Вид подвижного состава |
Интенсивность подачи распыленной воды,
л, м-2, с-1 |
|
для тушения |
на защиту |
Пассажирский, почтово-багажный рефрижераторный |
0,20-0,35 |
|
С твердым сгораемым материалом |
0,20-0,25 |
0,10 |
С порошковой продукцией контейнерами |
0,25-0,40 |
0,10 |
Оптимальная концентрация
поверхностно-активных веществ в растворах
для тушения хлопковой продукции приведена
в таблице 4.
Таблица 4.
Оптимальная концентрация
ПАВ.
Наименование пенообразующих веществ |
Концентрация, % |
Сульфанол НП-1 и НП-5 |
0,3-0,5 |
Сульфанат |
0,4-0,6 |
Смачиватель НБ |
0,75-0,80 |
Пенообразователь ПО-3А, сульфанол Б |
1,5-1,8 |
Вспомогательные вещества ОП-7, ОП-10 |
1,5-2,0 |
Эмульгатор ОП-4 |
1,9-2,1 |
Пенообразователи ПО-1, ПО-1Д, ПО-3АИ |
3,5-4,5 |
Пенообразователь “Сампо" |
6,0-7,0 |
Интенсивность подачи
огнетушащих средств для охлаждения железнодорожных
цистерн принимается согласно таблице
4.2.
Интенсивность подачи
воды и пены для охлаждения оборудования,
находящегося в зоне горения.
Огнетушащие вещества |
Интенсивность подачи воды
и пены, кг, м-2, с-1 |
|
сжиженные газы |
газообразные и жидкие нефтепродукты |
Водяные струи воды из ручных стволов |
0,5 |
0,2 |
Распыленные струи воды из ручных стволов |
0,3 |
0,1 |
Распыленные струи воды из турбинных распылителей
и пена низкой кратности |
0,2 |
0,1 |
Примечание : Интенсивность
подачи воды и пены для охлаждения соседнего
оборудования уменьшается в два раза.
Интенсивность подачи
огнетушащих средств для тушения струйного
факела пламени над железнодорожными
цистернами согласно таблице 4.3 Указаний
(7).
Интенсивность подачи
огнетушащих
средств для тушения
струйного факела.
Вид струйного факела |
Интенсивность подачи огнетушащих средств
кг, кг-1 |
|
газоводяная
струя |
порошковая
струя |
компактная водяная струя |
Компактная струя горячего газа и жидкости |
7,0 |
4,0 |
21,0 |
Распыленная струя горячего газа и жидкости,
а также компактная и распыленная струя
сжиженного газа |
15,0 |
3,8 |
- |
При этом интенсивность
подачи порошка ПСБ-3 для тушения факела
пламени углеводородных сжиженных газов
над железнодорожными цистернами на основании
экспериментальных данных принимается
согласно таблице 5.
Интенсивность подачи
порошка ПСБ-3 для тушения
факела пламени углеводородных
сжиженных газов
над железнодорожными
цистернами.
Вид факела пламени |
Интенсивность подачи порошка, кг\кг |
Вертикальные и компактные струи
сжиженного газа |
4,0 |
Разветвление и веерные струи сжиженного
газа |
11,0 |
Интенсивность подачи
огнетушащих средств для тушения разлитого
нефтепродукта и сжиженного газа принимается
согласно таблице 4.4 Указаний (7).
Таблица 4.4
Интенсивность подачи
огнетушащих средств
для тушения разлитого
нефтепродукта.
Нефтепродукт |
Интенсивность подачи огнетушащих
средств , кг.м-2, с-1 |
|
пена низкой кратности |
пена
средней
кратности |
распыленная
вода |
порошок
ПСБ - 2 |
Сжиженный газ |
- |
- |
- |
1,0 (лаф. ствол)
0,35 (руч.
ствол) |
Нефтепродукт с температурой вспышки
280С и выше |
0,25 |
0,05 |
0,2-0,4 |
1,0 (лаф. ствол )
0,35 (руч.
ствол ) |
Нефть, нефтепродукты с температурой вспышки
ниже 280С |
0,15 |
0,05 |
0,2-0,4 |
0,16 |
Мазут и масла |
0,1 |
0,05 |
0,2 |
0,16 |
При этом, интенсивность
подачи огнетушащих средств для тушения
сжиженного газа на железнодорожных путях
под слоем щебня на основании экспериментальных
данных согласно таблице 6.
