Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:14, контрольная работа
Повышение содержательности и привлекательности труда подразумевает собой улучшение условий труда на предприятии. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат. Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 - 5 лет.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологические свойства личности и воздействия различных видов трудовой деятельности на исполнителей………………………………………..4
2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные)…………………..8
3. Характеристика труда по напряженности…………………………………...11
4. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда……………………………………………………...17
5. Предложения по повышению содержательности труда……………………19
Список использованной литературы…………………………………………...22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
на тему:
«Повышение содержательности и привлекательности
труда»
Вариант № 5
Москва 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психологические свойства личности
и воздействия различных видов трудовой
деятельности на исполнителей………………………………………..
2. Анализ различных видов труда (популярные
и непопулярные, творческие и исполнительские,
содержательные и малосодержательные)…………………..8
3. Характеристика труда по напряженности…………………………………...
4. Понятие привлекательности труда, ее
значение для улучшения производительности
труда……………………………………………………...
5. Предложения по повышению содержательности
труда……………………19
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Повышение содержательности и привлекательности
труда подразумевает собой улучшение
условий труда на предприятии. На их осуществление
расходуется примерно одна четверть всех
планируемых затрат.
Большое значение улучшения условий труда
объясняется тем, что они в основном представляют
собой производственную среду, в которой
протекает жизнедеятельность человека
во время труда. От их состояния в прямой
зависимости находится уровень работоспособности
человека, результаты его работы, состояние
здоровья, отношение к труду. Улучшение
условий труда существенно влияет на повышение
его производительности. В связи с этим,
как показывает практика, затраты на их
осуществление окупаются в среднем за
3 - 5 лет.
Вопрос 1. Психологические свойства личности
и воздействия различных видов трудовой
деятельности на исполнителей
Психологические свойства личности (качества
личности) – это ее существенные особенности
(направленность, характер, темперамент).
Среди качеств личности выделяют интеллектуальные,
эмоциональные, волевые, моральные, трудовые
качества.
Существует множество критериев классификации
личностей.
С точки зрения индивидуально-психологических
данных, возможна типизация на основе
физической конституции, особенностей
нервной системы (Кречмер, Шелдон, И.П.
Павлов). Сюда относятся:
• достаточно популярное деление на астеников,
пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный,
уравновешенный, подвижный), холериков
(сильный, неуравновешенный), флегматиков
(сильный, уравновешенный, инертный) и
меланхоликов (слабый, неуравновешенный,
инертный);
• разработанное Юнгом деление на экстравертов
(расположены к общению, ориентированы
во вне) и интровертов (не склонны к общению,
ориентированы во внутрь);
• типология Хейманса — Ле Сенна (восемь
типов личностей, различающихся по эмоциональности,
активности, впечатлительности) и т. д.
Из числа рассмотренных выше психотипов
личности наибольшее практическое значение
для делового общения имеет деление по
темпераменту, под которым понимается
определенное соотношение степени эмоциональной
стабильности и ориентации либо на самого
себя, либо во внешний мир, на окружающих.
Здесь важно учитывать, что
• принадлежность к тому или иному типу
определяется генетической предрасположенностью;
• «чистых» психотипов практически, не
существует;
• существует прямая связь между темпераментом
и деловыми качествами конкретного индивида.
Начнем с холерика. У него нет устойчивых
психических реакций, он неусидчив, суетлив,
тороплив, для него характерны резкость
и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив
в споре, зато не обидчив и незлопамятен.
Отсюда следует, что он предрасположен
к конфликтам, не умеет слушать других,
склонен к риску, плохо работает с неодушевлёнными
предметами, т. е. не годится для рутинной
работы с бумагами, персональными компьютерами
и требующих терпения длительных деловых
переговоров. Его возможности в качестве
начальника ограниченны, желателен заместитель
- флегматик.
Иным набором личностных качеств обладает
сангвиник: начинает дело увлечением,
но редко доводит его до конца, неустойчив
в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии
решений, легко приспосабливается к изменяющейся
деловой ситуации. Контактен и легок в
общении, не конфликтен, умеет слушать
других людей. Вместе с тем, его ориентация
на одушевленные предметы не позволяет
ему кропотливо работать с деловыми документами,
персональными компьютерами. Сангвиник
идеально подходит для работы с людьми,
в том числе как руководитель.
Главное качество флегматика - ориентация
на неодушевленные предметы, самого себя.
Он спокоен и хладнокровен, последователен
и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив
в симпатиях и антипатиях, равнодушен
к похвале. При этом важно помнить, что
его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию
нередко запаздывает, ему трудно установить
обратную эмоциональную связь с собеседником
и, следовательно, общаться, вести деловой
диалог. Он прагматик в том смысле, что
собеседник интересен ему только в том
случае, если он заинтересован в нем. Зато
флегматик незаменим при работе с документацией,
это — идеальный бухгалтер.
«Недоразумение природы» — так некоторые
называют меланхолика. Его главная черта
— обостренная чувствительность к окружающему
миру. Это прекрасное качество, например,
для художника или музыканта, но отрицательно
сказывается на деловом общении. Меланхолик
стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив,
не верит в свои силы, склонен к подозрительности.
Наряду с этими качествами общение с другими
людьми затрудняют скрытность, стремление
замкнуться в себе; склонность к образному,
а не понятийному мышлению затрудняет
анализ деловой ситуации, но создает прекрасные
предпосылки для деятельности, например,
в области рекламы.
Любой вид трудовой деятельности представляет
собой сложный комплекс физиологических
процессов, в который вовлекаются все
органы и системы человеческого тела.
Огромную роль в этой деятельности играет
центральная нервная система, обеспечивающая
координацию функциональных изменений,
развивающихся в организме при выполнении
работы.
Трудовая деятельность осуществляется
благодаря затратам энергии мускулов,
нервов, человеческого мозга.
В процессе деятельности изменяются не
только мышцы, но и другие органы и системы
организма: увеличивается объем легочной
вентиляции, происходят изменения сердечно-сосудистой
системы. Мышечная работа вызывает повышение
максимального артериального давления.
При работах средней тяжести уровень сахара
в крови несколько повышается. Могут наблюдаться
определенные изменения водно-солевого
обмена при работе в горячих цехах или
при выполнении тяжелой физической работы.
Мышечная работа разной интенсивности
может вызывать сдвиги разных отделов
центральной нервной системы, в том числе
коры головного мозга. Тяжелая физическая
нагрузка нередко обуславливает нарушение
условно-рефлекторной деятельности, а
также повышение порога чувствительности
зрительного, слухового и тактильного
анализаторов.
Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную
деятельность и снижает порог восприятия
для указанных анализаторов.
Умственный труд обычно вызывает замедление
пульса и лишь иногда значительные умственные
напряжения учащают его. При умственной
работе повышается кровяное давление,
учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение
сосудов мозга.
Продолжительная умственная работа приводит
к падению условных сосудистых рефлексов
и образованию парадоксальных реакций.
Напряженный умственный труд вызывает
отклонение от нормы тонуса гладких мышц
внутренних органов, кровеносных сосудов,
в особенности сосудов мозга и сердца.
Установлено, что умственная работа тесно
связана с работой органов чувств, в первую
очередь зрения и слуха, и она более плодотворно
протекает в условиях тишины.
Легкая мышечная работа стимулирует умственную
деятельность, а тяжелая изнурительная
работа, наоборот, понижает ее, снижает
качество. Имеются данные о том, что для
многих представителей творческой умственной
деятельности ходьба являлась необходимым
условием выполнения работы.
Интенсивная работа, как физическая, так
и умственная, может привести к утомлению
и переутомлению.
Утомление – это физиологическое состояние
организма, возникающее после проделанной
работы и выражающееся во временном понижении
работоспособности. Признаки утомления:
снижение производительности труда, ощущение
усталости, так же нежелание или даже невозможность
дальнейшего продолжения работы.
