Причины возникновения дисциплины БЖД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем- то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п.
С другой стороны, это вполне конкретная, ясная и четкая научная категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.

Содержание работы

Введение
3
1. Содержание и цель изучения БЖД
5
1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука
5
1.2 Основные положения БЖД
6
1.3 Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД
9
2. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности
11
2.1 Принципы безопасности жизнедеятельности
11
2.2 Методы обеспечения БЖД
13
3. Причины возникновения дисциплины БЖД в России
15
Заключение
19
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Дисциплина БЖД.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 

где n - число случаев,

N - общее количество людей.

По статистике n = 500 тыс. чел. ( погибают неестественной гибелью на пр-ве за год)

N = 160 млн. чел.

Существует  понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10-6 .

1.3  Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД

Основные положения  изложены в Конституции РФ, в законе по охране труда и охране природы , в Трудовом кодексе РФ.

В качестве подзаконных  актов выступают ГОСТы, Нормы  и Правила.

Взаимодействие  гос. надзора, ведомственного и общественного  контроля (приложение 3).

  1. Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.
  2. Гос. надзор в соотв-вии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:
  3. 1. спец. уполномоченными инпекциями, независящие в своей д-ти от д-ти предприятия (Роскомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);
  4. 2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.
  5. Ведомственный контроль осущ-ся министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
  6. Общественный контроль — ФНП в лице профсозных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Организация службы охраны труда и природы на предприятии

Директор несет  основную ответственность за охрану труда и природы.

Организационными  работами, связанными с обеспечением охраны труда и природы заним. гл. инженер.

Отдел охраны труда (подчиняется гл. инженеру) решает текущ. вопросы, связанные с обеспеченем безопасности труда.

Функции отдела охраны труда:

  1. контрольная (соблюдение приказов)
  2. обучающая
  3. представители отдела выступают в качестве экспертов при разработке тех. решений
  4. отчетность по вопросам травматизма и проф. заболеваниям.

 

2. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности

 

2.1 Принципы безопасности жизнедеятельности

Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Теоретическое и познавательное значение принципов  состоит в том, что с их помощью  определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:

1.Ориентирующие,  т.е. дающие общее направление  поисков решений в области  безопасности; к ориентирующим принципам  относятся, в частности, принцип  системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

2.Управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

3.Организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

4.Технические;  эта группа принципов подразумевает  использование конкретных технических  решений для повышения безопасности.

На последней  группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и  разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:

-защита количеством  (снижение количественных характеристик  негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

-защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;

-защита с  помощью ограждений;

-экранирование;

-блокировка;

-герметизация;

-принцип слабого  звена (применение предохранителей,  например, плавких предохранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).

В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.

Принципы обеспечения  безопасности необходимо рассматривать  во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие  друг друга.

Некоторые принципы относятся к нескольким классам  одновременно. Принципы обеспечения  БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

 

2.2 Методы обеспечения БЖД

Как известно, метод - это  способ достижения цели. Здесь целью  является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производственная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь определенного уровня безопасности.

Принято выделить четыре метода БЖД:

А-метод: пространственное или  временнóе разделение гомосферы  и ноксосферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)

Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого  результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).

Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируется в зависимости  опасных и вредных факторов (СКЗ  от шума, вибрации и т.п.)

СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:

-ограждения;

-блокировочные устройства;

-тормозные устройства;

-предохранительные устройства;

-световая и звуковая  сигнализация;

-приборы безопасности;

-знаки безопасности;

-устройства автоматического  контроля;

-устройства дистанционного  управления;

-заземление, зануление;

-вентиляция, отопление, кондиционирование.

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.

Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности, а ведь они должны применяться в тех случаях, когда безопасность не достигается с помощью других средств (организационных, технических и др. решений применения СКЗ). Поэтому СИЗ обязательно должны оцениваться по защитным и функциональным показателям.

К средствам  БЖД следует также отнести  так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

 

3. Причины возникновения дисциплины БЖД в России

 

Основными причинами  возникновения БЖД в России являются:

Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного  возраста)

Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и  решение данных проблем очень  важной для нашей страны, так как  по прогнозам, России в обозримом  будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения  демографической проблемы необходимо:

Увеличить рост ВВП

Модернизировать государственную систему защиты человека

Сформировать  научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности.

По данным Всемирной  организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями  жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика  негативных факторов:

-Личное безопасное  поведение

-Выбор места  жительства

-Соблюдение  правил и норм охраны труда

-Соблюдение  здорового образа жизни

-Коллективные  меры безопасности деятельности

-Безопасные условия деятельности

-Защита населения  от техногенных и естественных  катастроф

-Разработка  законодательной базы в области  здравоохранения

-Обеспечение  качественного состояния среды  обитания

-Рациональное  использование ресурсов и отходов

-Соблюдение норм безопасности и экологичности

-Безопасность  жизнедеятельности — наука о  комфортном взаимодействии человека с техносферой.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность  современного общества.

Дисциплина  Безопасность жизнедеятельности включает три блока: Охрана труда, промышленная экология, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эти блоки включают систему модулей представленных в приложении 4.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых  теоретическими знаниями и практическими  навыками, необходимыми для:

-идентификации  негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

-прогнозирования  развития этих негативных воздействий  и оценки последствий их действия;

-создания комфортного  (нормативно допустимого) состояния  среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

-проектирования  и эксплуатации техники, технологических  процессов и объектов экономики  в соответствии с требованиями  но безопасности и экологичности;

-разработки  и реализации мер защиты человека  и среды обитания от негативных воздействий;

-обеспечения  устойчивости функционирования  объектов и технических систем  в штатных и чрезвычайно опасных  ситуациях;

-принятия решений  по защите производственного  персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать:

- теоретические  основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»;

- основы взаимодействия  человека со средой обитания  и рациональные условия деятельности;

-анатомо-физиологические  последствия воздействия на человека  травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций;

-средства и  методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

-экобиозащитную  технику; 

-методы исследования  устойчивости функционирования  производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Информация о работе Причины возникновения дисциплины БЖД в России