Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 07:34, курсовая работа
Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем- то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п.
С другой стороны, это вполне конкретная, ясная и четкая научная категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.
Введение
3
1. Содержание и цель изучения БЖД
5
1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука
5
1.2 Основные положения БЖД
6
1.3 Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД
9
2. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности
11
2.1 Принципы безопасности жизнедеятельности
11
2.2 Методы обеспечения БЖД
13
3. Причины возникновения дисциплины БЖД в России
15
Заключение
19
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение |
3 |
1. Содержание и цель изучения БЖД |
5 |
1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука |
5 |
1.2 Основные положения БЖД |
6 |
1.3 Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД |
9 |
2. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности |
11 |
2.1 Принципы безопасности жизнедеятельности |
11 |
2.2 Методы обеспечения БЖД |
13 |
3. Причины возникновения дисциплины БЖД в России |
15 |
Заключение |
19 |
Список использованных источников и литературы |
25 |
Приложения |
Введение
Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем- то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п.
С другой
стороны, это вполне
Характерно,
что в современных условиях
сущностью безопасности
Различают два типа безопасности:
- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
- реальная
защищенность от опасностей, способность
надежно им противостоять.
- состояние
здоровья населения, среды
Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные). Химические и физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения). Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Благоприятные
условия жизнедеятельности
Безопасные
условия для человека - состояние
среды обитания, при котором отсутствует
опасность вредного
Безопасность
жизнедеятельности (БЖД) - комплексная
дисциплина, изучающая возможности
обеспечения безопасность
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.
1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.
Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:
-теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
-разработка принципов и методов защиты от опасностей;
-разработка
и рациональное использование
средств защиты человека и
среды обитания от негативного
воздействия техногенных
-непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
-моделирование
и прогнозирование развития
-обучение населения основам защиты от опасностей;
-разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
-разработка
мер по обеспечению
Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
БЖД — система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания (Приложение 1).
Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ
БС — достижение безаварийных ситуаций
ПТ — предупреждение травматизма
СЗ — сохранение здоровья
ПР — повышение работоспособности
КТ — повышение качества труда
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности так же должны быть решены следующие задачи:
1) идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);
2) защита от опасностей или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;
3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;
4) создание комфортного состояния среды обитания.
Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.
Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.
Под безопасностью понимается
такое состояние объекта
В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.
Критерием безопасности
техносферы являются введение ограничений
на концентрации веществ и потоков
энергии в жизненном
Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).
На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.
Любая деятельность потенциально опасна.
Количественная оценка опасности — риск (R).
,
Информация о работе Причины возникновения дисциплины БЖД в России