Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.
К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ.
К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Содержание работы

1.Правовые законодательные и нормативно-технические
основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………..…..3
2. Законодательная база по охране окружающей среды…………….…………………4
3. Система стандартов безопасности труда…………………………………….……..…..….7
4.Основная законодательная и нормативно-техническая документация
по чрезвычайной ситуациям……………………………………………………………………..…10
5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области
безопасности жизнедеятельно………………………………………………………………….….12
6. Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

 

1.Правовые законодательные  и нормативно-технические

основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………..…..3

2. Законодательная база  по охране окружающей среды…………….…………………4

3. Система стандартов  безопасности труда…………………………………….……..…..….7

4.Основная законодательная и нормативно-техническая документация

по чрезвычайной ситуациям……………………………………………………………………..…10

5. Предложения по совершенствованию  законодательной базы в области

безопасности жизнедеятельно………………………………………………………………….….12

6. Список использованных  источников  ………………………………………….………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности в жизнедеятельности.

    Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

   К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ.

   К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).

   На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.

   Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

   Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных - 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

3

2. Законодательная  база по охране окружающей  среды

    Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

     Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Из других законодательных актов в области

охраныокружающей среды  отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный  кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации "О недрах" (1992 г.) и "Об экологической экспертизе" (1995 г.

    Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов .

"Охрана природы", документы  Министерства природных ресурсов  РФ, Государственного комитета РФ  по охране окружающий среды,  Федеральной службы России по  гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды

   Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст.9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, также, следует указать Гражданский кодекс РФ, закон "О животном мире", и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

    Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы  проектирования    сооружений    различного    назначения,

4

учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального  природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", в котором подробно рассмотрены  мероприятия и устройства по очистке  сточных вод, их обеззараживанию, а  также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы  СНиПов).

   Система стандартов "Охрана природы" - составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов-совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается

соответствии с действующим  законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических  и экономических требований.

Несколько примеров.

  1. Закон "Об охране атмосферного воздуха". В нем изложены основные   положения по охране  воздушного  бассейна    от  загрязнения   и шумов,   от

электромагнитного, радиационного  и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха  в хозяйственных целях и др.

   В этом законодательном акте предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.

    2) Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о

5

природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местах и  курортах.

Общие экологические требования к водопользованию отражены в  Федеральном законе "Об охране окружающей природной среды". Значительное число  подзаконных правовых актов о  водопользовании принято Правительством РФ.

   Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл.11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.

   3) Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст.9, 36, 58). Так, в ст.9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

   В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.

  4) Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ "О недрах" и "Об охране окружающей природной среды", а также на ряде указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональ-

ному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ "О недрах". С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на   площадях

6

водосбора и в местах залегания  подземных вод; охрана месторождений  полезных ископаемых от затоплений, пожаров  и других факторов, снижающих их качество.

    В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране.

  По результатам научно-практической конференции на тему: "Совершенствование государственного регулирования и законодательной базы в области природных ресурсов и природопользования как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности" прошедшей 23 октября 2007 г. были даны следующие рекомендации:

Подготовить и внести изменения:

  - в Федеральный закон от 20 октября 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" об уточнении понятия "прибрежное рыболовство", о нормах, направленных на обеспечение привлекательности доставки уловов на российский берег, об определении общих допустимых уловов для ряда видов водных биоресурсов; в проект федерального закона "Об аквакультуре";

- ускорить разработку  и принятие технических регламентов  о коммунальном водоотведении;

- внести изменения в  Федеральный закон "Об особо  охраняемых природных территориях"  в части более чёткого определения  полномочий работников особо  охраняемых природных территорий";

- На основе программы  социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы) разработать  комплекс мероприятий по обеспечению  населения питьевой водой надлежащего  качества.

3. Система стандартов  безопасности труда

     Стандарты безопасности труда - документы, в которых в целях доброволь-

7

Ного многократного использования устанавливаются характеристики безопасности продукции, правила безопасного осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

  Нормативные документы по стандартизации, в том числе по безопасности труда, действуют на территории РФ в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством РФ, в том числе требованиями ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". К нормативным документам по стандартизации относятся:

государственные стандарты  РФ, применяемые в установленном  порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты организаций, научно-технических  и инженерных обществ, др. общественных объединений.

    В соответствии с Перечнем видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399, в систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, входят стандарты, образующие систему стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с общим порядком, устанавливаемым национальным органом РФ по стандартизации (в настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

     В частности, ГОСТ Р ССБТ разрабатываются и вводятся в действие на основании основополагающих документов Государственной системы стандартизации РФ,

включая положения и требования национальных стандартов:

ГОСТ Р 1.0 "Государственная  система стандартизации РФ. Основные положения";

8

ГОСТ Р 1.2 "Государственная  система стандартизации РФ. Порядок  разработки государственных стандартов";

ГОСТ Р 1.5 "Государственная  система стандартизации РФ. Общие  требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

ГОСТ 12.0.001 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".

В соответствии со ст.211 ТК РФ государственные нормативные требования ОТ обязательны для исполнения юридическими лицами и физическими лицами при  осуществлении ими  любых видов деятельности, в т. ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и др. оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Вместе с тем после введения в действие ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии  

с решениями национального  органа   РФ по стандартизации положения продолжающих свое действие стандартов системы СБТ носят обязательныйнормативный характер в той мере, в какой они соответствуют целям и задачам законодательства о техническом регулировании, а именно целям:

Информация о работе Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельно