В общем виде экстремальная ситуация
представляет собой совокупность обязательств
и условий, оказывающих сильное психологическое
воздействие на человека.
- Рекомендации к действиям человека в экстремальной ситуации.
В общем виде человеку,
оказавшемуся в экстремальной
ситуации, целесообразно действовать
следующим образом:
оценить сложившуюся обстановку;
действовать в соответствии
с принятым решением.
Изначальное преодоление стресса,
хотя бы и частичное, весьма важно, ибо
в противном случае дальнейшие действия
могут оказаться ошибочными и привести
к ухудшению обстановки. В преодолении
стресса могут помочь методы эмоционально-волевой
саморегуляции. Полезными бывают и физические
воздействия либо раздражители: резкие
потирания ладонями лица, висков; удары
по щекам; резкие движения частей тела
либо всего тела, подобные снятию сонливости;
опрыскивание либо обливание лица, головы
или всего тела водой; принятие успокаивающих
лекарств. Методы и способы снятия стресса
зависят от индивидуальной эмоционально-волевой
устойчивости человека, глубины стресса
и имеющихся средств (вода, медикаменты).
Определяющим является и лимит времени.
Если человек заблудился в лесу, то у него
есть какое-то время для снятия стрессового
состояния. Другое дело, если на него рушится
стена или движется лавина огня — здесь
уже всё решают мгновения.
После полного либо частичного
снятия стрессового состояния следует
оценить сложившуюся обстановку. Во-первых,
надо определить, закончилось или нет
опасное воздействие, создавшее экстремальную
ситуацию, и вероятно ли его повторение.
Далее следует незамедлительно определить
состояние здоровья — своё и окружающих
людей, количество больных и раненых, требующих
первоочередной помощи. После этого надо
учесть наличие материальных средств:
воды, продуктов питания, медикаментов
и др. Вполне очевидно, что наиболее важным
будет наличие в жаркое время воды, зимой
— тёплых вещей и топлива, при ведении
боевых действий — оружия и боеприпасов.
При оценке обстановки следует учитывать
время года, погоду, время суток, местность
(лес, болото, дороги, удалённость населённых
пунктов) и другие моменты, важные в данной
сложившейся обстановке.
На основе оценки обстановки
принимается решение. В некоторых ситуациях
может быть лишь одно верное решение, в
других же — несколько вариантов с различной
вероятностью благоприятного исхода.
В короткий срок нужно принять оптимальное
решение. Чтобы научиться этому, необходимы
тренировки. При этом не обязательно задавать
все возможные ситуации, ибо их может быть
множество. Важно научиться действовать
логично, последовательно, рационально
и быстро. Следует выработать у себя поведенческий
стереотип действий в экстремальных ситуациях
и постоянно совершенствовать его как
по спектру возможных ситуаций, так и по
быстроте и точности принимаемых решений.
Особенности и стили поведения
в экстремальных ситуациях.
Установлено, что поведенческие
реакции человека в экстремальных условиях,
их временные характеристики, вообще психофизиологические
возможности людей - величины чрезвычайно
вариативные, зависящие от особенностей
нервной системы, жизненного опыта, профессиональных
знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.
В настоящее время вывести интегральную
форму поведения человека в напряженной
ситуации почти не представляется возможным.
Тем не менее появляется все больше данных,
что психологические факторы - индивидуальные
качества, способности человека, его навыки,
готовность, установки, общая и специальная
подготовка, его характер и темперамент
- в сложной обстановке не суммируются
арифметически, а образуют некий комплекс,
который в конечном счете реализуется
либо в правильном, либо в ошибочном действии.
В общем виде экстремальная
ситуация представляет собой совокупность
обязательств и условий, оказывающих сильное
психологическое воздействие на человека.
Можно выделить следующие стили
поведения в экстремальных ситуациях:
1.Поведение в состоянии
аффекта. Аффект характеризуется
высокой степенью эмоциональных
переживаний, которая приводит к
мобилизации физических и психологических
ресурсов человека. В практике
достаточно часто встречаются
случаи, когда физически слабые
люди в состоянии сильного
душевного волнения совершают
действия, которые не смогли бы
совершить в спокойной обстановке.
Например, наносят большое количество
смертельных повреждений или
одним ударом высаживают дубовую
дверь. Еще одним из проявлений
аффекта является частичная утрата
памяти, которая характеризует не
каждую аффективную реакцию. В
некоторых случаях субъект не
помнит событий, предшествующих
аффекту, и событий, произошедших
во время последнего.
Аффект сопровождается возбуждением
всей психической деятельности. В результате
этого у лица происходит снижение контроля
над своим поведением. Данное обстоятельство
приводит к тому, что совершение преступления
в состоянии аффекта влечет за собой специфические
правовые последствия.
Аффект оказывает существенное
влияние на психическую деятельность
человека, дезорганизуя ее и затрагивая
высшие психические функции. Мышление
утрачивает гибкость, снижается качество
мыслительных процессов, что обусловливает
осознание лицом только ближайших целей
своих действий, а не конечных. Внимание
целиком концентрируется на источнике
раздражения. То есть у лица в силу сильного
эмоционального напряжения ограничивается
возможность выбора модели поведения.
Из-за этого происходит резкое снижение
контроля над действиями, что приводит
к нарушению целесообразности, целенаправленности
и последовательности действий.
Внезапно возникшему сильному
душевному волнению предшествует одна
из следующих описанных в законе ситуаций.
По смыслу закона аффект возникает
в связи с определенными действиями или
бездействием потерпевшего. Но в практике
встречаются случаи, когда внезапно возникшее
сильное душевное волнение вызывает противоправное
или аморальное поведение нескольких
людей. При этом для развития аффективной
реакции необходима совокупность действий
(бездействия) двух или более лиц, то есть
поведение одного из них, в отрыве от поведения
другого, могло и не явиться поводом для
возникновения аффекта.
2.Поведение человека
в состоянии стресса. Стресс - эмоциональное
состояние, внезапно возникающее
у человека под влиянием экстремальной
ситуации, связанной с опасностью
для жизни или деятельностью,
требующей большого напряжения.
Стресс как и аффект такое
же сильное и кратковременное
эмоциональное переживание. Поэтому
некоторые психологи рассматривают
стресс как один из видов
аффекта. Но это далеко не так,
так как они имеет свои отличительные
особенности. Стресс, прежде всего,
возникает только при наличии
экстремальной ситуации, тогда как
аффект может возникнуть по
любому поводу. Второе отличие
заключается в том, что аффект
дезорганизует психику и поведение,
тогда как стресс не только
дезорганизует, но и мобилизует
защитные силы организации для
выхода из экстремальной ситуации.
Стресс может оказывать как
положительное, так и отрицательное влияние
на личность. Положительную роль оказывает
стресс, выполняя мобилизационную функцию,
отрицательную роль - вредно действуя
на нервную систему, вызывая психические
расстройства и различного рода заболевания
организма.
Стрессовые состояние по разному
влияют на поведение людей. Одни под влиянием
стресса проявляют полную беспомощность
и не в состоянии противостоять стрессовым
воздействиям, другие, наоборот, являются
стрессоустойчивыми личностями и лучше
всего проявляют себя в моменты опасности
и в деятельности, требующие напряжения
всех сил .
3.Поведение в состоянии
фрустрации. Особое место в рассмотрении
стресса занимает психологическое
состояние, возникающее вследствие
реальной или воображаемой помехи,
препятствующей достижению цели,
называющееся фрустрацией.
Защитные реакции при фрустрации
связаны с появлением агрессивности или
уходом от трудной ситуации (перенос действий
в воображаемый план), а также возможно
снижение сложности поведения. Фрустация
может привести к ряду характерологических
изменений связанных с неуверенностью
в себе или фиксации регидных форм поведения.
Таким образом, экстремальные
ситуации могут проявиться в различных
стилях поведения и необходимо быть готовым
к возникновению подобных ситуаций. Особенно
важно это для сотрудников стрессовых
профессий, таких как МЧС
Заключение
В ходе теоретического изучения
проблемы была выяснено, экстремальные
ситуации, которые ставят перед человеком
в профессиональной деятельности большие
трудности, требуют от него большого, даже
предельного напряжения сил и возможностей.
В процессе деятельности и жизни
человек может оказаться в такой опасной
ситуации, когда физические и психологические
нагрузки достигают таких пределов, при
которых индивидуум теряет способность
к рациональным поступкам и действиям,
адекватным сложившейся ситуации. Такие
ситуации называют экстремальными.
Продолжительное нахождение
человека в подобных ситуациях может привести
к несчастному случаю. Однако даже если
человек находится в экстремальной ситуации,
но правильно организует свою деятельность,
соблюдает условия безопасности, следит
за своим физическим и психологическим
состоянием, нарушение здоровья или несчастный
случай не возникает.
В настоящее время существует
достаточно большое количество профессий
связанных с экстремальными ситуациями.
Министерства по чрезвычайным ситуациям
и Министерства обороны, работники правоохранительных
органов, водители автотранспорта, машинисты
поездов, операторы атомных электростанций
и некоторые другие, можно в полной мере
назвать особыми, а иногда и экстремальными.
Можно сказать, что психологическая
подготовка к особым и экстремальным видам
деятельности - это целенаправленное воздействие
на личность с помощью психологических
и психофизиологических методов, направленных
на формирование у нее психологической
готовности к адекватным действиям в таких
ситуациях.
Список
используемой литературы
- Студенческий научный форум. Научная работа, Шерстобитовой А.С. «Особенности поведения человека в экстремальной ситуации». 31 марта 2014 год. (http://www.scienceforum.ru/2014/621/3875)
- Познавательная психология.
«Понятие об экстремальной ситуации»
2014 год.(http://www.psychogood.ru/cudids-767-2.html)
- Учебник для 10—11 классов. Республика Беларусь. Допризывная подготовка. 2003год. (http://www.tepka.ru/doprizyvnaya_podgotovka/55.html)
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности
в напряженных ситуациях. - Минск: Аспект,
1985. (электронная книга, скаченная из поисковой системы «Яндекс»).
- Исаков В.И., Гутенев В.В., Денисов
В.В., Спиридонов В.П. Безопасность жизнедеятельности.
Защита населения и территорий при чрезвычайных
ситуациях. - М-Ростов н/Д: МарТ, 2007. (электронная книга, скаченная из поисковой системы «Яндекс»).