………………………………………
- Понятие и классификация экстремальных
ситуаций……………………..
- Рекомендации к действиям человека в экстремальной ситуации………
- Особенности и стили поведения
в экстремальных ситуациях…………...
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………...
Введение
Проблема состояния, поведения
и деятельности людей в экстремальных
ситуациях в последние годы вызывает серьезную
озабоченность ученых и практиков всего
мира. Вероятно, следует признать, что,
несмотря на значительный объем достаточно
обоснованных данных о воздействии различных
экстремальных факторов и особенностях
организации спасательных и антитеррористических
операций, ряд аспектов проблемы, в частности,
динамика состояния и поведения пострадавших
и заложников до настоящего времени принадлежат
к наименее исследованным. Вместе с тем
именно специфика реакций пострадавших,
а также их динамика во времени во многом
определяют стратегию и тактику антитеррористических
операций, спасательных, медицинских и
медико-психологических мероприятий как
непосредственно в период чрезвычайной
ситуации, так и в последующем. На современном
этапе развития человечества существует
достаточно большое количество профессий,
в которых также необходимо уметь контролировать
свое поведение в экстремальных ситуациях.
Таким образом, тема поведения человека
в экстремальных ситуациях является актуальной
для изучения.
Цель работы: рассмотреть понятие
и классификации экстремальных ситуаций,
раскрыть особенности поведения человека
в экстремальных ситуациях.
Понятие и классификация экстремальных
ситуаций.
Ситуации, выходящие за рамки
обычных, для которых характерно интенсивное
воздействие неблагоприятных факторов
окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной
угрозы жизни и здоровью человека, принято
называть экстремальными. Человек оказывается
в экстремальных условиях по различным
причинам. Часто это случается по собственной
вине — либо как результат отсутствия
знаний и опыта безопасного поведения
в природной и социальной среде, либо по
причине пренебрежения нормами и правилами
безопасности, легкомыслия. Столкнувшись
с непредвиденными обстоятельствами,
очутившись в сложной непривычной обстановке,
люди порой оказываются совершенно беспомощными,
не способными решать простейшие, но жизненно
необходимые вопросы.
В экстремальной ситуации у
человека возникает особое состояние
эмоциональной напряжённости, именуемое
стрессом. Такая напряжённость изменяет
обычные психические процессы человека,
ослабляет восприятие, ощущения, внимание,
притупляет воображение, представление,
память, затормаживает мышление и речь.
В общем виде зависимость между
силой стресса и работоспособностью может
быть представлена следующим образом.
По мере возрастания эмоциональной напряжённости
вначале работоспособность и возможности
человека повышаются по сравнению со спокойным
состоянием, доходят до максимальной величины,
а затем начинают падать. При этом в первую
очередь затрудняются восприятие и мышление,
причём тем больше, чем сложнее ситуация.
С увеличением напряжения появляются
ошибки в выполнении отдельных операций
или их пропуски, стремление перейти к
более простым действиям. Иногда при этом
оживают старые, но уже непригодные в данной
ситуации навыки — человек действует
машинально, не сознавая своих действий.
При ещё более сильном стрессе появляется
чувство растерянности, неспособность
сосредоточиться на выполняемой деятельности,
а также лишние, импульсивные движения
и действия либо наоборот — резкая скованность,
заторможенность.
Рассмотренная схема условна.
На самом же деле психологическое воздействие
опасных ситуаций проявляется у людей
неоднозначно, представляет индивидуальную,
личностно выраженную реакцию. Есть люди,
которые действуют более эффективно именно
в состоянии высокого эмоционального
напряжения — на экзаменах, ответственных
соревнованиях, в жизнеопасных бытовых
ситуациях или в бою. Других же подобные
ситуации психологически демобилизуют,
у них наступает своеобразный «психологический
шок» — появляется сильная заторможенность
либо суетливость, поспешность, неспособность
к разумным действиям.
В жизнеопасных ситуациях огромную
роль играет эмоционально-волевая устойчивость
человека, которая формируется как при
его повседневной жизнедеятельности,
так и в процессе целенаправленной эмоционально-волевой
подготовки. Большую роль в такой подготовке
играют методы эмоционально-волевой саморегуляции:
самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция
(самовнушение).
Суть самоубеждения состоит
в намеренном убеждении себя в чём-либо
путём подбора соответствующих доводов.
