Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:09, реферат
Цель данного реферата: рассмотреть и проанализировать права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
В ходе работы следует выполнить ряд задач: ознакомиться с нормативно-правовой базой в области защиты от ЧС, с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), рассмотреть права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
Введе-ние…..…………………………………………………………………...….3
Глава I.Нормативная правовая база в области защиты от ЧС………………...5
Глава II. Российская система предупреждений и действий в ЧС.
1. Структура РСЧС…………………………………………………………..11
2. Основные цели, задачи, силы и средства РСЧС………………………..14
Глава III. Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
1. Права граждан РФ в области защиты от ЧС………….…………………18
2. Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС……………………..20 Заключе-ние………………………………………………………………...…..…24
Список использованных источни-ков…………………………………………...25
.
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: « Права и обязанности граждан РФ в области защиты от
чрезвычайных ситуаций»
Москва 2013г.
Оглавление
Введение…..…………………………………………………
Глава I.Нормативная правовая база в области защиты от ЧС………………...5
Глава II. Российская система предупреждений и действий в ЧС.
Глава III. Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
1. Права граждан РФ в области защиты от ЧС………….…………………18
2. Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС……………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Реферат выполнен в соответствии с учебным планом и включает в себя материалы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Представленная работа посвящена теме: «Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС ».
Масштабность, частота и разнообразие происходящих на территории России чрезвычайных ситуаций, их негативное воздействие на окружающую среду и социальную обстановку в обществе требуют соответствующих мер экономического и правового характера по предупреждению и ликвидации ЧС. Каждый имеет право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и на требование гарантий обеспечения реализации этого права от Правительства РФ и других органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения.
Каждый человек в случаях
Цель данного реферата: рассмотреть и проанализировать права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
В ходе работы следует выполнить ряд задач: ознакомиться с нормативно-правовой базой в области защиты от ЧС, с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), рассмотреть права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
I.Нормативная правовая база в области защиты от ЧС
Каждый житель России находится под защитой государства. В
России существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют права, обязанности и ответственность организаций, общественных объединений, а также должностных лиц в обеспечении безопасности людей. Существует и нормативно-правовая база в области защиты населения, которая регулирует не только обязанности предприятий и государственных органов, но и самих граждан. Помимо обязанностей, нормативно-правовыми актами регулируются права и ответственность в области ЧС, а также оговариваются вопросы финансирования, льгот, а также социальной поддержки и реабилитации пострадавших от ЧС.
Рассмотрим основные законодательные акты :
Конституция Российской Федерации является основой всего текущего законодательства в государстве. В ней изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства». Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст.6, п.2).Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция разграничивает сферы комᴨȇтенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72).
Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства др.
Центральное место в группе базовых нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности от ЧС занимает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Закон урегулировал отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием действовавшей к моменту его принятия РСЧС, как уникальной общенациональной системы. Он юридически закрепил такие понятия как «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций», «ликвидация чрезвычайных ситуаций», «зона чрезвычайной ситуации». Статья 4 этого закона определяет структуру РСЧС, её основные задачи, принципы построения, порядок выполнения задач и взаимодействия основных её элементов. В главе IV определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших. В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.). В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности. Он закрепляет такие базовые юридические термины в области жизнедеятельности человека, общества и государства как «безопасность», «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угроза безопасности». Основные объекты безопасности, по этому закону, — личность (с её правами и свободами), общество (с его материальными и духовными ценностями), государство (с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью). По этому закону (ст. 12) формирования ГО и органы службы ликвидации последствий ЧС включаются в состав сил обеспечения безопасности.
Федеральный закон «О пожарной безопасности».В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует в этой области широкий спектр отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.). Закон принят в целях защиты жизни , здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).
В законе определены задачи в области ГО, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.).В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
ФЗ «О чрезвычайном положении». Данный закон определяет правовые основы введения особого режима деятельности органов государственной власти и управления, организаций, устанавливает допустимые при этом режиме ограничения конституционных прав и свобод граждан. Закон предусматривает возможность введения чрезвычайного положения в соответствующих случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера. Закон обусловливает определенный порядок функционирования РСЧС в этом особом режиме.
ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
Закон устанавливает статус, основы правовой и социальной защиты спасателей, граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС. Он юридически закрепил такие основополагающие термины как «аварийно-спасательная служба», «аварийно-спасательное формирование», «спасатель», «статус спасателя», «аварийно-спасательные работы», «неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций», «аварийно-спасательные средства».
ФЗ «О государственном материальном резерве».Закон устанавливает общие принципы и порядок создания и поддержания государственного резерва. Юридически закреплённые в нём ключевые термины и определения позволяют сформировать правовой механизм регулирования отношений, связанных с функционированием единой федеральной системы государственного резерва РФ по обеспечению важнейших нужд государства, в числе которых выступают нужды, связанные с осуществлением неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанием гуманитарной помощи, осуществляемых РСЧС.
Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Обеспечивает государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор, производственный и общественный контроль. Законом определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.
Наряду с федеральными законами, нормативно-правовую базу составляют группы подзаконных актов (ПА) Президента РФ и Правительства РФ.
Группу основных федеральных подзаконных актов составляют:
1) Положение о РСЧС (утв. постановлением Правительства РФ) принят во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяет порядок организации и функционирования РСЧС;
2) Концепция национальной
3) Положение о классификации
чрезвычайных ситуаций
4) Положение о МЧС России (утв. постановлением Правительства РФ), определяет функции, задачи и полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего мероприятия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и др.
Глава II. Российская система предупреждений и действий в ЧС
Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.
1. Структура РСЧС
Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.
Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств ликвидации ЧС, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Информация о работе Права и обязанности граждан РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций