Особенности правого регулирования оплаты труда работников образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

1.Структура заработной платы работников образования;
2.Особенности формирования стимулирующей выплаты;
3.Оренбургское законодательство о заработной плате работников образования.

Файлы: 1 файл

Особенности правого регулирования оплаты труда работников образования.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

Особенности правого  регулирования оплаты труда работников образования.

План:

1.Структура заработной  платы работников образования;

2.Особенности формирования  стимулирующей выплаты;

3.Оренбургское законодательство  о заработной плате работников  образования.

4.Литература.

1.Структура  заработной платы работников  образования.

Говоря о структуре заработной платы в первую очередь нужно  сказать о самом понятии заработной платы.

Трудовой кодекс РФ дает четкое и на мой взгляд очень емкое определение заработной платы. Согласно  статье 129 ТК законодатель дает понятие «заработная плата» («оплата труда») - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В Единых Рекомендациях приведены основные принципы и условия установления системы оплаты труда. Данным документом определено, что для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ. Кроме того, используются установленные на федеральном уровне:

- квалификационное категорирование  работников учреждений бюджетной  сферы;

- исчисление профессионального  стажа работы;

- дифференциация в уровнях оплаты труда работников на основе тарифных коэффициентов ЕТС;

- порядок установления  и минимальные размеры выплат  компенсационного характера;

- организация труда и  заработной платы отдельных категорий  работников учреждений бюджетной  сферы (включая правила установления  и изменения разрядов и (или)  размеров ставок заработной платы  при увеличении стажа работы, при получении образования, при  присвоении квалификационной категории,  при присуждении ученой степени  кандидата или доктора наук  и др.).

Условия оплаты труда, установленные  Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для  сотрудников учреждений бюджетной  сферы регионального и муниципального подчинения (п. 4.2 Единых рекомендаций). В свою очередь, субъекты РФ и органы местного самоуправления должны утвердить  собственные нормативно-правовые акты, регламентирующие систему оплаты труда  подведомственных учреждений образования. Кроме рекомендованной на федеральном  уровне системы труда субъекты РФ и органы местного самоуправления могут  самостоятельно разрабатывать иные системы оплаты труда.

Как указано в ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том  числе тарифные) работников государственных  и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных государственных  учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ;

- в государственных учреждениях  субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ;

- в муниципальных учреждениях  - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами  в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ и нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления.

Таким образом, порядок расчета  заработной платы работников бюджетных  учреждений образования зависит  от принятой на соответствующем уровне системы оплаты труда. В настоящее  время в большинстве учреждений образования используется система  оплаты труда на основе ЕТС, поэтому  начисление заработной платы педагогическим работникам будет рассмотрено именно с этих позиций.

Основные  составляющие оплаты труда

Рассмотрим составляющие заработной платы педагогических работников образовательного учреждения:

- должностной оклад, установленный  в соответствии с разрядом  ЕТС с учетом его повышения  за особые условия труда, за  специфику работы в отдельных  образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности,  школе-интернате, гимназии и др.);

- доплаты за условия  труда, отклоняющиеся от нормальных (например, за работу в ночное  время, во вредных условиях), за  работу, не входящую в должностные  обязанности, в том числе связанную  с образовательным процессом  (классное руководство, проверка  письменных работ, заведование  кабинетами и др.);

- надбавки за высокое  качество, напряженность и интенсивность  труда (если они установлены  работнику);

- премии и другие выплаты  стимулирующего характера;

- компенсационные выплаты;

- выплаты, обусловленные  районным регулированием оплаты  труда (районный коэффициент);

- другие выплаты, предусмотренные  действующим законодательством.

Основная  часть заработной платы

Основную часть заработной платы педагогических работников - оклад - определяют путем умножения  тарифной ставки (оклада) первого разряда  на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент, утвержденный Постановлением N 256*(2). С 01.10.2006 Постановлением N 590*(3) ставка первого разряда ЕТС установлена в сумме 1 221 руб. В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению N 785*(4) учителям всех специальностей и преподавателям может быть присвоен разряд в диапазоне от 7 до 14, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений - с 8 по 17. Соответствующий разряд определяется в соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования (ТКХ)*(5) в зависимости от уровня образования и стажа работы по специальности или от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Одним из принципов формирования системы оплаты труда, согласно Единым Рекомендациям, является обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества труда без ограничения ее максимальным размером. Следовательно, при установлении оклада педагогическим работникам следует учитывать условия и специфику их труда. В Единых Рекомендациях не определены границы увеличения оклада на федеральном уровне. Однако педагогическим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях ставки заработной платы (должностного оклада) повышаются. Размеры их повышения определены в совместном Письме Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки N АФ-947/96*(6). Отразим в таблице основные размеры повышения тарифных ставок и условия их применения.

