Особенности развития пожара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 21:33, лекция

Описание работы

Пожары на новостройках можно классифицировать по месту их возникновения, по видам горючих веществ и материалов (твердые, жидкие, газообразные) и другим признакам. Размеры пожаров и характер их развития на новостройках зависят от степени завершенности объекта, вида строительных материалов и конструкций, своевременности сообщения о пожаре, эффективности принимаемых мер по тушению в начальной стадии и других факторов.

Файлы: 1 файл

Особенности развития пожара на различных объектах Чернышова Дарья ПБ-29.docx

— 261.05 Кб (Скачать файл)
  • организовать связь на пожаре, обеспечивающую четкое и бесперебойное управление силами и средствами, их взаимодействие, а также взаимодействие с администрацией и службами объекта;

  • организовать бесперебойное водоснабжение места пожара;

  • организовать необходимый запас огнетушащих веществ, резерв пожарной техники и пожарно-технического вооружения;

  • контролировать состояние горящего и соседних с ним резервуаров, их герметичность, наличие и возможность образования ‘‘карманов’’, особенности поведения конструкций, состояние коммуникаций и задвижек на участке пожара;

  • определить максимально допустимое время ввода сил и средств для охлаждения соседних с горящим резервуаров;

  • оценить взрывоопасность соседних резервуаров в соответствии с прил. 6;

  • по рабочим документам, имеющимся в резервуарном парке, и путем опроса операторов и другого персонала резервуарного парка установить обводненность продукта в горящем резервуаре, наличие донной воды;

  • определить возможность и расчетное время вскипания или выброса, а также направления, по которым возможно растекание горючей жидкости;

  • при длительном горении организовать работу тыла, предусмотрев создание групп по направлениям работы (подача пены и воды, доставка пенообразователей и ГСМ, связь, ремонт техники);

  • при угрозе разрушения горящего резервуара, выброса, вскипания создать второй рубеж защиты с установкой пожарных автомобилей на дальние водоисточники и прокладкой резервных рукавных линий с подключенными стволами и пеногенераторами, сосредоточить вспомогательную технику (бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, скреперы), обеспечить доставку песка, организовать работы по сооружению заградительных валов и отводных канав для ограничения размеров возможного растекания горящей жидкости;

  • установить и объявить личному составу сигналы начала и прекращения подачи пены, сигнал на отход при наличии угрозы разрушения резервуара, вскипания или выброса горящей жидкости из резервуара;

  • определить необходимость удаления воды из обвалования горящего и соседних с ним резервуаров, пути отвода и возможность использования ее для охлаждения резервуаров;

  • определить необходимость откачки горючей жидкости из горящего и соседних с ним резервуаров;

  • определить место расположения лагеря для резерва личного состава, обеспечив его питанием, пунктами отдыха, санитарной обработки и медицинской помощи.

 

Оперативный штаб пожаротушения обязан поддерживать постоянную связь с администрацией объекта и представителями региональных органов МЧС через их представителей в составе штаба, обеспечить выполнение необходимых

аварийных работ и получение информации, требующейся для принятия правильного решения по тушению пожара, защите соседних резервуаров и ближайших сооружений.

Оперативный штаб тушения пожара обязан вести учет сил и средств, фиксировать расстановку их по боевым участкам, вести документацию, предусмотренную БУПО.

 

 

  ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ 

Практика тушения пожаров показывает, что главным препятствием является дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Статистика пожаров показывает, что наибольшее число пожаров происходит в жилых и служебных помещениях судов и составляет 40%, в помещениях силовых установок 25%, в грузовых отсеках 25%.

Наибольшее число пожаров в жилых и служебных помещениях объясняется нарушением правил пожарной безопасности.

Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооружений особенностью их планировки, наличием большого количества коммуникаций, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). Эти особенности конструкции судна способствуют быстрому развитию пожара. Если в современном здании фактор передачи тепла и распространения пожара в смежные помещения за счет теплопроводности играет второстепенную роль, то на судне это, как правило, приобретает решающее значение за счет того, что палубы, перегородки и переборки выполнены из металла.

Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4-2,7 м, наличие пространства под обшивкой переборок и подволоки, приводят к тому, что пожар быстро распространяется и поздно обнаруживается. В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п.

Пожар в коридоре главной палубы газотурбохода "Теодор Нетте" за 10 мин распространился на ют, пройдя в общей сложности 15 м, на 24-й минуте огнем были охвачены коридор и палуба юта, а также верхние палубы, т. е. пожар, распространился на всю надстройку.

Одновременно, т. е. в течение 10 мин, прогрелась шахта машинно-котельного отделения на уровне главной палубы, в результате чего пожар проник в машинно-котельное отделение.

Особенности распространения пожара в трюме можно проследить на судне ''Капитан Федотов". Пожар из трюма распространился в машинно-котельное отделение (МКО) за счет теплопроводности переборки, отделяющей трюм от МКО. Хотя переборка была изолирована пробковой изоляцией толщиной 35 мм, уже к 15-й минуте пожара пробковая изоляция воспламенилась и пожар из МКО, распространился по траповому проему в жилые каюты и служебные помещения, а через 30 мин часть надстройки была охвачена огнем.

В рефрижераторах пространство между обшивкой и металлической переборкой заполняется термоизоляцией из трудногорючих или горючих материалов: пенопластом, штапельным стекловолокном, пробковыми плитами и другими материалами.

Пожар в рефрижераторном твиндеке плавбазы "Восток" в течение 13 мин по технологическому проему распространился в надстройку на расстояние 16 м по вертикали судна, на 23-й минуте огнем были охвачены помещения палубы.

Распространение пожара из МКО в надстройку проходит через открытые проемы или за счет теплопроводности шахты, а также по трассам судовых кабелей.

