Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:30, реферат
Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом.Естественно-научная ориентация науки о безопасности жизнедеятельности выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании – в биологии, физике, химии, медицине и т.д.
12 Виды и сроки проведения инструктажей по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.
Виды инструктажей
По характеру и времени проведения инструктажи
по вопросам охраны труда подразделяются
на: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Вводный инструктаж по охране труда проводится
с:
всеми работниками, которые только поступили
на работу (постоянную или временную) независимо
от их образования, стажа работы по этой
профессии или должности;
работниками, которые находятся в командировке
на предприятии и принимают непосредственное
участие в производственном процессе;
с водителями транспортных средств, впервые
въезжающих на территорию предприятия;
учениками, воспитанниками и студентами,
прибывшими на предприятие для прохождения
производственной практики;
учениками, воспитанниками и студентами
в учебно-воспитательных заведениях перед
началом трудового и профессионального
обучения в лабораториях, мастерских,
на полигонах и т.п..
Вводный инструктаж проводит специалист
по охране труда или лицо, на которое приказом
по предприятию (решением правления) возложены
эти обязанности по программе, разработанной
службой охраны труда с учетом особенностей
производства.
Первичный инструктаж проводится на рабочем
месте до начала работы с:
работником, новоприбывшим (постоянно
или временно) на предприятие;
работником, который переводится с одного
цеха производства в другой;
работником, который будет выполнять новую
для него работу;
командированным работником, который
принимает непосредственное участие в
производственном процессе на предприятии;
студентом, учеником и воспитанником,
который прибыл на производственную практику,
перед выполнением им новых видов работ,
перед изучением каждой новой темы во
время проведения трудового и профессионального
обучения в учебных лабораториях, классах,
мастерских, на участках;
во время проведения внешкольного обучения
в кружках и секциях.
Первичный инструктаж проводится индивидуально
или с группой лиц общей специальности
по программе, составленной с учетом требований
соответствующих инструкций по охране
труда для работников, других нормативных
актов об охране труда, технической документации.
Программа первичного инструктажа разрабатывается
руководителем цеха, участка, согласовывается
со службой охраны труда утверждается
руководителем предприятия, учебного
заведения или их соответствующего структурного
подразделения.
Повторный инструктаж проводится на рабочем
месте со всеми работниками: на работах
с повышенной опасностью - I раз в квартал,
на других работах - I раз в полугодие. Повторный
инструктаж проводится индивидуально
или с группой работников, которые выполняют
однотипные работы, по программе первичного
инструктажа в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводится с
работниками на рабочем месте или в кабинете
охраны труда:
при вводе в действие новых или пересмотренных
нормативных актов об охране труда, а также
при внесении изменений и дополнений к
ним;
при изменении технологического процесса,
замене или модернизации оборудования,
приборов и инструмента, исходного сырья,
материалов и других факторов, влияющих
на охрану труда;
при нарушении работником, студентом,
учащимся или воспитанником нормативных
актов об охране труда, которые могут привести
или привели к травме, аварии или отравления;
по требованию работников органа государственного
надзора за охраной труда, вышестоящей
хозяйственной организации или государственной
исполнительной власти в случае, если
выявлено незнание работником, студентом
или учащимся безопасных методов, приемов
работы или нормативных актов об охране
труда;
при перерыве в работе исполнителя работ
более чем на 30 календарных дней - для работ
с повышенной опасностью, а для остальных
работ - более 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально
или с группой работников общего специальности.
Объем и содержание инструктажа определяются
в каждом отдельном случае в зависимости
от причин и обстоятельств, повлекших
необходимость его проведения.
13 Обязанность и ответственность руководителей предприятий и работодателей за организацию обучения и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности.
Организация обучения и
проверки знаний по вопросам охраны труда
на предприятии
3.1. Работники во время принятия на работу
и в процессе работы, а также ученики, курсанты, слушатели и студенты во время
трудового и профессионального обучения
проходят на предприятии за счет работодателя
инструктажи, обучение и проверку знаний
по вопросам охраны труда, предоставления
первой помощи пострадавшим от несчастных
случаев, а также правил поведения в случае
возникновения аварии.
3.2. На предприятиях на основе Типового
положения, с учетом специфики производства
и требований нормативно-правовых актов
по охране труда, разрабатываются и утверждаются
соответствующие положения предприятий
об учении по вопросам охраны труда, а
также формируются планы-графики проведения
обучения и проверки знаний по вопросам
охраны труда, с которыми должны быть ознакомленны
работники.
3.3. Организацию обучения и проверки знаний
по вопросам охраны труда работников,
в том числе во время профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации на предприятии осуществляют
работники службы кадров или другие специалисты,
которым работодателем поручена организация
этой работы.
3.4. Обучение по вопросам охраны труда
в части организации учебного процесса
(материально-техническое обеспечение,
формирование учебных групп, разработка
наставительно-тематических планов и
программ, форм учебной документации и
порядок их ведения и т.п.) осуществляется
согласно требованиям действующего законодательства.
{ Пункт 3.4 в редакции Приказа Государственного
комитета Украины по промышленной безопасности,
охраны труда и горного надзора N 273 от
16.11.2007 }
3.5. Обучение по вопросам охраны труда
может проводиться как традиционными
методами, так и с использованием современных
видов обучения - модульного, дистанционного
и т.п., а также с использованием технических
средств обучения: аудиовизуальных, компьютерных
наставительно-контрольных систем, компьютерных
тренажеров.
3.6. Работники, которых принимают на работу,
связанную с повышенной пожарной безопасностью,
должны предварительно пройти специальное
обучение (пожарно-технический минимум).
Работники, занятые на роботах с повышенной
пожарной опасностью, один раз в год проходят
проверку знаний соответствующих нормативных
актов по пожарной безопасности, а должностные
лица до начала выполнения своих обязанностей
периодически (один раз на три года) проходят
обучение и проверку знаний по вопросам
пожарной безопасности.
3.7. Лица, которые совмещают профессии,
проходят обучение, инструктаж и проверку
знаний по вопросам охраны труда как по
их основным профессиям, так и по профессиям
совмещения.
3.8. Перед проверкой знаний по вопросам
охраны труда на предприятии для работников
организовывается обучение: лекции, семинары
и консультации.
3.9. Проверка знаний работников по вопросам
охраны труда проводится за нормативно-правовыми
актами по охране труда, соблюдение которых
входит в их функциональные обязанности.
3.10. Проверка знаний работников по вопросам
охраны труда на предприятии осуществляется
комиссией по проверке знаний по вопросам
охраны труда( далее - комиссия) предприятия,
состав которой утверждается приказом
руководителя. Председателем комиссии
назначается руководитель предприятия
или его заместитель, к служебным обязанностям
которого входит организация работы по
охране труда, а в случае потребности создания
комиссий в отдельных структурных подразделениях
их возглавляют руководитель соответствующего
подразделения или его заместитель.
В состав комиссии предприятия входят
специалисты службы охраны труда, представители
юридических, производственных, технических
служб, представитель профсоюза или уполномоченный
нанимаемыми работниками лицо по вопросам
охраны труда. В состав комиссии предприятия
могут привлекаться страховые эксперты
по охраны труда соответствующего рабочего
органа исполнительной дирекции Фонда
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний Украины и преподаватели
охра
уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
14 Схема вступительного и первичного инструктажей.
Вступительный инструктаж
При поступлении на работу со всеми работниками.
С работниками, которые находятся в командировке на предприятии и принимают
непосредственно участие в производственном
процессе.
С водителями транспортных средств, которые
впервые выезжают с территории предприятия.
С учениками, воспитателями и студентами,
которые прибыли на предприятие для прохождения
производственной практики.
