Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:23, реферат
1.Структура заработной платы работников образования;
2.Особенности формирования стимулирующей выплаты;
3.Оренбургское законодательство о заработной плате работников образования.
Особенности правого регулирования оплаты труда работников образования.
План:
1.Структура заработной платы работников образования;
2.Особенности формирования стимулирующей выплаты;
3.Оренбургское
4.Литература.
1.Структура заработной платы работников образования.
Говоря о структуре заработной
платы в первую очередь нужно
сказать о самом понятии
Трудовой кодекс РФ дает четкое и на мой взгляд очень емкое определение заработной платы. Согласно статье 129 ТК законодатель дает понятие «заработная плата» («оплата труда») - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Единых Рекомендациях приведены основные принципы и условия установления системы оплаты труда. Данным документом определено, что для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ. Кроме того, используются установленные на федеральном уровне:
- квалификационное
- исчисление профессионального стажа работы;
- дифференциация в уровнях оплаты труда работников на основе тарифных коэффициентов ЕТС;
- порядок установления и минимальные размеры выплат компенсационного характера;
- организация труда и
заработной платы отдельных
Условия оплаты труда, установленные
Правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти для работников
федеральных государственных
Как указано в ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных
учреждениях - коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с
- в государственных учреждениях
субъектов РФ - коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с
- в муниципальных учреждениях
- коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными
Таким образом, порядок расчета заработной платы работников бюджетных учреждений образования зависит от принятой на соответствующем уровне системы оплаты труда. В настоящее время в большинстве учреждений образования используется система оплаты труда на основе ЕТС, поэтому начисление заработной платы педагогическим работникам будет рассмотрено именно с этих позиций.
Основные составляющие оплаты труда
Рассмотрим составляющие заработной платы педагогических работников образовательного учреждения:
- должностной оклад,
- доплаты за условия
труда, отклоняющиеся от
- надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику);
- премии и другие выплаты стимулирующего характера;
- компенсационные выплаты;
- выплаты, обусловленные
районным регулированием
- другие выплаты,
Основная часть заработной платы
Основную часть заработной
платы педагогических работников -
оклад - определяют путем умножения
тарифной ставки (оклада) первого разряда
на соответствующий межразрядный тарифный
коэффициент, утвержденный Постановлением
N 256*(2). С 01.10.2006 Постановлением N 590*(3) ставка
первого разряда ЕТС установлена в сумме
1 221 руб. В соответствии с Приложением
N 3 к Постановлению N 785*(4) учителям всех
специальностей и преподавателям может
быть присвоен разряд в диапазоне от 7
до 14, профессорско-
Труд педагогических работников
может оплачиваться с применением
тарификационного коэффициента, соответствующего
более высокому разряду, что предусмотрено
тарифно-квалификационными
Так, оплачивается на два разряда выше труд преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).
Оплата труда повышается на один разряд по ЕТС:
- работникам, имеющим ученую
степень кандидата наук по
профилю образовательного
- руководящим работникам
и специалистам
Если преподаватель, имеющий почетное звание или ученую степень, имеет право на процентное повышение ставки за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и других, то повышению подлежат ставки (оклады), установленные ему с учетом почетного звания или ученой степени.
Обратите внимание: в случаях когда преподавателям предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально ставки увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах. Изменение размера ставки
Согласно п. 1.6 Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки N АФ-947/N 96 размеры ставок (окладов) могут изменяться в следующих случаях:
- увеличение стажа
- получение диплома об образовании;
- присвоение почетного звания, ученой степени;
- присвоение квалификационной
категории в результате
При этом изменение размера ставки в случае присвоения квалификационной категории должно осущВыплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням ПКГ в процентах или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
К компенсационным относятся следующие выплаты:
- за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в местностях
с особыми климатическими
- за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных (совмещение
профессий, должностей, сверхурочная
работа, работа в ночное время,
работа в выходные и
Конкретные размеры
Дополнительные составляющие заработной платы
Условия и размеры доплат за работу в ночное время, во вредных условиях, за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.), надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику), премии и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент), устанавливаются локальными актами образовательного учреждения в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне.
Норма рабочего времени педагогических работников
Норма рабочего времени педагогических работников существенно отличается от утвержденной Трудовым кодексом (40 часов в неделю) для других категорий работников. В соответствии с Постановлением N 191*(7) она устанавливается в зависимости от занимаемой должности, профессии, типа образовательного учреждения и колеблется от 18 до 36 часов в неделю. При выработке нормы педагогическим работникам выплачивается полная ставка заработной платы.
Оформим в виде таблицы
установленные
Почасовая оплата труда
Иногда в образовательных
учреждениях применяется
Размер оплаты одного часа указанной педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Если педагогический работник замещал отсутствующего сотрудника свыше двух месяцев, то оплата его труда со дня начала замещения за все часы педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).
Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также отработанные при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 72 (среднемесячное количество часов), только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Иная методика расчета почасовой оплаты используется, если для проведения занятий, курсов, лекций привлекаются высококвалифицированные специалисты. Ставки почасовой оплаты труда в этом случае определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда. В этих целях можно использовать условия и коэффициенты ставок почасовой оплаты труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ N 7*(8). Коэффициенты устанавливаются в зависимости от ученой степени педагогического работника и контингента обучающихся:
- в случае преподавания
в общеобразовательных
Информация о работе Особенности правого регулирования оплаты труда работников образования