Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:52, контрольная работа
К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов, но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются и катастрофические вспышки лесных и торфяных пожаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ 4
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 4
1.2 УЩЕРБЫ ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 6
1.3 СТАТИСТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ 8
1.4 ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ 9
1.5 ПРИЧИНЫ ЛЕСОТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 13
2.1 ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 13
2.2 СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ 15
2.3 СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ 18
2.4 ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ 23
2.5 БОРЬБА С ТОРФЯНЫМИ ПОЖАРАМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
• применения отжига от опорных полос.
Для прокладки заградительных и опорных полос применяются следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:
• тракторные и конные плуги;
• специальные тракторные грунтометы и полосопрокладыватели;
• бульдозеры (при необходимости расчистки полос от кустарника, завалов и прочего);
• специальные лесопожарные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями.
Каждая заградительная полоса создается на некотором удалении от кромки пожара и должна своими концами упираться на какие-либо естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.)
Для прокладки канав применяют плуг-канавокопатель ПКЛН-500А, прокладывающий канаву глубиной 0,5 м и шириной по дну 0,3 м и канавокопатель ЛКН-600, прокладывающий канаву глубиной 0,7 м и шириной по дну — 0,3 м.
Для повышения производительности прокладки опорных полос и подачи воды на кромку пожара используются легкие лесопожарные агрегаты АЛП-0.2 и АЛК-25 на базе тракторов «Уралец» и Т-25 (Т-30). При необходимости их можно доставлять на внешней подвеске вертолета Ми-8. Они имеют производительность до 2 км/ч, транспортную скорость до 20 км/ч.
При отсутствии механизированных средств или нецелесообразности либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя и т. д.) заградительные полосы прокладывают с помощью ручных орудий, удаляя граблями напочвенный покров (на легких почвах с незначительным покровом) или снимая дернину (лопатами или мотыгами) до минерального слоя.
Заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы прокладывают и с помощью взрывчатых материалов. Этот способ применяют авиапожарные подразделения.
Отжиг — наиболее эффективный способ,
применяемый при тушении
Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади рубежей (дорог, троп, речек, ручьев, проложенных в порядке противопожарной профилактики минерализованных полос и других естественных или искусственно созданных преград распространению огня), а при отсутствии таких преград вблизи пожара — от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, взрывчатых материалов, растворов химических веществ и другим способом, шириной 0,3—0,5 м.
Для зажигания применяют
Пуск отжига проводится прежде всего против фронта пожара на таком расстоянии, чтобы до кромки низового пожара отжиг прошел бы полосу шириной не менее 10 м. В ряде случаев, при низовых пожарах высокой интенсивности и скорости ветра более 5 м/с, ширина полосы отжига перед фронтальной кромкой должна быть значительно большей (до 100 м). При верховых пожарах в зависимости от силы ветра и скорости распространения пожара необходимо успеть отжечь полосу перед фронтом шириной 100—200 м13.
При расчете расстояния пуска отжига учитывается, что скорость его распространения в дневное время будет в 3—20 раз меньше скорости распространения фронта пожара. Поэтому наиболее целесообразным временем проведения работ по остановке верховых пожаров являются вечер и раннее утро.
На прилегающей к опорной полосе территории по другую сторону от пожара организуется тщательное наблюдение за тем, чтобы не допустить возникновения очагов горения от перелетающих через опорную полосу горящих частиц.
В целях снижения возможности возникновения и развития лесных пожаров ранней весной и поздней осенью может применяться отжиг для уничтожения горючих материалов в напочвенном покрове на открытых участках и под пологом леса в соответствии с действующими правилами.
Наиболее эффективным и
Вода используется из имеющихся вблизи пожара речек, озер, ручьев и других водных источников или привозная в пожарных автоцистернах, в цистернах специальных лесопожарных агрегатов, в съемных цистернах разных типов и в других емкостях.
Для тушения лесных пожаров водой используют насосные установки пожарных автоцистерн, пожарные мотопомпы (переносные, прицепные, малогабаритные), навесные насосы, работающие от моторов автомобилей, а также лесные огнетушители. Кроме того, для тушения низовых и торфяных пожаров можно применять водораздатчики, поливочные машины и агрегаты для подачи (перекачки) воды к пожару.
