Повышение содержательности и привлекательности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних и внутренних опасных факторов. Проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества.

Содержание работы

Введение
1.Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителя
2.Анализ различных видов труда
3.Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации труда
4.Требования к системе «человек-среда обитания» (как они выполняются на практике)
5.Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда
6.Предложения и мероприятия по улучшению окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1.Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителя

2.Анализ различных видов труда

3.Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации труда

4.Требования к системе «человек-среда обитания» (как они выполняются на практике)

5.Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда

6.Предложения и мероприятия по улучшению окружающей среды

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнедеятельность - это  повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение  благоприятных условий жизни  людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия  внешних и внутренних опасных  факторов. Проблемы безопасности жизнедеятельности  касаются всего человечества.

Основополагающая формула  безопасности жизнедеятельности - предупреждение и опережение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические  средства и технологии), кроме положительных  свойств и результатов, обладают способностью создавать опасные  и вредные факторы. При этом новый  положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной  опасностью или группой опасностей.

На всех этапах развития человек стремится к обеспечению  личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих действий и поступков человека. Например, создание надежного жилища это на что иное как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, землетрясения) и вредных (резкие колебания  давления, температуры, солнечная радиация и др.) факторов. Но с появлением жилища возникли опасности обрушения задымления, возгорания.

В современном мире к опасным  и вредным факторам естественного  происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные  осадки, грозовые разряды и др.) прибавились  многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Производственная деятельность человека постоянно оказывает возрастающее негативное влияние на качество природной  среды, способствуя возникновению  неблагоприятных экологических  факторов.

Ведь большую часть  времени активной жизнедеятельности  человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая  при несоблюдении принятых нормативных  требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

А производственная среда - это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические  факторы и факторы, связанные  с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль и др.), называемые вредными и  опасными факторами.

Именно о взаимодействии человека и производственной среды  в процессе трудовой деятельности пойдет речь ниже.

 

 

1.Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителя

 
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно  меняются в результате постоянного  использования достижений и продукции  научно-технического прогресса и  осуществления широких социально-экономических  преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным  условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

Характер и организация  трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального  состояния организма человека. Любой  вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических  процессов, в который вовлекаются  все органы и системы человеческого  организма.

Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме  при выполнении работы. Нервная система  человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервные системы.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой  единое целое. ЦНС осуществляет связь  организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма  на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и  под контролем ЦНС, называется рефлексом. Все рефлексы распадаются на две  большие группы: безусловные и  условные. Условные возникают под  воздействием каких-либо условий.

Наиболее общими особенностями  условно-рефлекторной деятельности человеческого  организма в процессе труда являются:

1.осознанность цели трудовой  деятельности - стремление к достижению  цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и  закреплению условных рефлексов;

2.в процессе трудовой  деятельности на высшие отделы  ЦНС воздействуют не только  физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда;

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как  единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому  различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время  трудовой деятельности, есть внешнее  проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический  труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др., обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в достаточно длительном отдыхе. В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли.

Умственный  труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению активности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц занимающихся умственным трудом. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). (1;48)

Каждый вид труда определяет свой уровень энергозатрат на него. Тяжесть и напряженность труда  характеризуются степенью функционального  напряжения организма. Оно может  быть энергетическим, зависящим от мощности работы при физическом труде, и эмоциональным при умственно  труде, когда имеет место информационная перегрузка.

  

2.Анализ различных видов труда

 

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время  различают следующие формы труда:

1)Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему  и стимулируя обменные процессы, напряженный  физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью  и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

2)Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы  труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда  требуют специальных знаний и  навыков.

В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую  скорость и точность движений, которые  необходимы при управлении механизмами. Однообразие простых и большей  частью локальных действий, однообразие  и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к  монотонности этого вида труда.

3)Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека

ограничивается обслуживанием  автоматизированных линий и управлением  электронной техникой. Характерные  черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная  напряженность.

Физиологическая особенность  автоматизированных форм труда - это  постоянная готовность работника к  действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние ожидания различно по степени  утомляемости и зависит от отношения  к работе , срочности необходимого действия, ответственности предстоящей  работы и.т.д.

4)Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда  требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще  ее содержание.

Монотонность - это одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной  усталости и нервном истощении, рассеивается внимание, уменьшается  скорость реакции, наступает быстрое  утомление.

5)Формы труда связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Здесь человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют активных действий человека, в других - редких.

6)Формы интеллектуального или умственного труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например: конструкторы, инженеры, техники, диспетчера, операторы и др., так и вне его, например: ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается  в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого - мобилизация  памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки при  этом незначительны, суточные энергозатраты  составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал).

Для интеллектуального труда  характерна гипокинезия , т.е. значительное снижение двигательной активности. Она  является неблагоприятным производственным фактором.

Умственный труд связан с  приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации  процессов мышления и эмоциональной  сферы. Сейчас в условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого  элемента во всех сферах профессиональной деятельности.

Формы умственного труда  подразделяются на:

А)Операторский труд. В условиях современного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например: труд диспетчера.

Б)Управленческий труд. Это труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтов.

В)Творческий труд. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Например: труд

программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Г)Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг. Отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения.

Д)Труд учащихся и студентов. Это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Информация о работе Повышение содержательности и привлекательности труда