Последствия Чернобыльской катастрофы и обеспечение радиационной безопасности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:22, доклад

Описание работы

Авария на Чернобыльской АЭС 1986 года приобрела глобальное значение не только потому, что перевернула взгляд на атомную энергетику и с особой очевидностью продемонстрировала, что технический прогресс несёт с собой не только новые блага, но и новые опасности. Ошеломляющее впечатление от событий 1986 года определили непосредственные последствия Чернобыльской катастрофы, повлиявшие не только на 30-километровую зону вокруг станции, но и на большие территории в пределах сотен и тысяч километров.

Файлы: 1 файл

Последствия Чернобыльской катастрофы и обеспечение радиационной безопасности населения.docx

— 143.08 Кб (Скачать файл)

Решение об окончательной остановке энергоблока № 1 принято 30 ноября 1996 года, энергоблока № 2 — 15 марта 1999 года.

День памяти жертв Чернобыля в Париже, 26 апреля 2010 года

29 марта 2000 года принято  постановление Кабинета Министров  Украины № 598 «О досрочном прекращении эксплуатации энергоблока № 3 и окончательном закрытии Чернобыльской АЭС».

15 декабря 2000 года в 13:17 по приказу  Президента Украины во время  трансляции телемоста Чернобыльская  АЭС — Национальный дворец «Украина» поворотом ключа аварийной защиты (АЗ-5) навсегда остановлен реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС. Станция прекратила генерацию электроэнергии.[52]

В марте 2004 года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем тендера в августе 2007 года была признана компания NOVARKA, совместное предприятие французских компаний Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES.[53]

3 марта 2012 года министр  чрезвычайных ситуаций Украины  Виктор Балога заявил, что на Чернобыльской АЭС уже начались работы по установке нового саркофага[54].

24 ноября 2012 года на  площадке объекта «Укрытие» Чернобыльской  АЭС был выполнен первый подъем  восточной части «Арки», весом 5300 тонн, на 22 метра. Всего для этой  части будет выполнено 3 таких  подъема[55]. 15 сентября 2013 года на той же площадке начался третий и последний подъем восточной части «Арки». После выполнения, восточная часть будет смещена в сторону объекта «Укрытие», а на площадке, которая освободится, начнутся работы по монтажу металлоконструкций западного сегмента «Арки». В октябре 2013 года начался демонтаж вентиляционной трубы второй очереди ЧАЭС, до этого рядом с ней была сооружена ещё одна труба, но меньших размеров. В полностью собранном состоянии новый безопасный конфайнмент будет иметь длину 257 метров, ширину 164 метра, высоту 110 метров и вес 29000 тонн[56]. Работы по возведению нового саркофага планируется завершить к 2015—2016 годам (см. Чернобыльская АЭС).

 

Обеспечение радиационной безопасности населения.

Радиационная безопасность — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.

Принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике[1], как принцип ALARA(ALARP).

Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

Пути обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

качества проекта радиационного объекта;

обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

физической защиты источников излучения;

зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

условий эксплуатации технологических систем;

санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения;

санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;

наличия системы радиационного контроля;

планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

- ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

- знанием и соблюдением  правил работы с источниками  излучения;

- достаточностью защитных  барьеров, экранов и расстояния  от источников излучения, а также  ограничением времени работы  с источниками излучения;

- созданием условий  труда, отвечающих требованиям действующих  норм и правил РБ;

- применением индивидуальных средств защиты;

- соблюдением установленных  контрольных уровней;

- организацией радиационного  контроля;

- организацией системы  информации о радиационной обстановке;

- проведением эффективных  мероприятий по защите персонала  при планировании повышенного  облучения в случае угрозы  и возникновении аварии.

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

- созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;

- установлением квот на облучение от разных источников излучения;

организацией радиационного контроля;

- эффективностью планирования  и проведения мероприятии по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

- организацией системы  информации о радиационной обстановке.

- а также обеспечения  населения бесплатными респираторами,противогазами,и др. вещами радиационной защиты;

Организационные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность работ

Согласно действующим в РФ нормам РБ организационными мероприятиями, обеспечивающими радиационную безопасность работ, являются:

- оформление работы нарядом или распоряжением;

- допуск к работе;

- надзор во время  работы;

- оформление перерывов  в работе;

- оформление окончания  работы.

Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности в РФ

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам;

невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Действующие в России правила и нормы

Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);

Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-2003);

Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99);

Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Действующие нормы Украины

Нормы радиационной безопасности Украины (НРБУ-97).

 

 

 

 


Информация о работе Последствия Чернобыльской катастрофы и обеспечение радиационной безопасности населения