Переутомление развивается при длительном
воздействии на организм вредных факторов
производственной среды – это хроническое
утомление. Причинами хронического утомления
являются: несоответствие продолжительности
и тяжести работы и времени отдыха, неудовлетворительная
обстановка труда, неблагоприятные бытовые
условия, плохое питание.
Вопрос 2: Анализ различных видов труда
(популярные и непопулярные, творческие
и исполнительские, содержательные и малосодержательные)
Трудовая деятельность человека и окружающая
среда постоянно меняются в процессе ускорения
научно-технического прогресса и осуществления
широких социально-экономических преобразований.
Вместе с тем труд остается первым, основным
и непременным условием существования
человека. В настоящее время различают
следующие основные виды труда.
1. Виды труда, требующие значительной
мышечной энергии. Эти трудовые действия
применяются при отсутствии механизированных
средств и требуют значительных энергетических
затрат в сутки — от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал)
и выше.
Напряженный физический труд, стимулирующий
развитие мышечной системы и обменные
процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков.
Главный — это неэффективность, связанная
с низкой производительностью труда и
необходимостью перерывов на восстановление
физических сил, составляющих до 50% рабочего
времени.
2. Механизированные виды труда. При этих
видах труда энергетические затраты рабочих
колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж
(3000-4000 Ккал).
Механизация труда позволяет уменьшить
характер мышечных нагрузок и усложнить
программы действий. Однако однообразие
простых действий и малый объем воспринимаемой
при этом, информации приводят к монотонности
труда.
3. Формы, связанные с автоматизированным
производством. При данной форме труда
человек исключается из процесса непосредственной
обработки предмета труда, который целиком
выполняют механизмы. Характерные черты
этих форм труда — монотонность, высокие
темп и ритм работы, нервная напряженность.
При автоматизированных формах труда
от работника требуются постоянная готовность
к действию и быстрота реакции, необходимая
для своевременного устранения возникающих
неполадок.
4. Групповые формы труда — конвейерные.
Отличительные особенности данной формы
— разделение общего процесса на конкретные
операции, строгая последовательность
их выполнения, автоматическая подача
деталей к каждому рабочему месту с помощью
ленты конвейера.
При конвейерной форме требуются соответствующие
темп и ритм работы. Чем проще содержание
операции, тем меньше работник тратит
времени на нее и тем монотоннее работа.
Одно из отрицательных последствий конвейерного
труда — монотония, которая выражается
в преждевременной усталости и нервном
истощении.
5. Формы труда, связанные с управлением
производственными процессами и механизмами
(умственный труд). С точки зрения физиологии
различают две основные формы управления
производственными процессами: в одних
случаях пульты управления требуют частых
активных действий человека, а в других
— редких.
Умственный (интеллектуальный) труд представлен
профессиями, относящимися к сфере материального
производства (конструкторы, инженеры,
техники, диспетчеры, операторы и др.),
и профессиями вне материального производства
(ученые, врачи, учителя, писатели, артисты,
художники и др.).
Интеллектуальный труд заключается в
переработке и анализе большого объема
разнообразной информации, а следовательно,
требует мобилизации памяти, внимания,
напряжения сенсорного аппарата, активизации
процессов мышления. Мышечные нагрузки
при этом незначительны, а суточные энергозатраты
составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).
Для интеллектуального труда характерна
гипокинезия, т. е. значительное снижение
двигательной активности человека, приводящее
к ослаблению реактивности организма
и повышению эмоционального напряжения.
Умственный труд подразделяют на: операторский,
управленческий, творческий, труд медицинских
работников, преподавателей, учащихся
и студентов. Различия здесь касаются
организации трудового процесса, равномерности
нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Чем сложнее условия труда, тем трудовой
коллектив труднее организуется, психоклимат
менее поддается воздействию. Структура
неформальных взаимоотношений, изученная
в восьми рабочих бригадах на Кемеровском
электромеханическом заводе (КЭМЗ) и двадцати
бригадах на Сибэлектромаше (СЭТМ) и описанная
трижды в разные моменты обследования
с перерывами в один год, оказалась различной
для одних и тех же коллективов.
