Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:52, контрольная работа
К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов, но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются и катастрофические вспышки лесных и торфяных пожаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ 4
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 4
1.2 УЩЕРБЫ ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 6
1.3 СТАТИСТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ 8
1.4 ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ 9
1.5 ПРИЧИНЫ ЛЕСОТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 13
2.1 ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 13
2.2 СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ 15
2.3 СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 18
2.4 ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ 23
2.5 БОРЬБА С ТОРФЯНЫМИ ПОЖАРАМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
• организуют наблюдение за лесами с наблюдательных пунктов, патрулирование лесной охраны, в необходимых случаях с привлечением авиации;
• проводят на территории лесхоза все необходимые подготовительные работы к авиационному патрулированию лесов в районах, обслуживаемых базами авиационной охраны лесов, и обеспечивают взаимодействие в работе по обнаружению и разведке возникших пожаров с соответствующими авиаотделениями;
• проводят подготовку и инструктаж лесной охраны, временных пожарных сторожей и других работников лесхоза по вопросам обнаружения лесных пожаров и порядка передачи информации о них соответствующим пунктам (лесхоз, лесничество, пожарно-химическая станция, авиаотделение) для организации тушения;
• проводят разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров.
Для обнаружения и контроля за состоянием и динамикой развития лесных пожаров на слабо охраняемых территориях, а также не входящих в зоны наземной и авиационной охраны также используется спутниковая информация в виде снимков, получаемых с искусственных спутников Земли (ИСЗ) — типа «Метеор», «Ресурс», NOAA, Landsat и др. Вв плановом порядке в лесных массивах, в которых проектируется развитие наземных сил и средств борьбы с лесными пожарами, строятся пожарные наблюдательные вышки, мачты и другие сооружения.
В качестве наблюдательных сооружений используются:
• пожарно-наблюдательные вышки типа ПНВ-35 высотой 35 м с лестницей
и павильоном для наблюдателя;
• пожарно-наблюдательные мачты секционного типа на растяжках с подъемником на противовесе, высота 27—30 м. На них могут устанавливаться противопожарные телекамеры;
• пожарно-наблюдательные пункты в виде павильона на господствующей высоте.
Все наблюдательные пункты как постоянные, так и временные (передвижные) обеспечиваются связью с ближайшим лесничеством, пожарно-химической станцией или лесхозом.
Для своевременного обнаружения лесных
пожаров лесхозы также
Лесхозы обязаны принимать все необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации лесных пожаров: обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременно доводить ее до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей предприятий, организаций и учреждений, других юридических и физических лиц, осуществляющих лесное пользование или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения.
Работники лесной охраны, временные пожарные сторожа и другие работники лесхозов при обнаружении признаков лесного пожара (дыма, запаха гари) обязаны немедленно принять меры, чтобы найти очаг горения. При невозможности потушить возникший пожар они немедленно сообщают о нем в контору лесничества или лесхоза, либо непосредственно дежурному пожарно-химической станции, используя для этого имеющиеся у них средства связи или средства связи ближайших предприятий, организаций и учреждений (телефон, радио) независимо от ведомственной принадлежности.
Также для обнаружения пожаров используется авиационное патрулирование. При авиационном патрулировании в лесах осуществляются10:
а) наблюдение с воздуха за охраняемой территорией;
б)своевременное обнаружение лесных пожаров, лесов, поврежденных вредными организмами, иных негативных воздействий на леса природного и антропогенного характера, определение их площадей и других качественных и количественных показателей;
в) выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах;
г) оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной и санитарной обстановке в лесах, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах;
д) контроль за лесными пожарами и очагами вредных организмов.
Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных трудно доступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование. На снимках с ИСЗ пожары проявляются в виде тонких светлых штрихов (шлейфов дыма) протяженностью у земли 100—150 км. При дешифрировании снимков можно также определять состояние лесных пожаров, задымленность территории и примерный размер пройденных огнем площадей.