Самоубеждение, как правило, применяется
в тех случаях, когда человек в общем положительно
воспринимает какую-то идею, но у него
не хватает решительности воплотить её
в жизнь. Каждому, например, понятно, что
здоровье человека во многом зависит от
занятий физкультуры, но не каждый систематически
ею занимается. Успешность применения
этого метода зависит от знаний, логического
мышления и чувства долга. Процесс самоубеждения
сводится к дискуссии с самим собой —
к выдвижению и сравнению аргументов и
контраргументов в пользу того, что тебе
хочется, и что необходимо сделать.
Другим действенным приёмом
для выработки самообладания и умения
управлять собой даже в экстремальных
ситуациях является самоприказ. Он
срабатывает тогда, когда человек умеет
контролировать свои мысли, следует своему
слову, повинуется внутреннему голосу.
Самоприказ оказывается значительно эффективнее,
если он соответствует ведущим жизненным
позициям человека, его убеждениям. Самоприказ
и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ
становится наиболее действенным, если
он делается на основе самоубеждения,
а самоубеждение приводит к волевому акту,
если оно завершается самоприказом: «Всё!»,
«Хватит!», «Ещё раз!», «Надо!», «Стоять!»,
«Вперёд!» и т. п.
В повседневной жизни самоприказ
помогает преодолевать трудности в самых
разных жизненных ситуациях. По самоприказу
можно вставать с постели, заниматься
физзарядкой, соблюдать дисциплину, доводить
начатое дело до конца, делать малоинтересную,
но необходимую работу и многое другое.
Умение подчиниться самоприказу может
сыграть решающую роль при возникновении
экстремальной ситуации, в напряжённый
момент боя или при выполнении нелёгких
обязанностей военной службы.
Волевая саморегуляция развивает
у человека такие волевые качества, как
смелость, решительность, стойкость, самообладание,
выдержка, самостоятельность, инициативность.
Это достигается путём постоянно контролируемого
преодоления как реально существующих
опасностей и трудностей повседневной
жизни, так и создаваемых в учебных целях
упражнений, испытаний, тестов.
Одним из существенных условий
закалки воли человека являются систематические
занятия физической культурой и спортом.
Преодоление трудностей в ходе занятий
служит тренировкой не только для мышц,
но и для воли. Наибольшее воздействие
оказывают упражнения психофизического
характера, к которым относятся упражнения
на внимание, координацию движений, быстроту,
выносливость. Эффективны упражнения
с резким изменением ситуаций, требующие
быстрого, осмысленного принятия решений
в ограниченное время.
Большое значение в выработке
психологической устойчивости играют
упражнения, выполнение которых связано
с риском и требует преодоления чувства
боязни. Это акробатические прыжки; прыжки
в воду с высоты; прыжки через препятствия;
лазание по горизонтальному канату, находящемуся
на высоте 4—10 м над водой; перебежки по
бревну, укреплённому на высоте или над
водой; прыжки с парашютом; различные виды
единоборств. Психологически ту же роль
играют: преодоление специальных полос
препятствий и сооружений, военная игра
на местности «Испытай себя», туристические
походы. Такие упражнения могут вызвать
напряжённость, опасения, страх, волнения,
колебания, необходимость пересиливать,
заставлять себя. В то же время они развивают
волевые качества, закаливают психику.
Полученных знаний при обучении
действиям в экстремальных ситуациях
бывает, как правило, недостаточно — нужны
ещё умения и навыки. В то же время воссоздать
реально экстремальную ситуацию иногда
бывает трудно, а порой и невозможно. Как,
к примеру, создать для учебных целей наводнение,
а тем более ураган или землетрясение?
В таких случаях на помощь приходит так
называемая идеомоторная тренировка.
Реальная ситуация здесь подменяется
представлением о ней, а вот действия должны
быть близкими к реальным. Эффективность
такой тренировки во многом зависит от
того, насколько полно и всесторонне мысленно
сконструированная экстремальная ситуация
близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого
психические процессы, подобные реальным.
Совершенствование волевых
качеств станет более плодотворным, если
трудности будут постоянно усложняться
до предельно посильных. В то же время
сам процесс эмоциональноволевой подготовки
должен быть непрерывным, а характер трудностей
— разнообразным и разносторонним.
Одна из удачных попыток построения полной
классификации ситуаций была предпринята
А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации
на нормальные, параэкстремальные, экстремальные
и гиперэкстремальные (в зависимости от
требуемой активности и от позитивности
достигаемого результата). По мнению А.М.
Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся
те ситуации, которые не создают трудностей
и каких-либо опасностей для человека,
а требуют от него обычной активности.
Они, как правило, заканчиваются позитивно.
Параэкстремальные ситуации вызывают
сильное внутренне напряжение, они способны
приводить личность к неудачам.
Экстремальные ситуации отличаются возникновением
у человека предельного напряжения и перенапряжения.
Они ставят перед личностью большие объективные
и психологические задачи. В случае их
возникновения резко снижается вероятность
успеха и возрастает риск отрицательных
последствий.
Гиперэкстремальные ситуации предъявляют
к человеку требования, превышающие его
способности. Они приводят к значительному
нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям
обычного поведения и деятельности. Такие
ситуации имеют опасные для жизни человека
последствия. В зависимости от особенностей
и результатов личностно-обстановочного
взаимодействия, экстремальные ситуации
делятся им на объективные, потенциальные,
лично спровоцированные и воображаемые
(фантазийные, мнимые, иллюзорные).
Экстремальная ситуация — это такое
усложнение условий деятельности, которое
приобрело для личности, коллектива особую
значимость. Другими словами, сложные
объективные условия деятельности становятся
напряженной ситуацией тогда, когда они
воспринимаются, понимаются, оцениваются
людьми как трудные, опасные и т. д.
Любая ситуация предполагает включенность
в нее субъекта. Это тем более относится
к напряженной ситуации, объединяющей
определенное содержание объективной
действительности с потребностями, мотивами,
целями, отношениями человека. Следовательно,
напряженная ситуация, как и всякая ситуация,
воплощает в себе единство объективного
и субъективного. Объективное — это усложненные
условия и процесс деятельности; субъективное
— состояние, установки, способы действий
в резко изменившихся обстоятельствах.
Особенности напряженных ситуаций определяются
соотношением, связью объективного и субъективного.
Напряженная ситуация является сложной
и трудной, экстремальной. Вот почему,
давая определение понятия "напряженная
ситуация", необходимо указать на такие
ситуации, как аварийная, критическая,
стрессовая, трудная, рискованная. Общее,
что характеризует напряженные ситуации,—
это возникновение достаточно сложной
для субъекта или групп людей задачи, "трудного"
психического их состояния.
В деятельности людей часто возникают
напряженные ситуации. Важно, чтобы человек
нашел выход из такой ситуации, сохранил
высокий уровень и эффективность деятельности,
несмотря на усложнение обстановки труда
и возникновение больших психических
нагрузок.
Феноменология экстремальной ситуации
детально изучена. Исследователи единодушно
отмечают: вне зависимости от длительности
экстремального события, его последствия
разрушительны для личности. При этом
клиническая картина не носит строго индивидуального
характера, а сводится к небольшому числу
довольно типичных проявлений, весьма
напоминающих начальные симптомы соматических,
а подчас и психических заболеваний.
Среди таких последствий называются:
узкое, "канализированное" внимание,
аффективные реакции (от глубокой депрессии
до ярких проявлений гнева и агрессии),
нарушение саморегуляции, возрастная
регрессия, диссоциация, деформация образа
мира личности, а также отсроченное во
времени отчуждение человека от себя,
других и мира в целом.
Установлено, что поведенческие реакции
человека в экстремальных условиях, их
временные характеристики, вообще психофизиологические
возможности людей — величины чрезвычайно
вариативные, зависящие от особенностей
нервной системы, жизненного опыта, профессиональных
знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.
Исследуя зависимости поведения в экстремальных
ситуациях от свойств личности, Л. Д. Битехтина
пришла к выводу, что толерантность к стрессу
имеет широкие индивидуальные различия,
которые не позволяют четко определить
пределы максимально возможных напряжений,
общих для всех. Отсюда становится понятным,
почему важно определить, от каких факторов
зависит эффективность поведения человека
в усложненных условиях. В настоящее время
вывести интегральную форму поведения
человека в напряженной ситуации почти
не представляется возможным. Тем не менее
появляется все больше данных, что психологические
факторы — индивидуальные качества, способности
человека, его навыки, готовность, установки,
общая и специальная подготовка, его характер
и темперамент — в сложной обстановке
не суммируются арифметически, а образуют
некий комплекс, который в конечном счете
реализуется либо в правильном, либо в
ошибочном действии. Анализ трудных ситуаций
и многообразие форм реакций специалистов
на эти ситуации показывают исключительно
сложную природу явлений, объединяемых
понятием "помехоустойчивость".