Интересно, что для членов обследованных
бригад снижение численности бригады
совпадает с усилением тяги к общению
между собой, и межличностным неформальным
контактам. В этом случае деловой четкий
контакт, способствующий повышению морального
здоровья коллектива, подменяется активным
неделовым. Можно предположить, что в каждом
случае при уменьшении определенной численности
бригады, в коллективе возможно ухудшение
психоклимата.
Вопрос 3: Характеристика труда по напряженности
Труд – целенаправленная деятельность
человека на удовлетворение своих культурных
и социально-экономических потребностей.
Условия труда – совокупность факторов
трудового процесса и рабочей среды, в
которой осуществляется деятельность
человека.
Классификация основных форм трудовой
деятельности:
Труд, требующий большой мышечной активности.
Имеет место при отсутствии механизированных
средств для работы (труд сталевара, грузчика,
овощевода и т. д.). Развивает мышечную
систему, стимулирует обменные процессы
в организме, но в тоже время социально
не эффективен, имеет низкую производительность,
потребность в длительном отдыхе.
Механизированная форма труда. Требует
специальных знаний и двигательных навыков,
в работу включаются мелкие мышцы рук,
ног, которые обеспечивают скорость и
точность движения. Однако, однообразие
простых действий, малый объём воспринимаемой
информации приводит к монотонности труда.
Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим
производством. Недостатки: монотонность,
повышенный темп и ритм работы, отсутствие
творческого начала, так как обработкой
предметов занимается механизм, а человек
выполняет простые операции по обслуживанию
станков
Конвейерный труд. Отличается дроблением
процесса на операции, заданным темпом
и ритмом, строгой последовательностью
операций. Главный недостаток - монотонность,
приводящая к преждевременной усталости
и быстрому нервному источению. При однообразных
повторяющихся раздражителях в корковой
деятельности преобладает процесс торможения,
что ведёт к рассеиванию внимания, падению
скорости реакции, быстрому утомлению.
Труд, связанный с управлением производственными
процессами и механизмами. Человек выступает
в роли оператора, и чем менее автоматизирован
процесс управления, тем больше его участие.
Умственный труд. Восприятие и переработка
большого количества информации с включением
памяти, внимания, активизация процесса
мышления.
Формы умственного труда:
Операторский - контроль за работой машин.
Отличается высокой ответственностью
и нервно-эмоциональным напряжением.
Управленческий (руководители предприятия).
Характеризуется большим ростом объёма
информации при нехватке времени для её
переработки, большой личной ответственностью
за принятые решения, стрессовыми и конфликтными
ситуациями.
Творческий труд (научные работники, преподаватели,
писатели, конструкторы). Наиболее сложная
форма, так как требует большого объёма
памяти, напряжения, внимания. Приводит
к повышению нервно-эмоционального напряжения,
тахикардии, повышению кровяного давления,
изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны
вегетативных функций.
Труд преподавателей и медицинских работников
- постоянный контакт с людьми, повышенная
ответственность, частая нехватка времени
и информации для принятия правильного
решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному
напряжению.
Труд учащихся и студентов. Необходима
концентрация памяти, внимания. Присутствуют
стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).
Как видно, многообразие форм трудовой
деятельности сводится к двум основным.
Физический труд – характеризуется большой
нагрузкой на опорно-двигательный аппарат
и функциональные системы (сердечно - сосудистую,
нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает
мышечную систему, стимулирует обменные
процессы, но из-за низкой производительности
социально не эффективен. Основным его
показателем является тяжесть.
Энергозатраты при физическом труде, в
зависимости от тяжести работы, составляют
4000 - 6000 ккал в сутки.