 

ПАРАМЕТРЫ ПОЖАРА И ЯВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕГО

Наиболее сложная обстановка складывается при горении топлива, т. е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2-3 мин температура достигает 350-400°С, а по истечении 10 мин возможно воспламенение материалов, прилегающих к переборкам в соседних помещениях. Поскольку МКО имеет связь с надстройкой, то в течение 15 мин пожар распространяется в надстройку.

Развитие пожаров в нефтеналивных трюмах танкеров имеет свои особенности. В паровоздушном пространстве танков в зависимости от вида нефтепродукта и температурных условий концентрация паров может быть различной и часто находится во взрывоопасных пределах. Поэтому в начальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из горловин люков, трубопроводов, системы герметизации, отверстий палубы или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких танках. При взрывах в танках палуба или вспучивается с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукт, или ее разрывает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок, и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежденных участков и разливу его на поверхности воды.

В некоторых случаях взрыв в одном танке вызывает серию взрывов в других. Опасность взрывов увеличивается при откачке нефтепродукта из соседних с горящим танков. Очень опасна откачка при наличии в танке концентрации паров в пределах взрываемости.

Горение паров жидкостей происходит главным образом в верхней части танков, т. е. там, где пары соприкасаются с воздухом, поэтому высокая температура и прогрев конструкций наблюдается в зоне верхней палубы. Распространение горения на другие танки происходит за счет непосредственного воздействия пламени на палубы, крыши люков, смотровые глазки, газоуравнительные трубопроводы за счет теплопроводности и прогрева палубы, переборок, а также теплового излучения. В результате воздействия тепла на соседние танки концентрация паров в них постоянно увеличивается, а при полной герметизации повышается и давление. Горению жидкостей в танках, как и горению их в резервуарах, свойственны опасные явления вскипания, так как растекание нефтепродукта по поверхности воды происходит с большей скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по водной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекающей жидкости.

На основе рассмотрения некоторых особенностей распространения пожаров в основных помещениях судов различного назначения можно сделать выводы, что основными путями распространения пожара являются: в жилых и служебных помещениях - открытые двери, проемы в судовых конструкциях, коридоры, открытые траповые марши и шахты, вентиляционные системы, горючие отделочные материалы и т. п.; в трюмах и МКО - обшивка бортов, переборок, окраска шахты по термоизоляционному материалу.

Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1ч (рис. 3). Линейная скорость распространения горения по жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4+0,5 м/мин; по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4+1,8 м/мин, пластиком 0,7+0,8 м/мин. Среднее значение скорости распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2-К2,5 м/мин.

 

 

 

 

1-машинное отделение; 2-бункер (для жидкого топлива); 3-коффердам; 4-трюм; 5-отсеки; 6-межпалубное пространство (твиндек); 7-туннель

 

Учитывая высокую пожарную опасность судов различного назначения, предусматривают меры по их противопожарной защите: конструкционной защите, защите автоматическими установками пожаротушения и сигнализацией, а также передвижными средствами тушения.

Конструкционная защита судов предназначена для ограничения развития возникшего пожара за счет огнестойкости строительных конструкций, элементов систем и оборудования, сооружения специальных огнепреграждающих устройств (без применения в них огнетушащих веществ): огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различных типов, огнепреградителей и т.д.

Защита автоматическими установками пожаротушения предназначена для прекращения горения или ограничения его распространения с помощью огнетушащих веществ. Системами тушения водой или пеной оборудуют все суда, имущие энергетические установки, достаточные для приведения в действие пожарных насосов. От водяной и пенных систем тушения на верхнюю палубу выводят один-два стояка с соединительными головками для подачи воды или Раствора пенообразователя от береговых средств или других судов.

Системами пожарной сигнализации оборудуют грузовые и рефрижераторные трюмы, некоторые служебные помещения и МКО. Станция приемов сигналов располагается на пункте центрального пожарного поста, который, как правило, находится на главном командном пункте.

Под защитой передвижными средствами тушения пожаров понимается возможность тушения пожаров экипажем с помощью противопожарного оборудования, имеющегося на судне.

Для индивидуальной защиты личного состава подразделений ГПС от тепловой радиации и воздействия механических факторов используются теплоотражательные костюмы, боевая одежда и снаряжение, защитная металлическая сетка с орошением, асбестовые или фанерные щитки, прикрепленные к стволам, асбоцементные листы, установленные на земле, ватная одежда с орошением ствольщика распыленной струей и т.д.

Групповая защита личного состава подразделений ГПС и техники, работающих на участках сильной тепловой радиации, обеспечивается водяными завесами (экранами), создаваемыми с помощью распылителей турбинного и веерного типа, а индивидуальная - стволами распылителями.

 

 

 

                ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПРИ СИЛЬНОМ ВЕТРЕ

 

Факторами, отрицательно влияющими на работу личного состава при сильном ветре, являются быстрое распространение огня, возникновение очагов горения на значительном расстоянии от основного очага пожара, преграждение огнем путей отхода и окружение быстро распространяющимся огнем пожарных, обрушение подгоревших конструкций под силой ветра.

Разведку пожара следует проводить не только на горящем объекте, но и на окружающих зданиях и по всей территории, прилегающей к месту пожара.

Для тушения пожара подается большое количество мощных стволов со значительным расходом воды. Все боевые действия по прокладке рукавных линий и подаче стволов должны проходить особенно быстро.

 

                           ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПРИ НЕДОСТАТКЕ ВОДЫ

 

Расположение водоисточников на значительном расстоянии от очага пожара требует привлечения почти всего личного состава и значительного количества техники.

При прибытии к месту пожара необходимо принять все необходимые меры по изысканию дополнительных водоисточников.

Информация о работе Особенности развития пожара