Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:22, доклад
Авария на Чернобыльской АЭС 1986 года приобрела глобальное значение не только потому, что перевернула взгляд на атомную энергетику и с особой очевидностью продемонстрировала, что технический прогресс несёт с собой не только новые блага, но и новые опасности. Ошеломляющее впечатление от событий 1986 года определили непосредственные последствия Чернобыльской катастрофы, повлиявшие не только на 30-километровую зону вокруг станции, но и на большие территории в пределах сотен и тысяч километров.
Решение об окончательной остановке энергоблока № 1 принято 30 ноября 1996 года, энергоблока № 2 — 15 марта 1999 года.
День памяти жертв Чернобыля в Париже, 26 апреля 2010 года
29 марта 2000 года принято
постановление Кабинета
15 декабря 2000 года в 13:17 по приказу
Президента Украины во время
трансляции телемоста
В марте 2004 года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем тендера в августе 2007 года была признана компания NOVARKA, совместное предприятие французских компаний Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES.[53]
3 марта 2012 года министр чрезвычайных ситуаций Украины Виктор Балога заявил, что на Чернобыльской АЭС уже начались работы по установке нового саркофага[54].
24 ноября 2012 года на
площадке объекта «Укрытие»
Радиационная безопасность — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Основные принципы обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.
Принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.
В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.
Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике[1], как принцип ALARA(ALARP).
Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.
Пути обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:
качества проекта радиационного объекта;
обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;
физической защиты источников излучения;
зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;
условий эксплуатации технологических систем;
санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения;
санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;
наличия системы радиационного контроля;
планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;
повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.
Радиационная безопасность персонала обеспечивается:
- ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;
- знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;
- достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;
- созданием условий
труда, отвечающих требованиям
- применением индивидуальных средств защиты;
- соблюдением установленных контрольных уровней;
- организацией радиационного контроля;
- организацией системы
информации о радиационной
- проведением эффективных
мероприятий по защите
Радиационная безопасность населения обеспечивается:
- созданием условий жизнедеятель
- установлением квот на облучение от разных источников излучения;
организацией радиационного контроля;
- эффективностью планирования и проведения мероприятии по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;
- организацией системы
информации о радиационной
- а также обеспечения
населения бесплатными
Организационные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность работ
Согласно действующим в РФ нормам РБ организационными мероприятиями, обеспечивающими радиационную безопасность работ, являются:
- оформление работы нарядом или распоряжением;
- допуск к работе;
- надзор во время работы;
- оформление перерывов в работе;
- оформление окончания работы.
Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности в РФ
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:
нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;
нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;
нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам;
невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.
Действующие в России правила и нормы
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);
Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-2003);
Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99);
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Действующие нормы Украины
Нормы радиационной безопасности Украины (НРБУ-97).