Умственный труд – объединяет работы,
связанные с приёмом и передачей информации,
требующие активизации процессов мышления,
внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется
значительным снижением двигательной
активности (гипокинезией), что приводит
к сердечно - сосудистой патологии; длительная
умственная нагрузка угнетает психику,
ухудшает функции внимания, памяти. Основным
показателем умственного труда является
напряжённость, отражающая нагрузку на
центральную нервную систему.
Энергозатраты при умственном труде составляют
2500 - 3000 ккал в сутки.
Суточный расход энергии при умственном
труде повышается на 48% при чтении вслух
сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у
операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен
к инерции, т. к. после прекращения работы
мыслительный процесс продолжается, умственная
работа не прекращается, что приводит
к большему утомлению и истощению ЦНС,
чем при физическом труде.
Условия труда подразделяются на 4 класса:
I класс. Оптимальные условия труда.
Такие условия, при которых сохраняется
не только здоровье работающих, но и создаётся
предпосылки для поддержания высокого
уровня работоспособности. Оптимальные
нормативы производственных факторов
установлены для микроклиматических параметров
и факторов трудового процесса. Для других
факторов за оптимальные условия труда,
при которых неблагоприятные факторы
не превышают уровни, принятые в качестве
безопасных для населения. К оптимальным
относят условия труда на рабочих местах,
где оборудование и инструмент полностью
соответствуют стандартам и правилам;
установлены и исправны требуемые средства
защиты; средства инструктажа и обучения
выполнены в соответствие с требованиями;
оборудование исправно.
II класс. Допустимые условия труда.
Характеризуются такими уровнями факторов
среды и трудового процесса, которые не
превышают установленных гигиеническими
нормами для рабочих мест, а возможные
изменения функционального состояния
организма восстанавливаются во время
регламентированного отдыха или к началу
следующей смены и не должны оказывать
неблагоприятного воздействия в ближайшем
и отдалённом периоде на состояние здоровья
работающих и их потомства. Допустимые
условия труда существуют там, где повреждены
и неисправны средства защиты (ослабление
отдельных крепежных деталей).
III класс. Вредные условия труда.
Характеризуются наличием вредных производственных
факторов, превышающих гигиенические
нормативы и оказывающих неблагоприятные
воздействия на организм работающего
и (или) его потомства. Вредные условия
труда подразделяют на четыре степени
вредности:
1-я характеризуется такими отклонениями
от гигиенических нормативов, которые
вызывают обратимые функциональные и
обуславливают риск развития заболевания;
2-я характеризуется такими уровнями производственных
факторов, которые могут вызывать стойкие
функциональные нарушения, приводящие
к росту заболеваемости с временной утратой
трудоспособности, увеличению частоты
общей заболеваемости, появлению начальных
признаков патологии;
3-я характеризуется такими уровнями вредных
факторов, которые приводят к развитию
профессиональной патологии в легких
формах в период трудовой деятельности,
росту хронической общесамотической патологии
(постоянная усталость, снижение иммунитета),
включая повышенную частоту заболеваемости
с временной утратой трудоспособности;
4-я при которой могут возникнуть выраженные
формы профессиональных заболеваний,
отмечается значительный рост хронической
патологии и высокие уровни заболеваемости
с временной утратой трудоспособности.
IV класс. Опасные (экстремальные) условия
труда.
Характеризующиеся такими уровнями производственных
факторов, воздействие которых в течение
рабочей смены (или ее части) создает угрозу
для жизни, высокий риск возникновения
тяжелых форм острых профессиональных
поражений.
Факторы тяжести и напряжённости трудового
процесса:
Оптимальный (легкий) труд. Затраты энергии
- до 174 Вт.
Допустимый труд (средней тяжести). Затраты
энергии - от 175 до 290 Вт.
Вредный (тяжелый) труд. Затраты энергии
- свыше 290 Вт.
Физическая тяжесть труда - это нагрузка
на организм при труде, требующая преимущественно
мышечных усилий и соответствующего энергетического
обеспечения. С учетом вида нагрузки и
нагружаемых мышц физическая работа делится
на статическую и динамическую.