С учениками, воспитателями и студентами
в учебно-воспитательных учреждениях
перед началом трудовой и профессиональной
учебы в лабораториях, мастерских на полигонах
Проводит: Специалист по охране труда
или лицо, на которое приказом по предприятию
возложены эти обязанности, а с учениками
- преподаватель или лицо, компетентное
в вопросах охраны труда; а также соответствующие
специалисты
Место проведения: кабинет охраны труда,
который специально оборудован с использованием
современных техн. средств обучения
Программа: разрабатывается службой охраны
труда с учетом особенностей производства
Продолжительность проведения: утверждается
руководителем предприятия
Фиксируется: запись о проведении воспитательного
инструктажа производится в специальном
журнале, а также в документе о принятии
работника на работу;
ученикам - регистрируется в журнале учета
учебной работы;
ученикам и воспитанникам, которые учатся
в учреждениях после школы - в рабочем
журнале руководителем секции, кружка
Первичный инструктаж
С работниками, которые впервые приняты
на работу.
С работником, который переводится из
одного цеха в другой.
С работником, который будет выполнять
новую работу.
С командированным работником.
Со студентом, учеником, воспитанником
Проводит: Руководитель работ, мастер
Место проведения: рабочее место
Программа: составляется с учетом требований
соответствующих инструкций по охране
труда
Продолжительность проведения: на протяжении
2-15 смен должны пройти стажировку под
присмотром специалистов
Фиксируется: в специальном пункте регистрации
прохождения инструктажа
Повторный инструктаж
15 .Правила документального оформления инструктажей.
3.37. При оформлении на работу
каждому, вновь поступающему
3.38. Прохождение инструктажа в отделе
(группе), оформляется в журнале инструктажа
(приложение N 17).
Журнал инструктажа хранится у заведующего
отделом (старшего группы).
3.39. Страницы журнала инструктажа должны
быть пронумерованы и скреплены печатью.
3.40. При переходе работника с одной работы
на другую, в пределах того же отдела или
при изменении технологического процесса,
проведенный вновь на рабочем месте инструктаж
оформляется в обычном порядке (приложение
N 18).
3.41. Общее руководство постановкой инструктажа
по технике безопасности возлагается
на главного инженера библиотеки.
16 Влияние микроклиматических условий на организм человека его самочувствие работоспособность и производительность труда. Гигиенические нормативы оптимальных микроклиматических условий в производственных помещениях.
Микроклимат, особенно температура
воздуха и тепловое излучение, может
меняться на протяжении рабочей смены,
быть различным на отдельных участках
одного и того же цеха.
Длительное воздействие на организм человека
неблагоприятных метеорологических условий
ухудшает самочувствие, снижает производительность
труда и часто приводит к различным заболеваниям
и нарушениям состояния здоровья работника.
Интегральный, обобщающий показатель
ответной реакции организма человека
на термическое воздействие - тепловое
состояние, характеризующееся содержанием
и распределением тепла в глубоких (условно
называют "ядро") и поверхностных
("оболочка") тканях организма и степенью
напряжения механизмов терморегуляции.
17 Классификация токсичных веществ по характеру воздействия на организм человека. Основные источники вредных выделений и возможные загрязнения помещений вредными газами, парами и пылью.
По степени воздействия
на организм вредные вещества подразделяются
на четыре класса опасности:
1-й - вещества чрезвычайно опасные;
2-й - вещества высокоопасные;
3-й - вещества умеренно опасные;
4-й - вещества малоопасные
ксические вещества поступают в организм
человека через дыхательные пути (ингаляционное
проникновение), желудочно-кишечный тракт
и кожу. Степень отравления зависит от
их агрегатного состояния (газообразные
и парообразные вещества, жидкие и твердые
аэрозоли) и от характера технологического
процесса (нагрев вещества, измельчение
и др.).
Преобладающее большинство профессиональных
отравлений связано с ингаляционным проникновением
в организм вредных веществ, являющимся
наиболее опасным, так как большая всасывающая
поверхность легочных альвеол, усиленно
омываемых кровью, обусловливает очень
быстрое и почти беспрепятственное проникновение
ядов к важнейшим жизненным центрам.
18 Личная гигиена при работе с вредными веществами. Организация первой помощи при отравлениях и химических ожогах. Методы и приборы для исследования концентраций вредных газов. Паров и пыли в воздухе производственных помещений.
При работе со всеми вредными
веществами необходимо соблюдать меры
предосторожности:
1) Выполнять правила личной гигиены.