Широкое применение при тушении пожаров нашли и мотопомпы различной производительности, как правило, укомплектованные пожарными рукавами диаметром 26 мм. Это высоконапорные МЛВ-2/1,2 и МЛВ-1, а также мотопомпы МЛПУ — 1,5/1,1 и плавающая МЛП-0,2 производства Вырицкого ОМЗ.
В последние годы на тушении пожаров стали широко использоваться воздуходувки производства Словении, Финляндии, России — «Словения», «Хускварна », ВЛП-20, ВЛП-2,5. Последние две, разработанные в России, имеют емкость и приспособление для подачи воды в воздушную струю, что, безусловно, повышает их эффективность. Как показывает практика, воздуходувки целесообразно применять на тушении беглых низовых пожаров и в насаждениях с толщиной подстилки до 10 см, их можно использовать и для раздувания огня при отжиге.
Воду применяют в виде мощной компактной либо распыленной струи. Мощная компактная струя разрушает структуру горящих материалов, перемешивает их с грунтом и отбрасывает на уже пройденную огнем территорию.
В целях увеличения огнетушащих свойств воды в нее добавляют смачиватели (поверхностно активные вещества «ПАВ»), снижающие поверхностное натяжение жидкости и делающие ее более проникающей в мельчайшие поры.
Вода со смачивателями применяется
при тушении низовых и
С помощью лесных огнетушителей можно тушить низовые пожары слабой и средней интенсивности. Применение ранцевой аппаратуры наиболее целесообразно при наличии вблизи пожара водоисточников, а также в горных условиях, где использовать для тушения лесных пожаров грунт и почвообрабатывающие орудия в большинстве случаев невозможно и вода (хотя бы привозная) часто является почти единственным эффективным средством пожаротушения, особенно для тушения горения в расщелинах между камнями.
При мощном слое подстилки и на задернелых почвах ранцевая аппаратура менее эффективна. Здесь более эффективна мощная сплошная струя с помощью насосных установок со значительно большим расходом воды на квадратный метр горящей площади.
Сплошные дальнобойные струи применяются также при тушении сильных очагов горения (в скоплениях хлама и т. п.) и для тушения огня на высоких сухостойных деревьях.
Для тушения почвенных (подстилочных
и торфяных) пожаров образовавшуюся
спекшуюся корку разбивают
Следует признать, что, по большому счету, специальной наземной техники для тушения лесных пожаров в России еще очень мало. В основном применяется доработанная обычная дорожно-строительная техника, способная валить лес, расчищать завалы, создавать минерализованные полосы. К тому же тяжелая техника часто прибывает на место пожаров тогда, когда скорость распространения пламени начинает обгонять скорость движения в лесу тракторов и бульдозеров и нередко огонь пожирает эту технику. Те пожарные автомобили с бензиновыми баками, которые с огромными трудностями добираются до мест пожаров, не могут вплотную приблизиться к кромке пожара. В огонь и дым идут люди с лопатами и ранцевыми огнетушителями, а чаще всего оружием против огня у незащищенных людей являются ветки деревьев и мокрые швабры, которыми эти люди сбивают пламя. Находящиеся на вооружении пожарных частей автоцистерны АЦ-40 (375)-Ц-1А и другие пожарные автомобили не предназначены для работы в труднопроходимых лесах и имеют очень малый запас воды (до 4 тонн).
Уральское конструкторском бюро транспортного машиностроения (ФГУП «УКБТМ», г. Нижний Тагил) предлагает использовать для тушения пожаров и доставки средств пожаротушения высокопроходимое гусеничное шасси танка Т-72. Танк способен преодолевать глубокие броды, рвы, косогоры, подъемы, вертикальные стенки, двигаться по радиоактивно зараженной местности, в среде отравляющих газов. По их предложениям для перевоплощения боевой машины в пожарную достаточно без больших доработок шасси вместо башни установить на штатный погон специальную поворотную платформу с кабиной, пожарным оборудованием и баками для воды вместимостью до 9 т. Лесопожарный танк укомплектован съемным серийно выпускаемым бульдозерным отвалом с автономным дистанционным гидроприводом, серийным пожарным оборудованием, кондиционером. Уровень защиты экипажа и пожарного расчета в количестве 6 человек от различных факторов внешнего воздействия превосходит все известные образцы пожарной техники.