Статическая работа связанна с фиксацией
орудий и предметов труда в неподвижном
состоянии, с поддержанием тела или его
частей в пространстве (фиксация рабочей
позы).
Внешняя мышечная работа отсутствует,
но остаётся напряжённое состояние мышц,
длящееся бесконечно долго. Это приводит
к сильному утомлению мышц, а с учётом
недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию
мышечной и периферийной нервной системы.
Пример статической работы - часовой на
посту.
Динамическая работа - процесс сокращения
мышц, приводящий к перемещению груза,
а так же самого тела человека или его
частей, в пространстве.
При этом энергия организма расходуется
как на поддержание определённого напряжения
в мышцах, так и на механический эффект
работы. Динамическая работа подразделяется
на общую мышечную работу, выполняемую
более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры,
в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие);
региональную мышечную работу, которая
выполняется мускулатурой плечевого пояса
и верхних конечностей; локальную мышечную
работу с участием менее чем 1/3 скелетных
мышц.
Напряженность труда характеризуется
эмоциональной нагрузкой на организм
при труде, требующем преимущественно
работы мозга по получению и переработке
информации. Наиболее легким считается
умственный труд, при котором отсутствует
необходимость принятия решений. Такие
условия труда считаются оптимальными.
Если же оператор работает и принимает
решения в рамках одной инструкции, то
такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным вредным условиям 1 степени
относится труд, который связан с решением
задач по известным алгоритмам. Творческая
деятельность, требующая решения сложных
задач при отсутствии очевидного алгоритма
решения, должна быть отнесена к напряженному
труду 2-й степени.
Вопрос 4: Понятие привлекательности труда,
ее значение для улучшения производительности
труда
Привлекательность труда – означает условия
труда при которых человек положительно
относится к работе и готов в дальнейшим
трудится на данном предприятии. Привлекательность
труда складывается из благоприятных
условий труда, заработанной платы, поощрений
и других льгот.
Благоприятные условия труда напрямую
влияют на работоспособность человека,
его здоровье, отношение к труду, повышают
производительность труда.
Какие условия труда можно назвать благоприятными?
Такие, при которых выполняются: оптимальное
соотношение режима труда и режима отдыха;
оптимальный уровень механизации и автоматизации
трудоемких производственных процессов,
используется современная высокопроизводительная
техника. Также высоким требованиям отвечает
организация рабочих мест (его размеры,
устройство, оборудование, освещенность
и т. п.); темп работы; улучшено транспортное
обслуживание рабочих мест, связанных
с тяжелыми предметами труда.
Также предусмотрено чередование работ,
требующих участия разных анализаторов
(слуха, зрения, осязания и др.); чередования
работ, требующих преимущественно умственных
нагрузок с работами физическими; чередование
работ разной сложности и интенсивности.
Используются следующие меры по повышению
содержательности и привлекательности
труда: оптимизация режимов труда и отдыха;
ритмизация труда (работа по графику с
пониженной на 10-15% нагрузкой в первый
и последний часы рабочей смены); компьютеризация
вычислительных и аналитических работ,
широкое использование персональных компьютеров
в практике управления производством,
организация компьютерных банков данных
по разным аспектам производственной
деятельности и другие.
Также на привлекательность труда большое
влияние оказывают санитарно-гигиенические
факторы условий труда: микроклимат, чистота
воздушной среды, освещенность, шум, вибрация,
ультразвук, различные излучения, биологические
и другие воздействия. Поэтому все эти
факторы должны быть в норме.
Далеко не последнее место в привлекательности
труда играют эстетические факторы, воздействие
которых может вызывать у человека соответствующее
отношение к условиям труда с точки зрения
художественного восприятия окружающей
среды (имеется в виду использование цвета,
формы, музыки в трудовой деятельности
человека). Эти элементы находят свое применение
в решении художественно-конструкторских
качеств рабочего места, инструмента,
рабочей одежды, вспомогательных средств,
а также в архитектурно-художественном
оформлении интерьера. Важными элементами
в современных условиях являются функциональная
музыка и окраска производственных помещений.