2) Готовить, принимать, хранить пищу и курить - только в специально
отведенных для этого местах (но ни в коем
случае не на рабочем месте!).
3) В рабочих помещениях должны быть устранены
все источники воспламенения: открытое
пламя, раскаленные поверхности, искры
от электронагревателей. Обязательна
защита от статического электричества.
4) Помещения, в которых проводятся работы
с вредными веществами, должны быть оснащены
общей приточно-вытяжной вентиляцией,
а в особых случаях - и местной вентиляцией.
5) Работы с вредными веществами нужно
проводить в вытяжном шкафу при действующей
приточно-вытяжной вентиляции.
6) Обязательно пользоваться средствами
индивидуальной защиты: перчатками, респираторами,
очками и т.п.
Соблюдая перечисленные правила безопасности,
нужно вместе с тем не терять здравого
смысла. Прежде всего, не надо бояться
работать с вредными веществами. Нужно,
разумеется, быть внимательным, однако
следует помнить, что страх уже сам по
себе может вызвать чувство скованности,
напряжения, а это может привести к ошибке
в обращении с тем или иным веществом.ри
химических ожогах необходимо учитывать,
что глубина поражения тканей зависит
от концентрации и длительности воздействия
химического вещества. Поэтому важно как
можно скорее уменьшить концентрацию
и время действия этого вещества. Для этого
пораженное место сразу необходимо промыть
большим количеством проточной холодной
воды в течение 15-20 минут.осле промывания
водой пораженные участки необходимо
обработать соответствующими нейтрализующими
растворами в виде примочек, повязок. Щелочные
- обрабатываются 1-2% раствором борной
кислоты, кислотные - содовым раствором.
Дальнейшая помощь - как и при термических
ожогах.
При анализе запыленности воздуха предпочтение отдают методам, основанным на предварительном осаждении пыли, так как большинство из них позволяют определять массовую концентрацию взвешенных частиц. К недостаткам этих способов следует отнести циклический характер измерения, высокую трудоемкость и низкую чувствительность анализа. Наиболее часто применяют гравитационный, радиоизотопный и оптические методы.
19
Микроклимат производственных
помещений – микроклиматические
условия производственной среды (температура,
влажность, давление, скорость движения
воздуха, тепловое излучение) помещений,
которые оказывают влияние на
тепловую стабильность организма человека
в процессе труда.
Исследования показали, что человек может
жить при атмосферном давлении 560-950 мм
ртутного столба. Атмосферное давление
на уровне моря 760 мм ртутного столба. При
данном давлении человек испытывает комфортность.
Как повышение, так и понижение атмосферного
давления на большинство людей оказывает
негативное влияние. С понижением давления
ниже 700 мм ртутного столба наступает кислородное
голодание, что сказывается на работе
головного мозга и центральной нервной
системы.
Различают абсолютную и относительную
влажность.
Абсолютная влажность – это количество
водяных паров, содержащихся в 1 м3. воздуха.
Максимальная влажность Fmax – количество
водяных паров (в кг), которое полностью
насыщает 1 м3 воздуха при данной температуре
(упругость водяных паров).
Относительная влажность – это отношение
абсолютной влажности к максимальной
влажности, выраженной в процентах:
φ=A/Fmax*100% (2.2.1.)
Когда воздух полностью насыщен водяными
парами, то есть A=Fmax (во время тумана), относительная
влажность воздуха φ =100%.
На организм человека и условия его работы
оказывает влияние также средняя температура
всех поверхностей, ограничивающих помещение,
она имеет важное гигиеническое значение.
Другим важным параметром является скорость
воздуха. При повышенной температуре скорость
воздуха способствует охлаждению, а при
низких температурах переохлаждению,
поэтому она должна быть ограниченной,
в зависимости от температурной среды.
Санитарно-гигиенические, метеорологические
и микроклиматические условия не только
влияют на состояние организма, но и определяют
организацию труда, то есть, продолжительность
и периодичность отдыха работника и обогрева
помещения.
Таким образом, санитарно-гигиенические
параметры воздуха рабочей зоны могут
быть физически опасными и вредными производственными
факторами, оказывающими существенное
влияние на технико-экономические показатели
производства.