Для тушения лесных пожаров используются также различные химические составы. Они подразделяются на смачивающие, огнезадерживающие (ретарданты) и огнегасящие.
Из смачивающих химикатов
Растворы огнетушащих солей и растворы ПАВ готовятся и хранятся на пожарно-химических станциях в специальных емкостях и доставляются к пожару в цистернах пожарных машин, полиэтиленовых канистрах, а также непосредственно в резервуарах лесных огнетушителей или готовятся на месте работ.
Огнетушащие химикаты применяют для тушения горения на кромке низового пожара, создания опорных полос для отжига, а также для дотушивания оставшихся очагов горения после локализации пожара.
Для тушения удаленных, быстро распространяющихся лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, а также пожаров, действующих на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты-танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, и гидросамолеты (амфибии), оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих составов ОС-А1 и ОС-А2 на кромку пожара или создания перед фронтом пожара заградительной полосы, а также вертолеты с выливными устройствами.
При отсутствии местных водных источников (вблизи кромки пожара) вода доставляется авто- или тракторными цистернами, а при отсутствии дорог — вертолетами в специальных емкостях или ВСУ на внешней подвеске. Основными приемами использования водосливного устройства (ВСУ) являются: обработка кромки пожара с вертолета водой и растворами химикатов; прокладка заградительных полос; использование их как резервуара для заправки лесных огнетушителей. Наибольший эффект при обработке кромки огня водой с вертолета получается при тушении пожаров, распространяющихся в редкостойных и низкорослых насаждениях, в кустарниковых зарослях, на не покрытых лесной растительностью площадях и в притундровых лесах. При этом метод слива воды с вертолета целесообразно применять только для дотушивания пожаров и при наличии наземной команды, а также в труднодоступных местах при тушении очагов загорания до прихода рабочих.
В МЧС России разработана авиационная технология борьбы с пожарами. В ее основе — водосливное устройство (ВСУ), подвешиваемое к транспортным вертолетам Ми-26Т и Ми-8МТ (соответственно ВСУ-15 и ВСУ-5). Этот уникальный «мешок», изготовленный из прочной парашютной ткани, способен вместить в себя в версии ВСУ-15 пятнадцать кубометров воды, а в ВСУ-5 — пять кубов. Он сконструирован так, что может быть заполнен в считанные секунды: вертолет зависает над любым водоемом, лебедка опускает водосливное устройство, и через полминуты уже можно лететь к месту пожара. Скорость полета с заполненной емкостью составляет 180 км/ч, а с порожней емкостью — 200 км/ч. Масса комплекта ВСУ-15 составляет 255 кг. Скорость полета при сливе воды составляет 120 км/ч. Также авиационную поддержку в тушении пожаров обеспечивают следующие виды авиатехники: вертолет Ми-26 с ВСУ-15, лесопожарные самолеты-танкеры, такие как (Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П) гидросамолет Бе-12П, транспортный самолет Ил-76, многоцелевой самолет-танкер амфибия типа Бе-200, авиационное средство пожаротушения АСП-50014.
Но все же основными летательными аппаратами, применяемыми в авиационной охране лесов являются самолеты Ан-2 для патрулирования и высадки с парашютом ППГ и вертолеты Ми-8Т, МИ-8МТВ.
Тактика — это выбор методов, способов и средств тушения пожара в зависимости от характеристики участков, охваченных пожаром, и условий, существующих в момент тушения.
Различают два метода тушения — прямой и косвенный (упреждающий).
Прямой метод применяется в том случае, когда есть возможность непосредственно потушить кромку пожара или создать у кромки заградительную полосу.
Метод упреждения (косвенный метод) применяется, когда линия остановки огня выбирается на некотором расстоянии от кромки пожара. Применение этого метода обусловлено рядом причин: необходимостью отдалить пожарных от кромки пожара из-за его интенсивности; выбором лучшего места для создания заградительной или опорной полосы; возможностью сокращения длины полосы и уменьшения времени на ее создание; использование имеющихся естественных и искусственных преград и т. п.
Информация о работе Особенности тушения лесных и торфяных пожаров