Их применение положительно воздействует
на состояние исполнителя работы и способствует
его работоспособности.
Стоит упомянуть также о социально-психологических
факторах. Они определяются составом и
особенностями предприятия (социально-демографический
состав персонала, интересы работников,
стиль руководства в подразделениях предприятия
и др.). Под действием этих факторов формируется
морально-психологический климат на предприятии,
выражающийся в уровне стабильности персонала,
его сплоченности, характере взаимоотношений
между группами работников, настроениях,
дисциплине труда, трудовой активности
и творческой инициативе.
Вопрос 5: Предложения по повышению содержательности
и привлекательности труда
Повышение содержательности и привлекательности
труда должно включать следующие меры:
I. Меры по профилактике утомления и переутомления
(оптимальный режим труда и отдыха). Необходимость
чередования работы и отдыха является
одной из физиологических особенностей
трудовой деятельности человека. Большое
значение в профилактике утомления имеет
активный отдых, в частности физические
упражнения, проводимые во время коротких
производственных перерывов. Занятия
физкультурой в организациях во время
работы позволяют повысить производительность
труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели
физиологического состояния организма
работающих. Необходимыми факторами для
профилактики утомления, являются надлежащие
санитарное состояние производственных
помещений, микроклиматические условия,
эстетическое оформление и др.
II. Меры по снижению физической и нервно-психической
напряженности:
Повышение уровня механизации и автоматизации
трудоемких производственных процессов,
использование современной высокопроизводительной
техники;
Совершенствование организации рабочих
мест;
Организация приемов и методов труда;
Оптимизация темпа работы;
Улучшение транспортного обслуживания
рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами
труда;
Чередование работ, требующих участия
разных анализаторов (слуха, зрения, осязания
и др.);
Чередования работ, требующих преимущественно
умственных нагрузок с работами физическими;
Чередование работ разной сложности и
интенсивности;
Предупреждение и снижение монотонности
труда путем повышения содержательности
труда;
Ритмизация труда (работа по графику с
пониженной на 10-15% нагрузкой в первый
и последний часы рабочей смены);
III. Меры по повышению работоспособности:
аэрация,
водные процедуры,
аэроионизация,
ультрафиолетовое облучение.
Аэрация - интенсивная вентиляция, при
которой под влиянием разности удельных
весов наружного и внутреннего воздуха
и воздействием ветра на стены и кровлю
удачно создается управляемый и регулируемый
воздухообмен через открывающие фрамуги
и створки окон.
Известно восстановительное воздействие
на организм человека других оздоровительных
методов - водных процедур (душ, обтирание,
умывание, гигиенические ванночки и т.д.).
К оздоровительным средствам повышения
работоспособности относится ультрафиолетовое
облучение. Известно, что его дополнительное
применение благоприятно влияет на организм
человека, повышает работоспособность,
улучшает самочувствие и способствует
снижению заболеваемости.
К оздоровительным средствам повышения
работоспособности также относится ионизация
воздуха на производстве.Ионизация воздуха
- процесс превращения нейтральных атомов
и молекул воздушной среды в электрические
заряженные частицы (ионы).
Список использованной литературы
Безопасность жизнедеятельности: Учебник/под
ред. Проф. Э. А. Арустамова – 9-е изд. перераб.
и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация
«Дашков и К», 2005, - 496 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учебное
пособие / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько.
Санкт – Петербург: Лань, 2000.
Экономика и социология труда: учеб/под
общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Г. Мумладзе
– М.: КНОРУС, 2007, 328 с.
Физиология и психология труда: Учеб. пособие
/ под ред. В. В. Адамчука. М.: Экономическое
образование, 1999 г.
Психология и этика делового общения:
Учебник для вузов/ под рел. проф. В. Н. Лавриненко.
– 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000 – 327 с.
Эргономика: Учебное пособие / под ред.
В. В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Информация о работе Повышение привлекательности и содержательности труда