Труд педагогических работников может оплачиваться с применением  тарификационного коэффициента, соответствующего более высокому разряду, что предусмотрено  тарифно-квалификационными характеристиками. При этом новый разряд преподавателю  не устанавливают, а издается приказ руководителя об изменении ему тарифного  коэффициента ЕТС, соответствующего более  высокому разряду.

Так, оплачивается на два  разряда выше труд преподавателей, имеющих ученую степень доктора  наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых  дисциплин).

Оплата  труда повышается на один разряд по ЕТС:

- работникам, имеющим ученую  степень кандидата наук по  профилю образовательного учреждения  или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);

- руководящим работникам  и специалистам образовательных  учреждений, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный  учитель" и "Заслуженный  преподаватель" СССР, Российской  Федерации и союзных республик.

Если преподаватель, имеющий  почетное звание или ученую степень, имеет право на процентное повышение  ставки за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот, в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях и других, то повышению  подлежат ставки (оклады), установленные  ему с учетом почетного звания или ученой степени.

Обратите внимание: в случаях когда преподавателям предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально ставки увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах. Изменение размера ставки

Согласно п. 1.6 Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки N АФ-947/N 96 размеры ставок (окладов) могут изменяться в следующих случаях:

- увеличение стажа педагогической  работы;

- получение диплома об  образовании;

- присвоение почетного  звания, ученой степени;

- присвоение квалификационной  категории в результате аттестации.

При этом изменение размера  ставки в случае присвоения квалификационной категории должно осущВыплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням ПКГ в процентах или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

К компенсационным относятся следующие выплаты:

- за работу на тяжелых  работах, работах с вредными  и (или) опасными и иными  особыми условиями труда;

- за работу в местностях  с особыми климатическими условиями;

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение  профессий, должностей, сверхурочная  работа, работа в ночное время,  работа в выходные и праздничные  дни и др.).ествляться со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Конкретные размеры компенсационных  выплат не должны быть ниже предусмотренных  трудовым законодательством и иными  нормативными актами, содержащими нормы  трудового права. Размеры и условия  осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Дополнительные  составляющие заработной платы

Условия и размеры доплат за работу в ночное время, во вредных  условиях, за работу, не входящую в должностные  обязанности, в том числе связанную  с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.), надбавки за высокое качество, напряженность  и интенсивность труда (если они  установлены работнику), премии и  другие выплаты стимулирующего и  компенсационного характера, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент), устанавливаются локальными актами образовательного учреждения в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне.

Норма рабочего времени педагогических работников

Норма рабочего времени педагогических работников существенно отличается от утвержденной Трудовым кодексом (40 часов в неделю) для других категорий работников. В соответствии с Постановлением N 191*(7) она устанавливается в зависимости от занимаемой должности, профессии, типа образовательного учреждения и колеблется от 18 до 36 часов в неделю. При выработке нормы педагогическим работникам выплачивается полная ставка заработной платы.

Оформим в виде таблицы  установленные законодательством  нормы рабочего времени в зависимости  от занимаемой должности, профессии  и от типа образовательного учреждения.

Почасовая оплата труда

Иногда в образовательных  учреждениях применяется почасовая  оплата труда педагогических работников. В гл. 5 Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки N АФ-947/96 указано, что данная система применяется при оплате за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев; за часы педагогической работы с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного учителям при тарификации, а также при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения.

Размер оплаты одного часа указанной педагогической работы в  месяц определяется путем деления  месячной ставки заработной платы педагогического  работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если педагогический работник замещал отсутствующего сотрудника свыше двух месяцев, то оплата его  труда со дня начала замещения  за все часы педагогической работы производится на общих основаниях с  соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального  образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные  сверх установленной годовой  учебной нагрузки, а также отработанные при замещении временно отсутствовавших  по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно  по часовым ставкам, исчисленным  путем деления месячной ставки заработной платы на 72 (среднемесячное количество часов), только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы  преподавателей исходя из уточненного  годового объема учебной работы.

Иная методика расчета  почасовой оплаты используется, если для проведения занятий, курсов, лекций привлекаются высококвалифицированные  специалисты. Ставки почасовой оплаты труда в этом случае определяются исходя из размера ставки первого  разряда ЕТС и коэффициентов  ставок почасовой оплаты труда. В  этих целях можно использовать условия  и коэффициенты ставок почасовой  оплаты труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ N 7*(8). Коэффициенты устанавливаются  в зависимости от ученой степени  педагогического работника и  контингента обучающихся:

- в случае преподавания  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального и среднего  профессионального образования,  при обучении рабочих, работников, занимающих должности, требующие  среднего профессионального образования,  слушателей курсов установлены  следующие коэффициенты: для профессора, доктора наук - 0,2, для доцента,  кандидата наук - 0,15, для преподавателей, не имеющих ученой степени, - 0,1;

Информация о работе Особенности правого регулирования оплаты труда работников образования