Мониторинг лесов базируется прежде всего на данных изученности лесов, в основу которых положены картографические и таксационные материал лесоустройства (лесоинвентаризации), дополняемые данными различных исследовательских и обследовательских работ и справочно-нормативными материалами.
Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, являются11:
• служба государственной лесной охраны (лесники, мастера и др.), за которыми закреплены для непосредственной охраны участки леса;
• временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон, в помощь лесной охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;
• пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;
• резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с закрепленными за ними техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;
• лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами, утверждаемыми органами местного самоуправления;
• пожарные дружины (добровольные пожарные дружины), создаваемые на пожароопасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные пользования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу;
• авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимися в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъектов Российской Федерации12:
• организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
• обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
• утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
• устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
• предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
• создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
• оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горючесмазочных материалов;
• организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
• обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий.
В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается организация работ по тушению лесных пожаров:
• в районах авиационной охраны;
• в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользователями, предприятиями и организациями;
• привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.
Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.
При тушении крупных лесных пожаров необходимы значительные людские и материальные ресурсы, четкая организация труда и оперативная и достоверная информация. Тушат такие пожары как непосредственным воздействием на кромку с помощью механизмов, ручных орудий, так и косвенными методами, главным из которых является отжиг от естественных рубежей или минерализованной полосы. Пущенный навстречу пожару огонь уничтожает напочвенные горючие материалы и предотвращает распространение пожара в этом направлении.
На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, и без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов. Анализ показывает, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность каждого тушильщика в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые не только никогда не работали вместе, но и не имеют даже навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара.
Сложность состоит еще и в том, что при увеличении числа тушильщиков сразу возникает проблема увеличения численности персонала управления, обслуживания и увеличения технических средств, что крайне необходимо учитывать при планировании тушения. Кроме того, следует отметить, что организационная структура тушения очень динамична. В процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения, и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения.
Для успешной борьбы с крупными лесными пожарами мало иметь в достаточном количестве технических средств и людских резервов, успех борьбы зависит прежде всего от правильной их организации, планирования и способа применения этих сил и средств, т. е. от тактики борьбы с каждым конкретным пожаром.
Использование при борьбе с пожарами
современных технических
Крупный лесной пожар является смешанным пожаром, т. е. может состоять из участков разного вида пожаров. Кроме того, распространяясь на большой территории, он, как правило, не имеет замкнутого контура горящей кромки и часто представлен отдельными, интенсивно горящими очагами со значительными промежутками между ними в виде не горящих или прошедших огнем участков.
Борьба с крупным лесным пожаром похожа на планирование войсковой операции: при этом ведется разведка, есть силы первого эшелона и резерв, есть наступательные и оборонительные технические средства, создаются штабы и оперативные группы. Почти каждый год при тушении лесных пожаров гибнут защитники леса.
При тушении лесных пожаров применяют
следующие способы и
• захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;
• засыпка кромки пожара грунтом;
• прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав;
• отжиг горючих материалов перед фронтом пожара;
• тушение водой и огнетушащими растворами;
• тушение с применением авиации.
Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей обстановки, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологической обстановки.
Захлестывание (сбивание) пламени на кромке пожара применяют для остановки продвижения огня, используя обычно пучок из свежесломанных веток лиственных пород, срубленное небольшое деревце длиной 1,5—2 м или другие подручные средства, например, мешковину, прорезиненную ткань либо другую материю, прикрепленную к палке, сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляют при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности.
Засыпку кромки пожара грунтом применяют на легких песчаных и супесчаных слабо задернелых почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна. Для засыпки кромки грунтом из прикопок лопатой берут грунт и веером бросают на горящую кромку. В начале сбивают грунтом пламя, а затем засыпают им тлеющую кромку сплошной полосой шириной 40—60 см и толщиной 6—8 см. Горящие пни, валежник, порубочные остатки и другие очаги засыпают грунтом полностью и более плотным слоем.
Заградительные и опорные
• локализации пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;
• надежной локализации пожаров, распространение которых было приостановлено;
Информация о работе Особенности тушения лесных и торфяных пожаров