Интенсивность подачи
огнетушащих средств
для тушения разлитого
сжиженного газа на
железнодорожных путях
под слоем щебня.
Наименование огнетушащих веществ |
Интенсивность подачи, л.м-2, с-1 |
Распыленная вода |
5,0 |
Воздушно-механическая пена средней кратности
(по раствору) |
1,00 |
Расчет сил и средств
выполняется по методике, изложенной в
приложении 4.
-
^ ПРИЕМЫ И ПРОСОБЫ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ.
Боевые действия подразделений
в первую очередь должны обеспечить эвакуацию
пассажиров : тушение и охлаждение цистерн
и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными
веществами ,газами , ЛВЖ и ГЖ с целью предотвращения
взрывов в них ; повреждений подвижного
состава с ЯВ ; избежания утечки и разлива жидкости ; распространения огня на соседние поезда , здания и сооружения.
При горении горловин цистерн,
вагонов без разлива жидкости их отцепляют
от не горящих вагонов и подают на специальную
площадку для целей пожаротушения подвижного
состава или отводят на безопасное расстояние,
удобное для подъезда пожарной техники,
где принимают меры по ликвидации пожара.
Поврежденные цистерны с вытекающими
горючими веществами, жидкостями эвакуировать
запрещается.
Во избежание загорания, не
допускается производить эвакуацию цистерн
и вагонов с опасными грузами через зону
пожара. Эвакуацию следует производить
только противоположную сторону от очага
пожара.
При разливе ЛВЖ, ГЖ из поврежденных
железнодорожных цистерн и их горение
на путях, необходимо обеспечить ее тушение
пеной средней кратности или распыленной
водой не допуская распространения по
ней пламени. Одновременно обеспечиваются
ограничения ее растекания путем устройства
обвалования или отвода в безопасное место.
При наличии в зоне пожара вагонов
и цистерн со взрывоопасными грузами,
сжиженными газами и ЛВЖ , ЯВ и РВ в первую очередь нужно принять меры по защите - охлаждению каждой единицы 2 лафетными стволами и выводу их из зоны пожара. При невозможности их эвакуации охлаждение должно продолжаться непрерывно одновременно с двух сторон. Личный состав должен работать в теплоотражательных костюмах, теплозащищенных и защищаться распыленными струями воды. Боевые позиции для них следует выбирать с учетом защиты от возможных взрывов под прикрытием вагонов на соседних путях. Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо
по всей поверхности, особенно верхнюю
ее часть с паровоздушной средой и горловину
с дыхательной аппаратурой. Горение над
горловиной следует ликвидировать стволом
ГПС-600, асбестовым одеялом, смоченным
брезентом или кошмой после охлаждения
ее поверхности. После ликвидации горения
цистерны необходимо продолжать ее охлаждение
распыленными струями воды с использованием
турбинных насадок НТР-2,5; 5,0; 10; 20.
Первоочередному охлаждению
также подлежат, находящиеся в зоне теплового
воздействия, пустые железнодорожные
цистерны с остатками продуктов, скорость
которых выше, чем заполненных.
При загорании на железнодорожных
станциях цистерны со сжиженными углеводородными
газами следует принять неотложные меры
по ее выводу под прикрытием 4 пустых платформ
для полувагонов в безопасное место (тупик) , не прерывая при этом ее охлаждения. При невозможности ее отвода необходимо обеспечить защиту распыленными струями воды соседних зданий, сооружений и поездов, продолжая последовательную эвакуацию подвижного состава. Тушение аварийного истечения сжиженного углеводорода газа из железнодорожных цистерн производится лишь после завершения подготовительных мероприятий по устранению его утечки ,а также в случае, если его горение
способствует взрывам, опасным деформациям
и обрушениям. Тушение вертикальных факелов
над цистернами водяными струями с помощью
ручных стволов более эффективно с уровня
крыш соседних вагонов. Эффективность
водяных струй, в том числе подаваемых
с помощью лафетных стволов, намного снижается
при тушении над дыхательной арматурой
цистерн разветвленных факелов пламени.
Тушение веерных факелов водяными струями
не эффективно, для их ликвидации следует
использовать подачу порошковых составов
лафетными стволами. Тушение факелов сжиженного
газа порошком ПСБ с помощью одного АП-3
возможно при расходе газа не превышающем
4 кг\сек-1.