Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:09, реферат
Цель данного реферата: рассмотреть и проанализировать права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
В ходе работы следует выполнить ряд задач: ознакомиться с нормативно-правовой базой в области защиты от ЧС, с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), рассмотреть права и обязанности граждан РФ в области защиты населения.
Введе-ние…..…………………………………………………………………...….3
Глава I.Нормативная правовая база в области защиты от ЧС………………...5
Глава II. Российская система предупреждений и действий в ЧС.
1. Структура РСЧС…………………………………………………………..11
2. Основные цели, задачи, силы и средства РСЧС………………………..14
Глава III. Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
1. Права граждан РФ в области защиты от ЧС………….…………………18
2. Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС……………………..20 Заключе-ние………………………………………………………………...…..…24
Список использованных источни-ков…………………………………………...25
Бывшие штабы ГО преобразованы в управления по делам ГО и ЧС.
Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.
Территориальные подсистемы (республик
в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются
на звенья, соответствующие принятому
административно-
Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.
Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.
РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный уровень появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.
У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.
Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:
1. организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
2. своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;
3. разработка плана ГО;
4. осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;
5. обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;
6. поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.
Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы:
1. связи и оповещения;
2. охраны общественного порядка;
3. противопожарная;
4. аварийно-техническая;
5. убежищ и укрытий;
6. медицинская;
7. противорадиационной и противохимической защиты;
8. автотранспортная;
9. материально-технического снабжения и др.
Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятий и наличия структурных подразделений для их организации.
2. Основные цели, задачи, силы и средства РСЧС
Цели РСЧС:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- ликвидация ЧС
Основными задачами РСЧС являются:
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
• на силы и средства наблюдения и контроля;
• силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
• подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
• контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
• службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
• ветеринарную службу;
• сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
• лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
• службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль над обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю над загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Глава III. Права и обязанности граждан РФ
в области защиты от ЧС
Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права и обязанности граждан.
1. Права граждан РФ в области защиты населения от ЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право:
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации1.
В соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне»:
В соответствии с федеральным законом « О пожарной безопасности» граждане в области пожарной безопасности имеют право на:
В целях обеспечения радиационной безопасности граждане имеют права:
- на радиационную безопасность;
- на получение информации;
- на предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей
деятельность с использованием источников ионизирующего излучения;
- на социальную поддержку граждан, проживающих на территориях, приле-
гающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием
источников ионизирующего излучения;
- на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного
облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиацион
ной аварии, и на возмещение причиненных им убытков;
Граждане Российской Федерации обязаны:
Информация о работе Права и обязанности граждан РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций